Культура

Корифей хора

www.neva24.ru
Владислав Чернушенко

В истории музыкальной культуры есть личности исключительные. К таким, бесспорно, можно отнести художественного руководителя и главного дирижера Государственной Академической капеллы имени М.И.Глинки Владислава Чернушенко.                           

 

Мы должны быть благодарны Чернушенко за то, что

                                                     он «реставрировал» Петербургскую певческую Капеллу,

                                                     как реставрируют старинную икону. Эта сложная и

                                                     кропотливейшая работа выдвинула его в число

                                                     крупнейших фигур русской музыки. В нашем хоровом деле

                                     Владислав Александрович сегодня – музыкант номер один.  

                                                                                 Георгий Свиридов

 

Владислав Александрович Чернушенко  – народный артист СССР, лауреат Государственных премий РСФСР имени М.И.Глинки (1981) и РФ (1995), профессор. Громадный талант и невероятная трудоспособность позволяют ему на разных этапах жизненного пути с одинаковым успехом дирижировать оперными и балетными спектаклями, симфоническими, камерными, вокально-инструментальными и хоровыми концертами, читать лекции, вести дирижерский класс, организовывать и проводить фестивали и конкурсы, руководить двумя старейшими русскими музыкально-профессиональными учреждениями — Капеллой Санкт-Петербурга (с 1974 года по настоящее время) и Санкт-Петербургской консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова (1979 – 2002). 

 

Этот очерк основан на рассказах Маэстро, выдержках из его статей, выступлений и  на личных впечатлениях автора, имеющего честь уже тридцать лет общаться с выдающимся русским музыкантом.

 

Владислав Александрович Чернушенко прошел путь от школьного учителя пения до всемирно известного дирижера. С его именем связано возрождение исполнительских традиций старейшего и самого знаменитого русского хора — Певческой Капеллы Санкт-Петербурга. Почти сорок лет он бессменно руководит хором Капеллы и отдаёт всего себя любимому коллективу. Возглавив Капеллу в 1974 году, Чернушенко в короткие сроки возвратил её в число лучших хоров мира. Именно ему принадлежит заслуга первопроходца в возрождении русской духовной музыки

 

Человек гигантского таланта, выдающийся музыкант и гражданин, он очень скромен и беззаветно предан Капелле: «О себе говорить трудно, да и не нужно. А о Капелле, хоть она и вплотную ко мне, надо! Ибо хор этот есть национальное достояние России. Один из светлых ликов Родины, её песня, её слава. Как бережём честь и достоинство её, пусть поведают те, кто слушал Капеллу в последние годы. Поистине, судьба Капеллы удивительна и прекрасна, как удивительна и, несмотря ни на что, прекрасна судьба народа, её создавшего. Сохраненная в годы великих испытаний и бед, она утвердила в мире славу русского певческого искусства. Нынешней Капелле эта слава завещана. В ней – связь времен и преемственность традиций, в преумножении её – наш долг и жизнь наша» (выделено мною. – Ю.С.).  

 

В 1983 году, в год 80-летия знаменитого директора музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском Семена Степановича Гейченко, в июле месяце Капелла приехала в заповедник и там состоялось мое первое  личное знакомство с Владиславом Александровичем Чернушенко. Семен Степанович вообще был для меня человеком, благодаря которому  познакомился с очень многими выдающимися деятелями нашей культуры. С С.С. Гейченко у В.А. Чернушенко были давние творческие и товарищеские связи, так как Владислав Александрович много лет возглавлял Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, а консерваторские музыканты были постоянными и желанными гостями в заповеднике и участниками мероприятий на памятных датах в честь Пушкина.

 

Никогда не забыть исполнение фрагментов «Всенощной» Рахманинова у стен Успенского собора Святогорского монастыря, прямо у могилы Пушкина. Жарким июльским вечером у могилы великого поэта божественно звучала музыка другого русского гения, которую хор Капеллы под управлением Чернушенко исполнил с большим внутренним воодушевлением. Никогда больше я не слышал такого исполнения, впечатление от которого усиливало само место

Капелла в этот приезд пела и в Михайловском у домика поэта, и в Тригорском в доме Осиповых-Вульф, и в Петровском, где находится дом Петра Абрамовича Ганнибала.  Было видно, что хористы волнуются, памятуя о том, где они выступают. Петь в святых пушкинских местах это честь для любого музыкального коллектива.  

