Культура

Народное творчество было и есть. И будет?

Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» из Архангельска
Фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» из Архангельска

Вряд ли сегодня народ побежит на концерт, в программе которого будут былины и причитания. Поэтому сегодня поющийся эпос в большей степени памятник культуры — как архитектурные шедевры, предметы старинного быта, изделия народных промыслов.

Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия в этом году вновь, уже в третий раз за последние годы, проводит Всероссийский конкурс-фестиваль эпических культур — в рамках проекта «Эпический форум- 2017: «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы».

 

Правда, в этом году он посвящен двум знаменательным датам: 190-летию со дня рождения известной народной сказительницы Ирины Федосовой и 215-летию со дня рождения финского исследователя-фольклориста Элиаса Лённрота. Учредители проекта – министерства культуры России и Карелии.

На днях в Центре национальных культур и народного творчества прошел первый этап конкурса. Об этом нигде не было не только широко, но и вообще объявлено. Да и число слушателей ограничено – и по числу присутствующих, и по составу: это было музыковеды, специалисты по фольклору, искусствоведы. Им предстояло прослушать и просмотреть более 40 роликов с записями народных коллектив и солистов. География исполнителей впечатляла: Москва, Мурманск, Тула, Тверь, Краснодар, Якутск, Орловская и Архангельская области, республики Мари Эл, Удмуртия, Коми и Карелия – Костомукша, Калевала, Медвежьегорск, Куйтежа и, конечно, Петрозаводск.

Конкурс проходил по двум номинациям: аутентичное исполнение/прочтение эпического материала (традиционное исполнение, вторичное) и стилизация (свободное сольное или ансамблевое творческое прочтение традиционного эпического материала и стилизация, импровизация, авторское произведение). И если в первом случае участвовали фольклорные ансамбли (как взрослые, так и детские), солисты, были представлены реконструкции старинных обрядов, то во второй номинации свое творчество демонстрировали еще и песенно-инструментальные ансамбли, танцоры, самодеятельные драматические  артисты.

Самой юной участнице Ксении Ноздриной из Орла всего 13 лет. Она со своим преподавателем заявлена была в первой номинации, правда, не стала лауреатом, получила лишь диплом участника. Однако жюри отметило хороший голос девочки, ее талант, так что победы Ксении еще впереди.

Жюри было весьма пристрастным, причем не выделяло ни своих,  ни чужих, ни взрослых, ни детей: всех оценивало одинаково строго. А когда член жюри, директор Центра национальных культур и народного творчества Татьяна Темнышева очень скромно высказала предложение поддержать все-таки таланты из глубинки, никто из коллег ее не поддержал. Более того, музыковед Ирина Семакова заметила, что именно там, в глубинке, меньше давление извне, больше возможностей для творчества, для самобытности.  А с коллективами, как правило, работают профессионалы – выпускники музыкального колледжа, консерватории.

Но вот что интересно: при подведении итогов любого конкурса особая дискуссия в жюри развертывается при определении  победителей. На этот раз этого не было: среди членов члены жюри царило, как правило, единодушие. Максимально высокие оценки получили  ансамбль «Долун» (среди ансамблей) и Зоя Стрекаловская (среди солистов) из Якутска. Причем, Зоя Стрекаловская является руководителем «Долуна». А в представлении Зою Андреевну назвали преподавателем института  по исполнению эпоса Олонхо.

Зоя Стрекаловская. Фото Sakha  Life
Зоя Стрекаловская. Фото Sakha Life

Найти сегодня информацию несложно. Зою Стрекаловскую я нашла на сайте Арктического государственного института искусств и культуры, старшим преподавателем в котором она работает. В интервью республиканскому интернет-изданию Sakha Life молодая исполнительница — а Зоя Стрекаловская принадлежит к новой плеяде олонхосутов, исполнителей  якутского эпоса, — утверждает: «Читать и рассказывать Олонхо полезно всем… Целых 9 лет я «молчала», была поглощена повседневными заботами и теперь понимаю, что это большое мое упущение. Не в плане достижений и признания, а, в первую очередь, в плане реализации своего потенциала, я как будто наконец-то задышала, обрела крылья».

Кстати, участники ансамбля, которым руководит Зоя Стрекаловская, так же молоды, как и она. Тем не менее они лауреаты многих конкурсов, и в нашем покорили профессиональное жюри отнюдь не  экзотикой.

Сегодня много говорят и пишут о том, что народное творчество постепенно угасает: молодое поколение предпочитает иную музыку, песни, современные ритмы. Это утверждение, конечно же, справедливо. Но если проанализировать возраст участников нашего конкурса-фестиваля эпических культур, то выяснится, что почти половина среди них – молодые исполнители. Прослеживается еще одна закономерность: чем меньше численность представителей малых народов, тем больше сегодня молодежь стремится к приобщению, сохранению культуры и языка своего народа.

