Последний концерт весенней части фестиваля «Белые ночи Карелии», который по техническим причинам поделен на два этапа, прошел 14 июня. И прошел он на том же высоком уровне, что и предыдущие концерты.
Главным героем вечера стал исполнитель, с которым мы познакомились еще в годы, когда Виктор Горин руководил Международным фестивалем камерного искусства в Костомукше. Затем он был участником первых фестивалей «Белые ночи Карелии». Уже тогда стало ясно, что кларнетист Игорь Федоров — не из рядовых молодой исполнительской плеяды, выходящей на концертные подмостки, что у него свой уникальный почерк, сложившийся из феноменального природного дарования, любви к избранному инструменту и трудоспособности, без которой немыслима деятельность музыканта.
Для духовика главнейшее качество — дыхание, способность и умение держать звук возможно дольше. Федоров умеет делать это так, что слушателю даже становится не по себе. А он при этом еще и наполняет звук необходимыми красками. Нюансировка динамической палитры его кларнета, особенно когда он находится в зоне тишины, заставляет замереть сердца. Про таких говорят, что он родился с кларнетом в руках.
Что-то в его даровании объяснимо: Игорь Федоров появился на свет в семье музыкантов. Школу, вузовский курс и аспирантуру прошел в Академии музыки имени Гнесиных под руководством известного советского исполнителя профессора И.П. Мозговенко. Стал лауреатом и призером многочисленных конкурсов и фондов. Совершенствовался на курсах выдающихся зарубежных мастеров-кларнетистов и камерного ансамбля.
Первый концерт он дал в восемь лет, а с тринадцати концертирует активно. Конечно, он был замечен многими выдающимися музыкантами. Достаточно назвать имена Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Владимира Федосеева, чтобы понять, какими личностями он был отмечен. Ростропович в 2000 году предложил ему участие в его фестивале «Эвианские встречи» (Франция), Спиваков подарил ему кларнет. Игорь Федоров выступал перед Папой Римским и королевой Великобритании. Но главное в его искусстве все равно остается тайной, может быть, понятной только ему самому.
Два отделения концерта были очень разными. В первом исполнялась сугубо камерная музыка для кларнета и фортепиано: «Фантастические пьесы» Роберта Шумана опус 73 и Соната Иоганнеса Брамса фа минор опус 120. Два великих немецких композитора принадлежат к различным поколениям романтиков, но они связаны теснейшими узами преемственности. Юный Брамс (1833 — 1897) боготворил Шумана (1810 — 1856), провел около тяжело больного композитора его последние годы и всю жизнь считал себя его творческим преемником. Однако как художник Брамс шел своим путем и лишь сокровенные страницы его наследия вскрывают их глубокую внутреннюю связь. В отличие от Шумана, в мышлении которого наряду с господствующим лирическим началом сильны фантазийные элементы, Брамс – лирико-трагический философ. Все это было слышно в исполненных произведениях
Партию фортепиано в дуэте с Игорем Федоровым исполнила заслуженная артистка Карелии Людмила Пищик. Она давно зарекомендовала себя как прекрасный ансамблист, участвуя не только в фестивальных программах «Белых ночей Карелии», выступая с такими музыкантами, как Дора Швацберг, Марк Дробинский, Сергей Антонов, Хорхе Боссо. В дуэте с Дорой Шварцберг она представляла Карелию в Днях культуры республики в Москве. Выступала в других городах нашей страны, а также в Хорватии и на Кипре. Ее с удовольствием выбирают в партнеры многие инструменталисты.
Во втором отделении концерта Игорь Федоров играл с камерным оркестром Петрозаводской консерватории Nord-West Studium во главе с художественным руководителем, заслуженным артистом Республики Карелия Эдуардом Зондерегером. Прозвучали два произведения: «Квинтет для кларнета и струнного квартета опус 34 Карла Марии Вебера (1786 — 1826) в переложении для струнного оркестра и «Юмористическая фантазия» композитора Адольфа Шрайнера.
Квинтет Вебера – замечательная иллюстрация к новым тенденциям в европейской музыке первой трети XIX века. Стремление к беспредельной виртуозности, поиски новой тембровой красочности различных инструментов, в частности, духовых, яркости гармонического языка. Все это Вебер почувствовал и показал одним из первых. Он открыл для себя возможности кларнета и создал для него немало произведений в жанрах камерной музыки и концерта, напитав их еще и народно-жанровыми приметами. Его произведения звучали в салонах, и при всей значительности содержания слушателям они доставляли прежде всего удовольствие. Ни виртуозности, ни изобретательных находок в звучании инструмента Федорову не занимать, а потому огромное удовольствие испытали и слушатели.
Об Адольфе Шрайнере сообщаются весьма противоречивые сведения, вплоть до дат жизни и месте рождения. В кратком пояснении кларнетист тоже не раскрыл загадки автора, отметив лишь его очень хорошее знание популярной музыки XIX века и безупречное владение возможностями кларнета. Стилистически музыка перекликается с веберовской, но по характеру она совсем иная. Неслучайно «Фантазия» названа юмористической, а еще она имеет странный подзаголовок — “Всё меньше и меньше”, секрет которого расшифровывается в конце исполнения. Завершая его, кларнетист последовательно разнимает трубку инструмента на составные части (всего их пять), начиная с нижней. При этом он продолжает играть вплоть до оставшейся последней части – мундштука. Эта «операция» вызвала некоторые вопросы, вряд ли такое практиковалось в XIX веке, эта эквилибристика скорее атрибут цирковой музыкальной эксцентрики ХХ столетия – развлекать всеми возможным средствами! Услышанное и увиденное произвело настоящий фурор, в результате чего зал получил от Игоря Федорова неожиданный подарок – пьесу Игоря Стравинского, сыгранную solo.
Очень достойно в ансамбле со столь именитым солистом показал себя камерный оркестр Nord-West Studium, руководимый Эдуардом Зондерегером. Невзирая на сложности работы с постоянно обновляющимся студенческим составом, художественный руководитель добивается замечательных результатов. Что подтверждает своими аплодисментами и благодарная аудитория.
Весенний тур фестиваля «Белые ночи Карелии» прошел очень успешно. Ждем продолжения осенью и желаем столь же ярких впечатлений!