Вот с этих концертов и началось мое близкое знакомство с Чернушенко  и преклонение перед его талантом и мастерством.

 

Владислав Александрович, если можно так выразиться, сын Капеллы. В 1944 году, восьмилетним мальчиком блокадного Ленинграда, попал он сюда и всю жизнь отдал этому Дому: «Я счастлив, что этот Дом, куда вошел голодным и раздетым пацаном, одел меня, обул, накормил, дал профессию и научил жить. Научил беречь, беречь эту землю – стараться сохранить все, что громадным трудом, кровью и потом добывали для нас наши отцы и деды. И то, что мы позволяем подчас так беззастенчиво транжирить… А все это святыни».

 

 

Именно здесь, в Капелле, наряду с певческим опытом возникли русские композиторская и инструментальная школы, давшие (задолго до открытия консерваторий в Петербурге и Москве) начало появлению со временем своих оркестров, оперных театров, да и самих консерваторий.

Маэстро считает, что Капелла – величественный памятник русской культуры. Но не музей, где время остановилось, а родник, утоляющий жажду прекрасным звучанием бессмертных творений человеческого гения. Главные составные в работе Капеллы – это два коллектива: хор и оркестр: «Для меня громадное счастье, что я могу выйти на сцену и работать с любимыми, дорогими для меня артистами – солистами хора, солистами оркестра. Потому что, какой бы ни был дирижер замечательный и выдающийся, какой бы ни был маршал или генерал, если у него нет обученных солдат – он беспомощен в любом сражении. А каждое наше выступление – это сражение. И каждый солдат – это не безликая фигура, которая может только выполнять команды. Каждый – творец! И то, чего нам иногда удается достигнуть – не скажу: художественного совершенства, но хотя бы приблизиться к замыслам великих композиторов – это величайшая награда для нас» (выделено мною. – Ю.С.).

 

Репертуарный диапазон маэстро огромен: русская, зарубежная классика, народная музыка, произведения современных композиторов. Неутомимо и вдохновенно проводит он концерты, согревая жаром своего сердца души людей, даря им добро и радость. С концертами Капелла объездила всю Россию, многие европейские страны, пела в Японии и в США, представляя русскую культуру и умножая славу Петербурга как культурной столицы страны. За рубежом ее знают как «хор Глинка», ибо Капелла с 1954 года (года 150-летия со дня рождения М.И. Глинки) носит имя великого русского композитора. 

 

Руководить хоровым коллективом – дело не только сложное, но и тонкое. По мнению В.А. Чернушенко, «хор – это, конечно, самый сложный инструмент из всех, которые существуют. Самый капризный, изменяющийся – потому что нет ни одного следующего дня, чтобы хор был тот же самый. Сегодня два человека не выспались – это уже другое звучание. Поссорились – уже другое. Трех человек нет на репетиции – это совершенно другой хор. И вот каждый Божий день его нужно строить заново, каждый Божий день! Если ты этого не делаешь, у тебя не будет результата. Ну и выше ничего нет, потому что, когда правильно звучит хор («правильно» – это свиридовское слово), – когда он звучит правильно, это – высшее чудо! Это Господь разговаривает с миром…».

 

У него есть особо чтимые и любимые композиторы. К ним, я думаю, надо в первую очередь отнести Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина. Все трое обладают дивным  мелодическим даром, своей интонацией, своим тембром и уникальной неповторимой русскостью. Вот что говорит В.А. Чернушенко: «Мы знаем мировых гениев, без которых русская музыка была бы обделена, что ли. Но, впитав эту мировую культуру, нам удалось сказать свое собственное слово, которое вошло в мир не попрошайкой, не сбоку, вошло для того, чтобы насытить его колоссальной силой экспрессии, ума, таланта и той правды, той духовности, которых Запад во многом лишен. Вот это рациональный, упорядоченный мир Запада. Россия его все время как бы сотрясает и заставляет вспоминать о том, что меркантилизм, вещизм – это преходяще. Но есть ценности нетленные. К ним относятся высшие проявления человеческого духа, выраженные в искусстве, в культуре, в литературе нашей. И то, что Гаврилин и Свиридов – представители этого духа, человеческого или творческого, для меня ценность наиглавнейшая» (выделено мною. – Ю.С.).

