Концерт-симфония для фортепиано и симфонического оркестра выпускника консерватории Андрея Иванова поражает необузданной энергией, страстностью и мощью образов.
О концертах XVII пленума композиторской организации Карелии
Каждые пять лет композиторы и музыковеды республики, объединенные в творческом союзе, собираются для подведения итогов работы за прошедшее пятилетие и выбирают (или перевыбирают) председателя и правление организации. В былые годы это выливалось в настоящий праздник: к нам приезжали гости не только из руководящих органов, но нередко и коллеги из других творческих союзов. Живой обмен впечатлениями от прослушанной музыки, а ее было много, самостоятельные программы посвящались хоровым произведениям, при жизни Г. Синисало один из вечеров иногда отдавался балету. Искренний интерес к повседневной жизни нашего союза, критические замечания и одобрение – всё это было естественным процессом. И дискуссионная часть посещалась не только членами союза, но приходили писатели, художники, журналисты и просто интересующиеся судьбами национального искусства люди.
Но времена меняются, иным становятся и стиль жизни, и отношение к происходящему, в частности, к культуре, которая уже давно финансируется по остаточному принципу. Процветает у нас только эстрада, чаще всего низкопробная, а то и вовсе бездарная. Когда-то у союза композиторов было свое помещение, где мы собирались для прослушивания и обмена мнениями о новых произведениях, но с того момента, когда организация была выдворена из помещения бывшей кирхи, другое помещение так и не было предоставлено. Маленькая комната, выделенная музыкальным колледжем имени К. Раутио, – не выход из положения, там даже невозможно собраться всем членам организации одновременно.
Вообще процессы, происходящие с нашим образованием в целом и с художественным, в частности, пока оптимизма не вызывает. На наших глазах разрушается устоявшаяся в течение десятилетий система музыкального образования – достаточно познакомиться с тем, что происходит со Специализированной школой искусств, узнать о том, что из образовательного процесса музыкальных школ настойчиво вытесняется предмет сочинение музыки. А ведь наукой давно доказано, как благотворно действует музыкальное воспитание на креативность формирующейся личности и вообще на мыслительные способности человека. Размышлять в этом направлении можно долго, но вернемся к прошедшему пленуму.
Как это ни грустно, на сей раз к нам никто не приехал ни из Москвы, ни из Петербурга. И на вопрос «почему?» вряд ли можно получить вразумительный ответ. Однако в целом пленум прошел вполне успешно, подтверждением чему стал и отчетный доклад правления организации, представленный заслуженным деятелем искусств Карелии и России Александром Белобородовым, и высказывания при обсуждении проделанной работы, и два состоявшихся концерта – симфонический и камерный.
Организация неизменно пребывает в плодотворном процессе, каждый работает по возможности интенсивно. К сожалению, естественный процесс жизни кого-то уводит из наших рядов, но приходит добротное молодое пополнение, — воспитанники нашей консерватории. И хотя некоторые из них покидают Петрозаводск, организация не скудеет новыми талантами. В последние годы в союз были приняты Елена Савина, Полина Крышень, Татьяна Кончакова (правда, последняя пока еще не утверждена в Москве).
Композиторами создано много разной музыки, музыковедами написано не только обилие статей, но и выпущены серьезные монографии. Большая часть исполненной музыки создана именно в прошедшее пятилетие, и лишь немногие произведения стали напоминанием минувшего. Самый старший член композиторской организации Геннадий Вавилов решил повторить созданные довольно давно «Концерт для струнного оркестра» и «Сонату для фортепиано № 15″ под названием “ XX век“». Хоровое произведение Ольги Седовой «Свеча горит» на стихи Татьяны Гликман тоже создано много лет назад. В принципе такое не возбраняется, композитор волен предлагать для исполнения любое произведение.
