Новые «Три медведя» – заново переосмысленная кукольная история о Маше, буквально взорвавшей мирный медвежий быт.
В Театре кукол РК вспомнили, что у известной сказки Льва Толстого «Три медведя» английские корни (и называлась она, между прочим, «Златовласка и Три медведя» – «Goldilocks and the Three Bears») и поставили историю о разнице менталитетов – русского и британского.
Конечно же, спектакль адресован самым маленьким зрителям от трех лет. Но и взрослые, которые приведут детей в театр, обнаружат, что до боли знакомые сюжеты обладают свойством продуцировать новые смыслы и неожиданную стилистику. Эта особенность сделала детскую постановку любопытной для взрослых зрителей и, кроме того, позволила актерам с особенным драйвом выходить на сцену. Что полно неожиданных открытий, то и играть интересно.
Театр давненько не ставил классических ширмовых спектаклей с тростевыми куклами и при этом полным отсутствием «живого» актера на сцене. Таких «образцовских» спектаклей в принципе сегодня в России ставят все меньше. Классику, возведенную в эталон основателем советского театра кукол Сергеем Образцовым, потихоньку сменяют модернистские, авангардные театральные приемы.
Новые «Три медведя» – классика только формально. По сути, это заново переосмысленная кукольная история о Маше, буквально взорвавшей мирный медвежий быт.
Эта постановка заставила попотеть всех. И художника Марину Зленко, создавшую два разных, но очень симпатичных мира – русского хуторка и английского аристократического дома. И новоиспеченного режиссера и по совместительству одного из ведущих актеров театра Дмитрия Будникова, который уже мощно продемонстрировал свои таланты постановщика в новогоднюю кампанию. И актрису театра Наталью Васильеву, дебютировавшую в этом спектакле в качестве инсценировщика, то есть написавшую оригинальную пьесу по всем известной сказке. И занятых в спектакле актеров – некоторым из них пришлось вспоминать (а кому-то и осваивать) систему вождения тростевых кукол за ширмой.
Маша в спектакле – рыжая бестия, обладающая ядерной артистической энергией. Любительница музыки и громкого пения, не расстающаяся с балалайкой. Выросший в деревне, на свежем воздухе в окружении милых домашних животных (кошки, свиньи, козы – обратите внимание на сельский антураж спектакля!), этот ребенок не знает удержу в проявлениях своего темперамента.
По дороге к домику медведей Маша встречается еще с несколькими персонажами, на фоне которых эта цельная, необработанная цивилизацией и воспитанием натура выглядит еще более неуправляемой. Но и трудолюбивому домовитому Ежику, и вегетарианцу и спортсмену Волку далеко до образцово-показательной медвежьей семьи.
Медведи в спектакле – существа просто патологически воспитанные и сдержанные.
Аристократический быт воссоздан художником подробно и с любовью: шелковые обои в цветочек, вольтеровское кресло, старинные настенные часы, шпага над кроватью, напоминающая, видимо, о былых подвигах главы семейства… Вот в эту стерильную обстановку Маша и внесет долю здорового хаоса. Страшно подумать, что от всего этого останется после вторжения безудержной селянки.
Столкновение двух менталитетов приводит не к конфликту, как мог бы ожидать зритель, а к неожиданному взаимообогащению всех персонажей. Ведь Маше явно не хватает умения держать себя в руках, а медведи уж больно чопорные и холодные. Великодушие и доброта неожиданно сделают участников потенциального конфликта друзьями.
Трудно сказать, подействуют ли на малышей педагогические лобовые смыслы, заложенные и в самой сказке, и в спектакле – мол, нужно быть воспитанным и вести себя хорошо (а в этом возрасте они, эти смыслы, конечно, имеют большое значение – ведь ребенок только учится отличать плохое от хорошего). Но новый художественный взгляд на старую историю вполне может вдохновить родителей на беседу с ребенком не только о правилах поведения, но и вообще «за жизнь». И об Англии, и об умении прощать, и не исключено, что о вегетарианстве…
Фото театра кукол РК