 

Вместе со Свиридовым в 1995 году В.А. Чернушенко была присуждена Государственная премия России за исполнение монументального хорового цикла «Песнопения и молитвы». Это произведение как бы исповедь художника перед Богом. Свиридов, по словам Чернушенко, «жил для России, писал о России, об одной России и во славу ее. Его сердце могло биться только в России только ради нее. Оттого его музыка – это живая родниковая вода, оттого – в душах, испивших ее, возникают святые храмы. Оттого разделенные житейскими заботами люди вдруг ощущают себя соборным народом, оттого в недрах этого народа вновь пробуждается могучий державный дух, крепнет вера, в плоть вливается бодрая сила». На исходе жизни Георгий Свиридов глубоко переживал происходящее в России,

воспринимая это как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию.

 

В.А. Чернушенко любит вспоминать своего учителя по дирижерскому цеху Евгения Мравинского: «Когда-то Евгений Александрович Мравинский, один из главных моих учителей, сказал, будучи на вершине своего могущества дирижерского: «Мы с вами – рабы, прикованные цепями к веслам музыкальной галеры, и наш удел – грести». Вот это понимание ответственности! Это умение не работать, а служить. Служить этой земле, исстрадавшейся и прекрасной – людям, народу, лучше которого в мире нет. Народу, у которого сердце сочувственное. Народу, который смог выдержать невероятные беды и сохранить себя, сохранить душу свою».

       

 

Значительное место в творческой жизни Чернушенко занимает подготовка и воспитание молодых музыкантов. Как педагог В.А. Чернушенко подготовил немало замечательных дирижеров, среди которых Владимир Беглецов (руководитель хора Смольного собора Санкт-Петербурга), Александр Сладковский (художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Республики Татарстан), Денис Лотоев (дирижер Академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского), Виктор Соболев (много лет был музыкальным руководителем Челябинского и Минского театра оперы и балета, доцент Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова), Илья Дербилов  и другие.  А скольким молодым дарованиям в других областях искусства он дал путевку в жизнь и они своими выступлениями прославляли Санкт-Петербург и Россию!  

 

Огромное познавательное и воспитательное значение имеет устное вступительное слово В.А. Чернушенко перед своими концертными программами. Он любит это делать, продолжая хорошую традицию рассказов о музыке крупных музыкантов, что превращает концерт в некий акт духовного просвещения. Нередко в последние годы это Слово заключает боль за болезненную утрату нами духовных ориентиров, но всегда исполнено оптимизма и веры в созидательную силу музыкальной культуры. Он крепко знает, что песня всегда жила с народом, трудилась с людьми, маялась любовной тоскою,  гуляла весело и бесшабашно, шла бесстрашно на смертный бой, защищая род и дом свой. И всякий раз – побеждала!

 

Мальчик блокадного Ленинграда, Владислав Александрович Чернушенко своими выступлениями как музыканта и гражданина способствует пропаганде патриотизма, содействует повышению духовного и нравственного развития российского общества, укрепляет веру в Россию. Здесь нельзя не сказать о героической поездке Капеллы весной 1999 года в Сербию, в Белград, который в те дни подвергся ожесточенной бомбардировке авиацией НАТО. Это был поступок, память о котором до сих пор жива в нашем братском сербском народе.       

 

В.А. Чернушенко является академиком Петровской академии наук и искусств, руководителем и членом многих музыкальных обществ, членом жюри международных конкурсов, организатором крупных музыкальных фестивалей. Его труд отмечен высокими государственными наградами – орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.  А самое главное – он любим многочисленными слушателями Ленинграда-Петербурга, многих городов России и мира, где Капелла является всегда желанным гостем.

