Культура

Корифей хора

www.neva24.ru
Владислав Чернушенко

В истории музыкальной культуры есть личности исключительные. К таким, бесспорно, можно отнести художественного руководителя и главного дирижера Государственной Академической капеллы имени М.И.Глинки Владислава Чернушенко.    


Мы должны быть благодарны Чернушенко за то, что

                                                     он «реставрировал» Петербургскую певческую Капеллу,

                                                     как реставрируют старинную икону. Эта сложная и

                                                     кропотливейшая работа выдвинула его в число

                                                     крупнейших фигур русской музыки. В нашем хоровом деле

                                     Владислав Александрович сегодня – музыкант номер один.  

                                                                                 Георгий Свиридов

Владислав Александрович Чернушенко  – народный артист СССР, лауреат Государственных премий РСФСР имени М.И.Глинки (1981) и РФ (1995), профессор. Громадный талант и невероятная трудоспособность позволяют ему на разных этапах жизненного пути с одинаковым успехом дирижировать оперными и балетными спектаклями, симфоническими, камерными, вокально-инструментальными и хоровыми концертами, читать лекции, вести дирижерский класс, организовывать и проводить фестивали и конкурсы, руководить двумя старейшими русскими музыкально-профессиональными учреждениями — Капеллой Санкт-Петербурга (с 1974 года по настоящее время) и Санкт-Петербургской консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова (1979 – 2002).

Этот очерк основан на рассказах Маэстро, выдержках из его статей, выступлений и  на личных впечатлениях автора, имеющего честь уже тридцать лет общаться с выдающимся русским музыкантом.

Владислав Александрович Чернушенко прошел путь от школьного учителя пения до всемирно известного дирижера. С его именем связано возрождение исполнительских традиций старейшего и самого знаменитого русского хора — Певческой Капеллы Санкт-Петербурга. Почти сорок лет он бессменно руководит хором Капеллы и отдаёт всего себя любимому коллективу. Возглавив Капеллу в 1974 году, Чернушенко в короткие сроки возвратил её в число лучших хоров мира. Именно ему принадлежит заслуга первопроходца в возрождении русской духовной музыки

 

Человек гигантского таланта, выдающийся музыкант и гражданин, он очень скромен и беззаветно предан Капелле: «О себе говорить трудно, да и не нужно. А о Капелле, хоть она и вплотную ко мне, надо! Ибо хор этот есть национальное достояние России. Один из светлых ликов Родины, её песня, её слава. Как бережём честь и достоинство её, пусть поведают те, кто слушал Капеллу в последние годы. Поистине, судьба Капеллы удивительна и прекрасна, как удивительна и, несмотря ни на что, прекрасна судьба народа, её создавшего. Сохраненная в годы великих испытаний и бед, она утвердила в мире славу русского певческого искусства. Нынешней Капелле эта слава завещана. В ней – связь времен и преемственность традиций, в преумножении её – наш долг и жизнь наша» (выделено мною. – Ю.С.).  

 

В 1983 году, в год 80-летия знаменитого директора музея-заповедника А.С. Пушкина в Михайловском Семена Степановича Гейченко, в июле месяце Капелла приехала в заповедник и там состоялось мое первое  личное знакомство с Владиславом Александровичем Чернушенко. Семен Степанович вообще был для меня человеком, благодаря которому  познакомился с очень многими выдающимися деятелями нашей культуры. С С.С. Гейченко у В.А. Чернушенко были давние творческие и товарищеские связи, так как Владислав Александрович много лет возглавлял Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, а консерваторские музыканты были постоянными и желанными гостями в заповеднике и участниками мероприятий на памятных датах в честь Пушкина.

Никогда не забыть исполнение фрагментов «Всенощной» Рахманинова у стен Успенского собора Святогорского монастыря, прямо у могилы Пушкина. Жарким июльским вечером у могилы великого поэта божественно звучала музыка другого русского гения, которую хор Капеллы под управлением Чернушенко исполнил с большим внутренним воодушевлением. Никогда больше я не слышал такого исполнения, впечатление от которого усиливало само место.

Капелла в этот приезд пела и в Михайловском у домика поэта, и в Тригорском в доме Осиповых-Вульф, и в Петровском, где находится дом Петра Абрамовича Ганнибала.  Было видно, что хористы волнуются, памятуя о том, где они выступают. Петь в святых пушкинских местах это честь для любого музыкального коллектива.

Вот с этих концертов и началось мое близкое знакомство с Чернушенко  и преклонение перед его талантом и мастерством.

Владислав Александрович, если можно так выразиться, сын Капеллы. В 1944 году, восьмилетним мальчиком блокадного Ленинграда, попал он сюда и всю жизнь отдал этому Дому: «Я счастлив, что этот Дом, куда вошел голодным и раздетым пацаном, одел меня, обул, накормил, дал профессию и научил жить. Научил беречь, беречь эту землю – стараться сохранить все, что громадным трудом, кровью и потом добывали для нас наши отцы и деды. И то, что мы позволяем подчас так беззастенчиво транжирить… А все это святыни».

