Культура

А зори не гаснут

Фото Национального театра РК
Сцена из спектакля Национального театра РК

Спектакль Национального театра  затронул как первое прочтение повести Бориса Васильева.

 

«А зори здесь тихие…» по мотивам повести Бориса Васильева.

Совместная постановка Национального театра Карелии

и Петрозаводской государственной консерватории,

кафедра основ актерского мастерства.

Курс Сергея Пронина, 3 курс.

Режиссер Андрей Дежонов

 

Повесть Бориса Васильева не нуждается в пересказе содержания. Ее знают все. Спектакль Национального театра стал настоящим памятником недавно ушедшему от нас писателю.

 

Когда я шел на спектакль, мне казалось, что на эту тему сказано всё. И во весь голос. Фильм Станислава Ростоцкого (в Петрозаводске живут люди, снимавшиеся в нем), спектакль Юрия Любимова на Таганке, множество самодеятельных постановок. И все-таки… Спектакль затронул как первое прочтение повести.

 

Главное у петрозаводских студентов – правда. И не только художественная. Правда – чего почти не бывает в современных фильмах и спектаклях на военную тему – деталей, речи, необычного исполнения песен тех лет, именно в том бытовом стиле, слегка с фальшивинкой. А песни-то какие! «Катюша», «Веселый ветер», «Мери едет в небеса», «Моя любимая», «Колыбельная» из того же «Цирка». Ею и кончается спектакль. Танцы кажутся насквозь тогдашними. А девушки как наматывают портянки! А как Васков открывает консервную банку при помощи тесака! А как они управляются с трехлинейкой и зениткой (не существующей на сцене)!

 

Какие детали! Котелки, фляжки, планшет Васкова, амуниция… И юбки у девушек по уставу, не выше колена, хотя им есть что показать, и они покажут. Жаль, что в программке не указан консультант спектакля Василий Иванович Игнатенко, по праву разделяющий успех со всеми актерами и постановщиками.

 

Спектакль смотрится на едином дыхании. Вместо того, чтобы хвалить каждого участника, мы просто прилагаем программку. Поверьте, каждый из упомянутых создателей спектакля в ней заслуживает самой высокой похвалы.

 

 

Хочу поделиться мыслями, которые навеяло на меня такое вот прочтение хрестоматийной повести.

 

Прежде всего книга была и остается гимном победы (со слезами на глазах) коммунистической идеологии над фашистской. Все девушки, напомню, комсомолки, а Васков член ВКПб. Кто гнал этих девочек на войну? Только личные убеждения и сознание, воспитанное учителями предвоенной школы, исповедующими коммунистическую мораль. В той войне победил школьный учитель.

 

В столкновении идеологий победила коммунистическая идеология, несмотря на все жестокости Советского государства, которые сейчас абсолютизируют идеологи либерализма. Если бы не было жестокостей, мы бы проиграли войну. Вспомните участие России в Первой мировой войне. Вспомните, что в 1917 году Россия была самой демократической страной мира. А теперь вспомните, победила ли самая демократическая страна в Первой мировой?

 

Мне хотелось бы увидеть трактовку «Зорь» лет этак через 50-60. Наверное, тогда у зрителей не будет ни мыслей, ни споров о борьбе идеологий. Будет только одна мысль: девушкам на войне не место. (Хотя, а как же Израиль?) Девушка должна быть красивой, выйти замуж, рожать и воспитывать детей и заниматься тем, чем только пожелает.

 

… Звучит «Колыбельная» из кинофильма «Цирк» как реквием по героиням «Зорь».

 

Девушкам не место на войне, но, похоже, ту войну мы бы без них не выиграли.