Культура

От Баха до Шопена

Александр Ибрагимов. Фото culture.pskov.ru
Александр Ибрагимов. Фото culture.pskov.ru

Смелость, искренность, любовь к музыке и желание высказаться от своего лица — всё это отличает пианиста Александра Ибрагимова.

 

В Большом зале Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутио состоялся концерт фортепианной музыки. В программу вошли сочинения И.С. Баха, Л. ван Бетховена и различные фортепианные транскрипции, некоторые из которых за авторством артиста вечера — Александра Ибрагимова, профессора кафедры общего курса фортепиано Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Есть устоявшееся мнение, что Бах – композитор без начала и без конца, вне времени, Альфа и Омега, ни из кого не вытекающий и ни в кого не переходящий, его творения законченны, самодостаточны как творения готической или барочной архитектуры, а, по правде, гораздо лучше их. Религиозность Баха нельзя рассматривать как «приношение верного раба божеству», это непосредственный разговор с самим божеством, если не прямое высказывание от его лица.

Хоральная прелюдия фа-минор Ich ruf’ zu Dir, Herr Jesu Christ («Взываю к тебе, Господи…») прозвучала практически в буквальном изложении великого пианиста Ферруччо Бузони, с использованием оригинальной фактуры, без подмены звучности органа громоподобными пассажами. Идеальное начало концерта. Со сцены слышится сосредоточенно аскетичное звучание, главенство cantus firmus’а, плавное формообразование. Вердикт: фортепианный вечер будет интересным.

Две сонаты Бетховена op. 10 №1 до-минор и op. 27 №2 до-диез минор – с разницей тональностей в полутон – сразу же напомнили о порядке прелюдий и фуг в «Хорошо темперированном клавире» Баха. Охарактеризовать исполнение можно как полное главенство пианиста над эмоциями, непрерывным движением, что для Бетховена, гения формы, едва ли не самое важное. В исполнении Ибрагимова фактура перестаёт существовать, перед взором предстаёт единое целое, при этом не сваленное в кучу, а крайне структурированное.

Выходом из классического скульптурного изваяния стал импровизационный романтический «этюд» из транскрипций самого Ибрагимова, стоит отметить, очень лаконичных и свежих, без лишней виртуозности, бережно хранящих исходный дух вокальной утончённости Р. Шумана или же Э. Вилла-Лобоса.

Следуя запасу выносливости слушателей, которой, как правило, хватает минут на 40-45, «течение» вывело нас в акваторию, с позволения сказать, фортепианных академических шлягеров: «Кампанелла» Паганини в транскрипции Листа, рахманиновский «Вокализ», переработанный Аланом Ричардсоном, и «Полька В.Р.». В.Р. – не что иное, как инициалы отца Сергея Рахманинова.

На бис прозвучал весьма популярный посмертный ноктюрн до-диез минор Шопена, который навевал мысли о хрупкости шопеновского мира. И вновь сдержанная, благородная трактовка, против приевшейся интерпретации «на пике фальшивых эмоций». Артист смог поведать свою историю, не теряя музыкальную линию  у разных авторов, объединённых познанием классики через романтическую импровизационность. Хочется отметить обдуманную игру, с мелкими, но не омрачающими её техническими недочётами (слуху просто не до них, всё внимание захвачено интересным рассказом). Здесь исполнитель максимально приблизился к роли коммуникатора, а не просто «пользователя рояля».

Публика в основной массе состояла из детей и их родителей, но даже столь привычно невнимательные слушатели следили спокойно и сосредоточенно. После концерта чувствовалась приятная усталость, как после беседы с мудрым человеком или плодотворной интеллектуальной работы.

На этом концерте было то, что редко встречается последнее время: желание общаться со слушателем посредством музыки, а не рояля, отсутствие приевшейся демонстрации технических навыков, которая сродни бегу по кругу одного спортсмена: вроде и ни с кем не соревнуется, но и бежит изо всех сил,–  всего этого не было и следа. Смелость, искренность, любовь к музыке и, конечно, неутомимое желание высказаться от своего лица — всё это отличает пианиста Александра Ибрагимова.

Пётр Богомолов,

студент Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

От редакции. Приносим извинения за не очень качественное фото. К сожалению, фотографий с концерта Александра Ризвановича Ибрагимова нет, а поиски другого фото результата не дали.

 

  • Александра Ризвановича всегда вспоминаю добрым словом,
    великолепный музыкант, чуткий, эрудированный и разносторонний преподаватель!