 

 

Именно здесь, в Капелле, наряду с певческим опытом возникли русские композиторская и инструментальная школы, давшие (задолго до открытия консерваторий в Петербурге и Москве) начало появлению со временем своих оркестров, оперных театров, да и самих консерваторий.

Маэстро считает, что Капелла – величественный памятник русской культуры. Но не музей, где время остановилось, а родник, утоляющий жажду прекрасным звучанием бессмертных творений человеческого гения. Главные составные в работе Капеллы – это два коллектива: хор и оркестр: «Для меня громадное счастье, что я могу выйти на сцену и работать с любимыми, дорогими для меня артистами – солистами хора, солистами оркестра. Потому что, какой бы ни был дирижер замечательный и выдающийся, какой бы ни был маршал или генерал, если у него нет обученных солдат – он беспомощен в любом сражении. А каждое наше выступление – это сражение. И каждый солдат – это не безликая фигура, которая может только выполнять команды. Каждый – творец! И то, чего нам иногда удается достигнуть – не скажу: художественного совершенства, но хотя бы приблизиться к замыслам великих композиторов – это величайшая награда для нас» (выделено мною. – Ю.С.).

Репертуарный диапазон маэстро огромен: русская, зарубежная классика, народная музыка, произведения современных композиторов. Неутомимо и вдохновенно проводит он концерты, согревая жаром своего сердца души людей, даря им добро и радость. С концертами Капелла объездила всю Россию, многие европейские страны, пела в Японии и в США, представляя русскую культуру и умножая славу Петербурга как культурной столицы страны. За рубежом ее знают как «хор Глинка», ибо Капелла с 1954 года (года 150-летия со дня рождения М.И. Глинки) носит имя великого русского композитора.

Руководить хоровым коллективом – дело не только сложное, но и тонкое. По мнению В.А. Чернушенко, «хор – это, конечно, самый сложный инструмент из всех, которые существуют. Самый капризный, изменяющийся – потому что нет ни одного следующего дня, чтобы хор был тот же самый. Сегодня два человека не выспались – это уже другое звучание. Поссорились – уже другое. Трех человек нет на репетиции – это совершенно другой хор. И вот каждый Божий день его нужно строить заново, каждый Божий день! Если ты этого не делаешь, у тебя не будет результата. Ну и выше ничего нет, потому что, когда правильно звучит хор («правильно» – это свиридовское слово), – когда он звучит правильно, это – высшее чудо! Это Господь разговаривает с миром…».

У него есть особо чтимые и любимые композиторы. К ним, я думаю, надо в первую очередь отнести Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина. Все трое обладают дивным  мелодическим даром, своей интонацией, своим тембром и уникальной неповторимой русскостью. Вот что говорит В.А. Чернушенко: «Мы знаем мировых гениев, без которых русская музыка была бы обделена, что ли. Но, впитав эту мировую культуру, нам удалось сказать свое собственное слово, которое вошло в мир не попрошайкой, не сбоку, вошло для того, чтобы насытить его колоссальной силой экспрессии, ума, таланта и той правды, той духовности, которых Запад во многом лишен. Вот это рациональный, упорядоченный мир Запада. Россия его все время как бы сотрясает и заставляет вспоминать о том, что меркантилизм, вещизм – это преходяще. Но есть ценности нетленные. К ним относятся высшие проявления человеческого духа, выраженные в искусстве, в культуре, в литературе нашей. И то, что Гаврилин и Свиридов – представители этого духа, человеческого или творческого, для меня ценность наиглавнейшая» (выделено мною. – Ю.С.).

Вместе со Свиридовым в 1995 году В.А. Чернушенко была присуждена Государственная премия России за исполнение монументального хорового цикла «Песнопения и молитвы». Это произведение как бы исповедь художника перед Богом. Свиридов, по словам Чернушенко, «жил для России, писал о России, об одной России и во славу ее. Его сердце могло биться только в России только ради нее. Оттого его музыка – это живая родниковая вода, оттого – в душах, испивших ее, возникают святые храмы. Оттого разделенные житейскими заботами люди вдруг ощущают себя соборным народом, оттого в недрах этого народа вновь пробуждается могучий державный дух, крепнет вера, в плоть вливается бодрая сила». На исходе жизни Георгий Свиридов глубоко переживал происходящее в России,

воспринимая это как время убыли национального духа, распада великой страны, как огромную народную трагедию.

В.А. Чернушенко любит вспоминать своего учителя по дирижерскому цеху Евгения Мравинского: «Когда-то Евгений Александрович Мравинский, один из главных моих учителей, сказал, будучи на вершине своего могущества дирижерского: «Мы с вами – рабы, прикованные цепями к веслам музыкальной галеры, и наш удел – грести». Вот это понимание ответственности! Это умение не работать, а служить. Служить этой земле, исстрадавшейся и прекрасной – людям, народу, лучше которого в мире нет. Народу, у которого сердце сочувственное. Народу, который смог выдержать невероятные беды и сохранить себя, сохранить душу свою».