 

В Петербурге Капелла в этом году отметила День памяти А.С. Пушкина 10 февраля, 200-летие со дня рождения А.С. Даргомыжского,140-летие Ф.И. Шаляпина,  проводит фестиваль в честь 140-летия Сергея Рахманинова. Ежегодно специальный концерт посвящен русской народной песне, являющейся основой русской классической музыки. И подобные вечера проводятся Капеллой ежегодно. Увы, Радио и Телевидение обходят стороной эти музыкальные мероприятия Капеллы: «не формат». А на взгляд музыкальной общественности, должны быть прямые трансляции этих вечеров, с выступлениями музыковедов. Вот это была бы сильная пропаганда музыкальной культуры и могучий акт воспитания будущего поколения! Увы…

 

В этом году по инициативе нескольких авторитетных общественных организаций Владислав Александрович Чернушенко выдвинут на присвоение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Поддержку этому выдвижению оказали уже такие известные и уважаемые деятели науки и культуры, как академик РАН, лауреат Ленинской и Нобелевской премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга Жорес Алферов,  член-корреспондент РАН Николай Скатов, композитор народный артист России, лауреат Государственных премий России Сергей Слонимский, актер, ветеран  Александринского театра народный артист РСФСР Николай Мартон; поддержку оказали фонд композитора Андрея Петрова, ряд музыкальных и хоровых коллективов,  Союз писателей России. Будем надеяться, что в день рождения Петербурга 27 мая Законодательное собрание города примет это давно ожидаемое справедливое решение.

 

В дни своего 75-летия Владислав Александрович, обращаясь с эстрады Капеллы к своим слушателям, сказал: «Я счастлив, что в этот день, в эти свои годы не просто передвигаю ноги, но могу выйти на сцену и с помощью вот этих, дорогих для меня людей – сказать! Сказать вам о том, может, самом драгоценном, что мы имеем. И постараться отдать его вам. И если сегодня вы испытали хоть несколько мгновений радости – большего счастья и другой награды уже не надо». 

 

Словно Капелле и ему, Владиславу Чернушенко, адресованы слова великого русского певца Федора Шаляпина, сказанные в 1937 году: «Из всех песен мира – кажется мне – русская песня, как светская, так и духовная, наиболее крепко теснятся с человеческой душою. Она отвечает и грусти, и радости в полной мере. Душа человеческая свободна и бессмертна. Пойте же о любви безграничной! Бог Вам на помощь!».

 

И они поют! Поют, освещая людям тернистый, трудный, но благодарный путь к Любви, Истине и Красоте.

 

  • Агафонов

    А завтра Капелла под руководством В.Чернушенко открывает «Невские хоровые ассамблеи». На открытии — Свиридов, Гаврилин, Архангельский , Чесноков и другие классики жанра, и русские народные песни. Прекрасное сочетание.

  • Агафонов

    Вчера, 27 сентября, Капелла открыла новый концертный сезон. Открыла концертом памяти великого советского дирижера Евгения Федоровича Светланова. Вступительное слово произнес Владислав Чернушенко. Он вспомнил не только о Светланове, но и о Мравинском, 110-летие которого прошло тихо, почти никто не вспомнил об этом. Автор очерка много написал хорошего о Чернушенко. Вчерашний вечер добавил к этому портрету добрые штрихи. Хорошо бы прочитать очерк о Евгении Мравинском. Если можно, конечно. Такие очерки нужны и крайне полезны для исторической памяти.

  • Никита

    Теперь буду внимательней относится к хоровой музыке. Автор и В.Чернушенко молодцы: каждый делает свое дело с душой и добротой. Успеха хоровому дирижеру! А автору — новых интересных материалов.

  • Олег Кузнецов

    От всей души желаю Владиславу Чернушенко стать Почетным гражданином Петербурга. Лучше бы, конечно, Ленинграда, он ведь родом из блокады. Спасибо автору Сидорову Ю. за очень душевную статью. Все время жду его публикаций. Успехов всем!