И все же большая часть прозвучавшей музыки родилась за прошедшие пять лет. Новый балет «Лемминкяйнен», из которого в симфонической программе прозвучала пятичастная сюита, написал автор многих театральных опусов Борис Напреев. В камерной программе он также представил небольшое сочинение — «Фантазию по мотивам русских народных протяжных песен»» для вокального ансамбля. Симпатичную «Сюиту для четырех кларнетов» показал Владимр Угрюмов. Весьма оригинальное сочинение под названием «Оранжевая композиция в трех взглядах» для гобоя, двух виолончелей и фортепиано предложила Елена Савина. Очень непростую кантату для академического хора и ударных инструментов на слова вавилоно-аккадского эпоса как по содержанию, так и по воплощению под названием «Энума эпиш» сочинила в эпической манере Полина Крышень. Анастасия Сало, творчески очень активный автор, создавшая уже много произведений в разных жанрах, показала образно богатое, красочное по оркестровому решению «Концертино для фагота и симфонического оркестра». Очень порадовала Татьяна Кончакова миниатюрами из цикла «Карельские картинки» для деревянных духовых инструментов и фортепиано.
Самым удивительным явлением среди исполненных произведений оказался «Концерт-симфония для фортепиано и симфонического оркестра» выпускника консерватории, только входящего в самостоятельную профессиональную жизнь и еще не принятого в композиторскую организацию Андрея Иванова. При том, что прозвучала только первая часть задуманной композиции, произведение поразило необузданной энергией, страстностью и мощью образов. Конечно, не все в этом произведении безукоризненно и безоговорочно приемлемо, но большой творческий потенциал Андрея очевиден и позволяет надеяться на серьезное будущее молодого автора.
Как всегда неоценимую поддержку композиторам оказали карельские музыканты. И прежде всего это симфонический оркестр, программу с участием которого с огромным личным вниманием и интересом к новой музыке осуществил главный дирижер оркестра Анатолий Рыбалко. В камерном концерте блеснули мастерством солисты оркестра: заслуженный артист России Игорь Петряков (флейта), заслуженный артист Карелии Леонид Янишин (кларнет), фаготист Валерий Дзюбук, лауреат международных конкурсов виолончелистка Нина Феофанова.
В концертах приняли участие несколько пианистов в разных ролях. Труднейшую партию солиста в «Концерте-симфонии» Иванова исполнил лауреат международных конкурсов Александр Соловьев. Сонату Вавилова ярко интерпретировала лауреат международного конкурса Баренц региона Юлия Скачкова. Фортепианные миниатюры Угрюмова демонстрировала Наталья Макарова. И, конечно же, достойным участником ансамбля солистов филармонии выступила лауреат международных конкурсов концертмейстер консерватории Елизавета Фалинова. Нельзя обойти и всех других инструменталистов, участвовавших в разных ансамблях: с солиста весьма сложного «Концертино для фагота» Анастасии Сало Матвея Мелешина, лауреата международных конкурсов Павла Попова (гобой), лауреата международных конкурсов Илью Досяка (виолончель) и четырех кларнетистов – Геннадия Бояренцева, Дениса Шендрика. Анну Волкову, Юлию Харланову.
Программы концертов украсила и вокальная музыка. Ансамбль в составе Алексея Умнова, Николая Маташина, Владимира Горбунова, Людмилы Стельмашенко, Анны Витоль во главе с руководителем Ириной Копачёвой исполнил «Фантазию по мотивам русских протяжных песен» Напреева.
Прозвучавшие в концерте 5 октября хоровые сочинения – кантата Полины Крышень для смешанного хора и хор a’capella для женского коллектива «Свеча горит» Ольги Седовой исполнили замечательные коллективы консерватории под управлением Евгении Дыга. Кстати, женский хор принял участие в международной хоровой ассамблее, прошедшей летом в Сочи и завоевал там золотую медаль, с чем поздравляем этого талантливого хормейстера, обладательницы многих призов в других состязаниях.
2017 год – особый для Союза композиторов: ему исполнится 80 лет. Дата славная и ко многому обязывающая. Что ж, будем готовиться.
От имени Союза композиторов
с благодарностью всем исполнителям
Наталия Гродницкая, музыковед
Фото Марины Трубиной