Спектакль Национального театра затронул как первое прочтение повести Бориса Васильева.
«А зори здесь тихие…» по мотивам повести Бориса Васильева.
Совместная постановка Национального театра Карелии
и Петрозаводской государственной консерватории,
кафедра основ актерского мастерства.
Курс Сергея Пронина, 3 курс.
Режиссер Андрей Дежонов
Повесть Бориса Васильева не нуждается в пересказе содержания. Ее знают все. Спектакль Национального театра стал настоящим памятником недавно ушедшему от нас писателю.
Когда я шел на спектакль, мне казалось, что на эту тему сказано всё. И во весь голос. Фильм Станислава Ростоцкого (в Петрозаводске живут люди, снимавшиеся в нем), спектакль Юрия Любимова на Таганке, множество самодеятельных постановок. И все-таки… Спектакль затронул как первое прочтение повести.
Главное у петрозаводских студентов – правда. И не только художественная. Правда – чего почти не бывает в современных фильмах и спектаклях на военную тему – деталей, речи, необычного исполнения песен тех лет, именно в том бытовом стиле, слегка с фальшивинкой. А песни-то какие! «Катюша», «Веселый ветер», «Мери едет в небеса», «Моя любимая», «Колыбельная» из того же «Цирка». Ею и кончается спектакль. Танцы кажутся насквозь тогдашними. А девушки как наматывают портянки! А как Васков открывает консервную банку при помощи тесака! А как они управляются с трехлинейкой и зениткой (не существующей на сцене)!
Какие детали! Котелки, фляжки, планшет Васкова, амуниция… И юбки у девушек по уставу, не выше колена, хотя им есть что показать, и они покажут. Жаль, что в программке не указан консультант спектакля Василий Иванович Игнатенко, по праву разделяющий успех со всеми актерами и постановщиками.
Спектакль смотрится на едином дыхании. Вместо того, чтобы хвалить каждого участника, мы просто прилагаем программку. Поверьте, каждый из упомянутых создателей спектакля в ней заслуживает самой высокой похвалы.
Хочу поделиться мыслями, которые навеяло на меня такое вот прочтение хрестоматийной повести.
Прежде всего книга была и остается гимном победы (со слезами на глазах) коммунистической идеологии над фашистской. Все девушки, напомню, комсомолки, а Васков член ВКПб. Кто гнал этих девочек на войну? Только личные убеждения и сознание, воспитанное учителями предвоенной школы, исповедующими коммунистическую мораль. В той войне победил школьный учитель.
В столкновении идеологий победила коммунистическая идеология, несмотря на все жестокости Советского государства, которые сейчас абсолютизируют идеологи либерализма. Если бы не было жестокостей, мы бы проиграли войну. Вспомните участие России в Первой мировой войне. Вспомните, что в 1917 году Россия была самой демократической страной мира. А теперь вспомните, победила ли самая демократическая страна в Первой мировой?
Мне хотелось бы увидеть трактовку «Зорь» лет этак через 50-60. Наверное, тогда у зрителей не будет ни мыслей, ни споров о борьбе идеологий. Будет только одна мысль: девушкам на войне не место. (Хотя, а как же Израиль?) Девушка должна быть красивой, выйти замуж, рожать и воспитывать детей и заниматься тем, чем только пожелает.
… Звучит «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» как реквием по героиням «Зорь».
Девушкам не место на войне, но, похоже, ту войну мы бы без них не выиграли.