  • Бороздин

    Перечитывал очерк дважды: хотелось больше запомнить, впитать. Ведь о хоровых дирижерах сейчас никто не пишет, даже о таких крупных, как Чернушенко. Да и о музыке не пишут, просветительством не занимаются. Поэтому все очерки Юрия Сидорова наша семья читает обязательно. Для развития души и осознания себя частью великой страны с уникальной культурой. Низкий поклон автору и редколлегии.

  • Ольга

    Уважаемый Юрий Евгеньевич!
    Прочитала статью с большим интересом и удовольствием. Очень проникновенно и интересно написано: и о Мравинском, и об устном вступительном слове и всём-всём другом!
    Даже не верится, что выдающийся человек из мира техники столько знает о мире прекрасного, способен так глубоко чувствовать и ярко, образно писать! На память приходит Б.Раушенбах. Пишите, пожалуйста, больше. Будем ждать.
    От всей души присоединяю свой голос в поддержку кандидатуры В.А. Чернушенко на присвоение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». С уважением и благодарностью, Ольга

  • Зинин

    Прекрасно написано! Хочется бежать за билетами на концерт капеллы под руководством Чернушенко. Успехов вам, дорогие певчие! Автору и редакции — отдельное СПАСИБО.

  • Н.Ю.

    Недавно была в Питере. Афиш о концертах А.С.Дмитриева и В.А.Чернушенко, о которых интересно написал Ю.Сидоров, не видела. А вот разных халтурщиков полуобнаженных с хриплыми голосами рекламируют очень даже хорошо. Так как же можно поднять уровень культуры народа с такой политикой? Хорошо хоть в «Лицее» о настоящих музыкантах можно прочитать. Но ведь «Лицей» далеко не самое известное издание в стране, в Питере. Людям блокируют выход к культуре, отсюда и нелидовы с мединскими.

  • Юрий Сидоров

    Очень тронут комментариями читателей, искренне благодарю. Сегодня, в день рождения Сергея Васильевича Рахманинова (140 лет!), сказал своим студентам-радиофизикам об этой дате. Оказалось, что не все они глухи к классической музыке, но для филармонии далеко не у всех есть деньги. Цены у нас сейчас — заоблачные для порядочного человека. Но хоть «Лицей» могут почитать. Хорошо это знаю, потому и пишу статьи об истории культуры.

  • Зимин Н.

    Как приятно читать о наших народных талантах! Автор и журнал делают большую работу по просвещению народа в области музыкальной культуры. И не только музыкальной. Всегда с нетерпением жду таких очерков. Замечательно.

  • Валерий Петрович

    Очень хорошая статья очень хорошего автора, пропагандирующего прошлое и настоящее русской музыки. Спасибо. Нашей филармонии надо давно пригласить капеллу В.Чернушенко в Петрозаводск на пару концертов. Слабо?

  • Алла Гур

    Действительно, Капелла всегда была центром музыкальной культуры России, где, благодаря огромному репертуарному диапазону, происходит развитие музыкального вкуса слушателей. И этим занимается Маэстро, подбирая репертуар Капеллы, а абонементные концерты, сопровождая интересными, содержательными комментариями. Надо сохранять свою национальную культуру, свой язык, свои традиции дабы не попасть в жернова «псевдокультуры», (насаждаемой СМИ, особенно телевидением), которая оболванивает молодежь, превращая ее в серую массу, уничтожает личность. Хочется верить, что когда-нибудь и телевидение будет чаще транслировать концерты из зала Капеллы, что позволит развивать музыкальный вкус у подрастающего поколения. (Музыкальный вкус — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства.)
    От всей души присоединяю свой голос в поддержку «выдвижения на присвоение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» В.А. Чернушенко.

  • А А Мурин

    Дорогой Юрий Евгеньевич! Спасибо за статью.
    Поддерживаю предложение о присвоении В А Чернушенко звания
    Почетный гражданин Петербурга
    Давно пора!
    http://www.gazeta-licey.ru/culture/music/item/5247-korifej-xora# С уважением Александр Мурин.