Как народная мудрость актуальна сегодня в России, можно убедиться на примере реставрации памятника деревянной архитектуры XVII века — Варваринской церкви.
Новейшая история храма Варвары Великомученицы, что до последнего времени вот уже пятый век стояла в заонежской деревне Яндомозеро, можно сказать, начиналась тоже как в сказке. Правда, за эти годы, то есть века, церковь пришла в аварийное состояние. Но три года назад на основании заявки Правительства Карелии по заказу Министерства культуры РФ в рамках реализации ФЦП «Культура России на 2012-2018 годы» была выполнена проектно-сметная документация для реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Варваринская церковь».
В 2014 году было согласовано перемещение Варваринской церкви из Яндомозеро, которое уже практически умерло (именно этим и объясняют предпринятый беспрецедентный шаг), в другую заонежскую деревню — Типиницы Медвежьегорского района «в целях обеспечения ее сохранности и проведения реставрационных работ». Стоимость проекта около 34 миллионов рублей, в эту сумму входили работы по разборке храма в Яндомозере, перевозке его в Типиницы и восстановление ее там. К октябрю 2016 года двери возрожденного храма должны были распахнуться перед жителями Типиниц и их гостями.
Не дождавшись торжественных мероприятий, они в ноябре прошлого года обратились в Общественную палату Карелии, чтобы им объяснили: что будет со срубом, часть которого перевезли из деревни в деревню и теперь уже несколько месяцев он лежит в центре Типиниц и совсем не украшает деревню? К тому же бревна мокнут под дождем. Именно часть сруба, потому что другую часть так и не успели перевезти, ее так и оставили в Яндомозере, хотя для перевозки оборудовали даже зимник — летом вместо дорог в тех местах только направления. Отдельные бревна вообще потеряли при перевозке, они так и валяются на дороге.
На этой неделе комиссия по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства Общественной палаты Республики Карелия провела общественные слушания «О сохранении и перспективах реставрации Варваринской церкви из деревни Яндомозеро». В них приняли участие представители не только общественной палаты и госструктур, но и общественных организаций, специалисты, реставраторы.
Ситуация, как выяснилось, чрезвычайно критическая, но не безнадежная. И корни этой критичности можно, наверное, поискать в событиях двухлетней давности, когда в Министерстве культуры РФ состоялся конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ и выиграла его крупная реставрационная московская фирма «Эшелъ».
И тут возникает сразу вопрос. Варваринская церковь – памятник федерального значения, но он находится на территории Карелии, где за последние десятилетия сформировалась школа профессионалов-реставраторов памятников именно деревянного зодчества, ибо наша республика – заповедник этих памятников. К нам сегодня приезжают учиться реставраторы из-за границы. А вопрос такой: «Почему наши реставраторы не участвовали в конкурсе?».
Мне удалось задать его одному из участников слушаний, директору реставрационной фирмы «Заонежье» Виталию Скопину. Как известно, «Заонежье» участвует в реставрации Преображенского храма в Кижах.
— Дело в том, что небольшие фирмы, такие как наша, в которых 10-15 работников, практически не могут участвовать в конкурсах, — пояснил Виталий Александрович. — Официальных документов, приказов по этому поводу нет. Просто создана такая система отбора, что нам никогда не победить в конкурсах. Я общался с коллегами из других регионов – ситуация та же. И если поначалу все мы еще как-то пытались подавать заявки, то в последние годы отказались от попыток. Нам отвели роль субподрядчиков крупных фирм, таких как «Эшелъ».
Кстати, опыт работы с этой фирмой у «Заонежья» есть. Оно выступили субподрядчиком «Эшела» при реставрации церкви Богоявления в деревне Палтога Вытегорского района, которая была срублена предположительно в 1733 году теми же мастерами, которые возводили знаменитую церковь Преображения в Кижах. Работу на храме карельские реставраторы начали в 2015 году и, как писала одна из вологодских газет, держались до последнего – все-таки репутация обязывала, хотя весь 2016 год «Эшелъ» практически не финансировал объект. И все-таки были вынуждены оставить работу, не завершив ее.
Своя «репутация» сложилась и у «Эшела», как сказал Виталий Александрович, «реставрационного МММ».
В Типиницах фирма заключила договор с подрядчиками на разборку и перевоз сруба из Яндомозера в Типиницы. Но та же ситуация, что и в Палтоге. Правда, как теперь выясняется, «Эшелъ» к началу работ был уже банкротом.
Кого интересует эта фирма, может зайти в Интернет, – материалов масса, реставрационная МММ наследила во многих регионах России. Связаны ли они как-то с делом, которое возбуждено против бывшего теперь заместителя министра культуры РФ г-на Пирумова и некоторых его коллег, узнаем, когда завершится следствие.
Сегодня всех волнует больше, что будет с храмом Великомученницы Варвары? По словам председателя Государственного комитета РК по охране объектов культурного наследия Юлии Алиповой, сорванный предыдущим подрядчиком проект удалось реанимировать, его вновь выставят на конкурс. Его на этот раз будет проводить в Петербурге Северо-Западный комитет в июне. Тогда узнаем нового победителя конкурса, которому предстоит вести работы в 2017-2018 годах. Но работы он сможет начать не раньше, чем месяца через два. А впереди новые осень и зима, сезоны отнюдь не благоприятные для проведения реставрационных работ. Кстати, как выяснилось на слушаниях, предприниматель из Великой Губы Михаил Аверьянов минувшей зимой на собственные средства приобрел доски, чтобы соорудить укрытие для сруба Варваринской церкви, которое не сделали подрядчики.
Представитель комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства Общественной палаты Валентина Лапичкова, открывая слушания, призвала всех к конструктивному разговору. Однако, критика и возмущение все же преобладали. Часть вопросов можно и давно уже нужно решать на местном уровне. Уроженка Типиниц, журналист Надежда Акимова — сейчас она живет там в летнее время — высказала от имени жителей возмущение тем, что складированный в центре деревни сруб уродует деревню. Кстати, бревна частично лежат на частном земельном участке, хозяин которого может потребовать всё убрать. Жителей также волнует, что из-за реставрационных работ может пострадать старинный деревенский погост, на котором покоится не одно поколение жителей Типиниц.
Но главное, до сих пор не решен вопрос об официальном выделении земельного участка под строительство храма.
Трудно не согласиться с как всегда эмоциональным выступлением председателя общества «Заонежье» Валентины Сукотовой: уповать на то, что поскольку здание храма – памятник федерального значения, там, наверху, все и решат, нельзя. И в первую очередь контроль нужен на месте, контроль за всем: ходом работ, расходованием средств, прохождением вопросов через вышестоящие инстанции. Контроль общественности. А это подразумевает доступность информации о ходе работ. Эти предложения были включены в проект рекомендаций комиссии.
В новейшей истории не только православной святыни, но и памятника деревянного зодчества федерального значения начинается новый этап?
Фото автора и Общественной палаты РК