Главное, Культура

«Я послал вам петроглиф…»

Фото Игоря Георгиевского
Онежские петроглифы

Нынешний год может стать для карельских петроглифов переломным.

 

Онежские петроглифы были открыты в 1848 году, беломорские в 1926-м. Но только в последние десятилетия ХХ века началось активное их изучение, появились многочисленные публикации, сделавшие карельские петроглифы известными во всем мире. Но вот брендом Карелии, наряду с Кижами и Валаамом, петроглифы пока не стали. Почему?

Беломорские петроглифы. Панорама Залавруги

На этот и другие вопросы попытались найти ответы участники круглого стола, который прошел в Национальном музее – «Петроглифы: изучение, сохранение и использование». Встреча прошла в рамках мероприятий выставки «Наскальная живопись каменного века: от петроглифов Сахары к петроглифам Карелии и писаницам Финляндии», которая завершает работу в музее. Правда, круглому столу не хватало дискуссии, но ответы на ряд вопросов можно было получить, ведь на встречу пришли ведущие специалисты по карельские петроглифам – Юрий Александрович Саватеев и Надежда Валентиновна Лобанова.

Танцовщины из Алжира. 10-8 тысяч лет назад

Круглый стол по петроглифам в Национальном музее Карелии

Ученым известно, когда были созданы карельские петроглифы, – 6 -6,5 тысяч лет назад. Кстати, наши петроглифы весьма молодые, рисункам, которые представлены на фотографиях выставки, по 10- 12 тысяч лет. Но в ряде стран нашли петроглифы, созданные 17-27 тысяч лет! Отрезок времени, который даже в ХХI веке  очень трудно представить. Есть гипотеза и того, кто оставил у нас в Карелии петроглифы, наиболее распространено мнение – предками финно-угорских народов. Но вот разброс вариантов ответа на вопрос «зачем их выбивали на скалах?» велик. Одни считают, что петроглифы – элементы обрядов и верований древних народов, другие предлагают совершенно фантастическую гипотезу, предполагая, что это закодированное послание наших предков в будущее! Наконец, популярен и такой вариан:  петроглифы – это обсерватории, лунные календари, которыми пользовались древние племена.

Юрий Александрович Саваттеев уверен, что наука о петроглифах еще молодая и у нее все впереди, тем более что каждый видит в них свое. Кто беса с рогами, а кто космонавта в шлеме.

К тому же процесс открытия новых наскальных рисунков не завершен, что подтвердила Надежда Валентиновна Лобанова (на снимке слева), каждое лето работающая на Залавруге, где вместе с учениками и помощниками открывает десятки новых рисунков каждый год.

Несмотря на то что зал петроглифов в Национальном музее один из лучших в постоянной экспозиции, благодаря трем обломкам скал с онежскими петроглифами и прекрасными фотопанно, выполненными Игорем Георгиевским, петроглифы должны находиться там, где они были созданы и открыты спустя тысячелетия, – в своем культурно-историческом ландшафте. Здесь ученые едины во мнении.

Надежда Лобанова считает, что петроглифы создавались не в случайных местах, а в особых, наиболее живописных, почитаемых и посещаемых. Люди собирались здесь в определенное время года для совместных празднеств и ритуальных церемоний. Впрочем, решить вопрос сохранения историко-культурного ландшафта одним ученым не под силу, это задача всех уровней власти, в первую очередь тех, на чьей территории находятся петроглифы.

И одним из главных встал сегодня вопрос обеспечения сохранности  заповедных мест, а точнее борьба с современными варварами. Которые топчутся по наскальным рисункам, «не замечая» мостки, оставляют между изображениями свои «автографы». А рыбаки и охотники  часто, не задумываясь, разводят костер прямо на петроглифах. Появились уже и собиратели древних раритетов. При этом карельские петроглифы объявлены памятниками истории и культуры федерального значения. Однако деньги из центра удалось получить только в последние два года – на удаление последствий урагана в местах скопления петроглифов.

Проблема в существующем законодательстве и в том, что у наших петроглифов до последнего времени… не было хозяев. Но, по словам специалистов Министерства культуры РК, 2013 год может стать для карельских петроглифов переломным, работа  над оформлением соответствующих документов должна завершиться, что поможет и навести порядок и получить финансирование. А там можно подумать о подаче заявки на включение карельских петроглифов в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что притягательного в этих наивных рисунках, чем они так притягивают людей, что они хотят найти, вглядываясь в фигурки людей и зверей, выбитые тысячелетия назад кремниевым зубилом (впрочем, есть наскальные рисунки, нанесенные краской)? Это еще одна загадка петроглифов – вчера, сегодня и завтра.

 

Фото Игоря Георгиевского и автора

 

  • Алексей Конкка

    Ничего кроме забора, мостков и серьезной круглосуточной охраны на местах скопления петроглифов придумать невозможно. Думается, что это можно сделать с умом и без разрушения общего ландшафта, если будет желание. Было бы желание! К сожалению, похоже на то, что деньги нынче из Москвы выделяются только в случае получения многократной прибыли. Одна надежда на республику.