Дипломом I степени в первой номинации награжден  фольклорный театр поморской культуры «Сузёмье» из Архангельска, исполнивший былину «Путешествие Вавилы со скоморохами» (по творчеству сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой). Никто, кроме художественного руководителя театра, не имеет музыкального образования, но все прекрасно знают пинежскую культуру, откуда родом, владеют диалектом. Как пишут специалисты, участницы ансамбля учат песни с голоса. Сначала слушают оригинал, если он есть. Затем пытаются извлечь из него подходящий напев. Учат основную партию, потом оплетают её кружевом, раскладывают на голоса. Каждый пытается найти собственный ход. Октавное пение обязательно. Репетируют или спеваются подолгу – пока песня не сложится. Такой метод разучивания фольклорного материала под руководством профессионала называется реставрацией.

Когда на экране появилась еще одна представительница Архангельска Софья Брусникина, кое-кто из членов жюри заулыбался – знакомая! Софья Николаевна не первый раз участвует в конкурсах, активно выступает в родном Архангельске. На  наш конкурсе она представила «Вопль невесты» из книги «Описание русской свадьбы»  О.Х. Агреневой-Славянской, которая записала его от самой  Ирины Андреевны Федосовой. Член жюри, старший научный сотрудник сектора фольклористики с фонограммархивом Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, кандидат филологических наук Валентина Кузнецова заметила, что именно в таком стиле, в такой манере исполняла в публичных концертах свои причитания  сама Ирина Андреевна. Софья Николаевна Брусникина стала лауреатом нашего конкурса.

Сказительница Софья Николаевна Брусникина
Сказительница Софья Николаевна Брусникина

Когда начинаешь знакомиться поближе с  тем или иным коллективом, возникает огромное желание хоть немного рассказать о каждом. Я не была  членом жюри. Но, отсматривая выступления, поймала себя на мысли, что я бы лично каждому участнику дала по 40 баллов — максимальная оценка, которую могли поставить члены жюри. И не потому, что я не специалист и не разбираюсь в тонкостях исполнительского искусства, а за  верность народной культуре, за стойкость. Согласитесь, что даже выжить сегодня  коллективам такого направления, а тем более самодеятельным, чрезвычайно сложно.

Члены жюри  за просмотром конкурсных роликов
Члены жюри за просмотром конкурсных роликов

Впрочем, даже  стойкое жюри один раз дрогнуло. И после обсуждения решило учредить еще и специальный диплом «За стремление к сохранению традиционной хореографической культуры удмуртского народа». Его вручат хореографическому  ансамблю «Кельышлыос» («Непохожие»), созданного в детском доме села Алнаши.

Очень достойно выступила Карелия, при этом никаких поблажек своим со стороны жюри не было. Среди лауреатов фольклорный коллектив Karjalan helmi («Карельская жемчужина») Медвежьегорского городского центра культуры и досуга, который показал фрагменты свадебного обряда северных карелов, ансамбль FOMO (Formula of Music Orchestra), солист Дмитрий Демин (культурно-музейный центр из Костомукши) со свободной импровизацией на темы традиционного рунического напева с использованием инструментов разных этносов, а также электронных. Как выяснилось, ансамбль создан при местном музее живой музыки. Студентка Музыкального колледжа Екатерина Иванова стала лауреатом, покорив исполнением произведений карельских композиторов А. Белобородова и Г. Синисало на темы «Калевалы». Есть представители Карелии и среди дипломантов.

Всего два региона прислали театральные постановки, и оба коллектива получили дипломы II степени:  самодеятельные артисты из Куйтежского культурно-досугового центра показали миниатюру по мотивам произведений В. Брендоева, а Тверская региональная молодежная общественная организация по сохранению культурного наследия тверских карелов «Тверин Кариела» прислала на конкурс запись театральной постановки «История о Куллерво».

 

Лауреаты первого этапа конкурса будут приглашены для участия в заключительных мероприятиях проекта «Эпический форум – 2017: «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы»», которые пройдут 23-25 июня этого года в Петрозаводске и Олонце.

Как рассказала  руководитель  художественного  отдела  Центра национальных культур и народного творчества Наталья Шамрай, если лауреаты конкурса приедут  в Карелию на средства приглашающей стороны (что, согласитесь, для самодеятельных коллективов немаловажное условие), то все другие  тоже смогут принять участие в  фестивале, но… на свои средства. Кстати, информация от желающих уже начала поступать в центр.

Что  можно отнести к эпическим жанрам? Специалисты считают, что это былины, руны, баллады, исторические песни, причитания, плачи, обряды  и т.д. Их, наверное, можно назвать архаичными.  Вряд ли сегодня народ валом побежит на концерт, в программе которого будут былины и причитания. Поэтому сегодня поющийся эпос в большей степени памятник культуры — как архитектурные шедевры, предметы старинного быта,  изделия народных промыслов. Только нематериальный памятник культуры. Но все равно требуют такого же бережного к себе отношения, изучения, сохранения и пропаганды.

 

Фото автора