 

Значительное место в творческой жизни Чернушенко занимает подготовка и воспитание молодых музыкантов. Как педагог В.А. Чернушенко подготовил немало замечательных дирижеров, среди которых Владимир Беглецов (руководитель хора Смольного собора Санкт-Петербурга), Александр Сладковский (художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Республики Татарстан), Денис Лотоев (дирижер Академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского), Виктор Соболев (много лет был музыкальным руководителем Челябинского и Минского театра оперы и балета, доцент Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова), Илья Дербилов  и другие.  А скольким молодым дарованиям в других областях искусства он дал путевку в жизнь и они своими выступлениями прославляли Санкт-Петербург и Россию!

Огромное познавательное и воспитательное значение имеет устное вступительное слово В.А. Чернушенко перед своими концертными программами. Он любит это делать, продолжая хорошую традицию рассказов о музыке крупных музыкантов, что превращает концерт в некий акт духовного просвещения. Нередко в последние годы это Слово заключает боль за болезненную утрату нами духовных ориентиров, но всегда исполнено оптимизма и веры в созидательную силу музыкальной культуры. Он крепко знает, что песня всегда жила с народом, трудилась с людьми, маялась любовной тоскою,  гуляла весело и бесшабашно, шла бесстрашно на смертный бой, защищая род и дом свой. И всякий раз – побеждала!

Мальчик блокадного Ленинграда, Владислав Александрович Чернушенко своими выступлениями как музыканта и гражданина способствует пропаганде патриотизма, содействует повышению духовного и нравственного развития российского общества, укрепляет веру в Россию. Здесь нельзя не сказать о героической поездке Капеллы весной 1999 года в Сербию, в Белград, который в те дни подвергся ожесточенной бомбардировке авиацией НАТО. Это был поступок, память о котором до сих пор жива в нашем братском сербском народе.

В.А. Чернушенко является академиком Петровской академии наук и искусств, руководителем и членом многих музыкальных обществ, членом жюри международных конкурсов, организатором крупных музыкальных фестивалей. Его труд отмечен высокими государственными наградами – орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.  А самое главное – он любим многочисленными слушателями Ленинграда-Петербурга, многих городов России и мира, где Капелла является всегда желанным гостем.

В Петербурге Капелла в этом году отметила День памяти А.С. Пушкина 10 февраля, 200-летие со дня рождения А.С. Даргомыжского,140-летие Ф.И. Шаляпина,  проводит фестиваль в честь 140-летия Сергея Рахманинова. Ежегодно специальный концерт посвящен русской народной песне, являющейся основой русской классической музыки. И подобные вечера проводятся Капеллой ежегодно. Увы, Радио и Телевидение обходят стороной эти музыкальные мероприятия Капеллы: «не формат». А на взгляд музыкальной общественности, должны быть прямые трансляции этих вечеров, с выступлениями музыковедов. Вот это была бы сильная пропаганда музыкальной культуры и могучий акт воспитания будущего поколения! Увы…

В этом году по инициативе нескольких авторитетных общественных организаций Владислав Александрович Чернушенко выдвинут на присвоение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Поддержку этому выдвижению оказали уже такие известные и уважаемые деятели науки и культуры, как академик РАН, лауреат Ленинской и Нобелевской премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга Жорес Алферов,  член-корреспондент РАН Николай Скатов, композитор народный артист России, лауреат Государственных премий России Сергей Слонимский, актер, ветеран  Александринского театра народный артист РСФСР Николай Мартон; поддержку оказали фонд композитора Андрея Петрова, ряд музыкальных и хоровых коллективов,  Союз писателей России. Будем надеяться, что в день рождения Петербурга 27 мая Законодательное собрание города примет это давно ожидаемое справедливое решение.

В дни своего 75-летия Владислав Александрович, обращаясь с эстрады Капеллы к своим слушателям, сказал: «Я счастлив, что в этот день, в эти свои годы не просто передвигаю ноги, но могу выйти на сцену и с помощью вот этих, дорогих для меня людей – сказать! Сказать вам о том, может, самом драгоценном, что мы имеем. И постараться отдать его вам. И если сегодня вы испытали хоть несколько мгновений радости – большего счастья и другой награды уже не надо». 

Словно Капелле и ему, Владиславу Чернушенко, адресованы слова великого русского певца Федора Шаляпина, сказанные в 1937 году: «Из всех песен мира – кажется мне – русская песня, как светская, так и духовная, наиболее крепко теснятся с человеческой душою. Она отвечает и грусти, и радости в полной мере. Душа человеческая свободна и бессмертна. Пойте же о любви безграничной! Бог Вам на помощь!».

 

И они поют! Поют, освещая людям тернистый, трудный, но благодарный путь к Любви, Истине и Красоте.

Юрий Сидоров, профессор, доктор технических наук