Классические произведения, исполняемые а капелла, народные песни, старинные былины и свадебные причитания, песни советских композиторов и рэп – всё это звучало в минувшую субботу на празднике в Олонце.
Более полусотни коллективов, сотни участников. Впрочем, иначе и быть не могло: ведь в этот день здесь объединились два праздника: финал Всероссийского конкурса-фестиваля эпической культуры-2017, который проходит в рамках проекта «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы», и певческий марафон международного песенного праздника, который был возрожден в 2012 году.
Возрожден, потому что история хорового движения в Карелии имеет более чем вековую традицию. Первый Песенный праздник в Сортавале состоялся в 1896 году, затем в 1906-м, 1926-м и 1935 годах. Праздники собирали сотни хоров, певцов и объединяли тысячи любителей хорового пения. После долгого перерыва по инициативе Министерства культуры Карелии, Центра национальных культур и народного творчества республики, Союза ладожских карелов и карельских организаций Финляндии Песенный праздник было решено возродить уже как международный. И теперь он проходит то в Карелии, то в Финляндии. В этом году местом его проведения стал Олонец, который принял эстафету от финского Нурмеса.
Сегодня, правда, размах еще не набрал силу в сравнении не только с историческими уже песенными праздниками, но и с проводимыми в соседней Финляндии. Но с каждым годом он увеличивает популярность.
Года четыре назад в старинном карельском селе Вешкелица состоялась встреча работников культуры Карелии. Руководители сельских домов культуры рассказывали, что к ним часто приходят местные жители, в первую очередь женщины. Приходят не с просьбой, почти с требованием: «Петь хотим!». На возражения, что ни руководителя нет, ни даже аккомпаниатора (оптимизация хорошо прошлась по учреждениям культуры), люди отвечают: сами справимся. И справляются: составляют репертуар – из песен своих мам и бабушек, из сборников советских времен, на свои деньги шьют сценические костюмы, как правило, простенькие сарафаны.
Проект Центра национальных культур и народного творчества Карелии «Таланты из глубинки» регулярно знакомит петрозаводчан с народными талантами. Неслучайно хоровое пение сегодня называют самым демократичным и самым распространенным видом самодеятельного творчества. Таким бы коллективам еще бы поддержка на властном уровне. Что бы тогда из них получилось, показал песенный праздник в Олонце.
Если участники фестиваля эпической культуры прошли конкурсный отбор, и в Карелию приехали победители и дипломанты, то для участия в песенном марафоне требовались лишь желание и… возможности, предоставить которые могли, увы, только спонсоры – в лице местных властей и предпринимателей. Поэтому участники большого песенного праздника отличались уровнем исполнения, репертуаром (в ряде случаев он требовал серьезной работы), наконец сценическими костюмами. Одни фольклорные коллективы выходили на сцену в великолепных костюмах, выполненных согласно местным этнотрадициям, другие – в простеньких ситцевых сарафанах и белых платочках. Первых зрители и слушатели встречали с восторгом, вторых тоже отнюдь не критиковали. Ведь главное в этот день была все-таки песня.
После торжественного открытия на центральной сцене Олонецкого парка и культуры и отдыха коллективы разошлись по сценическим площадкам. Я отправилась к одной из них, что располагалась в уютном дворике Олонецкого национального музея карелов-ливвиков имени Н.Г. Прилукина. Выбор был не случаен, ибо именно там должна была в числе первых выступать сказительница Софья Николаевна Брусникина из Архангельска.
Впервые я услышала ее во время отборочного тура эпического конкурса, на который участники представляли видеозаписи. Честно говоря, тогда только и узнала о ней. Софья Брусникина никогда не слышала записей знаменитой нашей Ирины Федосовой, но специалисты считают, что она и манерой исполнения, даже тембром голоса напоминает Ирину Андреевну. Когда Софья Михайловна завела одну из старинных свадебных песен из репертуара Федосовой и голос ее, не по возрасту чистый и звонкий, словно взмыл куда-то высоко в небо, не только импровизированный зрительный зал замер, замедляли шаги и останавливались проходившие мимо музея к своим площадкам участники праздника.
Было интересно наблюдать, как участники фольклорного ансамбля «Источник», приехавшие из Краснодара (!), ожидали свою очередь, чтобы выступить на одной из площадок. Это были дети и подростки, и вели они себя соответственно возрасту, хотя и являются учениками школы для одаренных детей. А буквально через 10-15 минут они вышли на сцену и запели старинную казацкую песни, сложную и по музыке, и по содержанию — это была история о том, как уехал на войну молодой казак и сложил в далекой сырой земле свою голову. Было видно, как совсем юные исполнители буквально вживались в песню, словно пропуская ее через себя. Словно подтверждая утверждение об «этническом парадоксе современности» – оказывается, именно дети лучше всех воспринимают сегодня этническую информацию.
На одной из площадок моими соседями оказались участницы самодеятельного фольклорно-этнографического коллектива «Нареченька» из старинного, основанного в конце XVI века, села Усть-Цильма, что в Республике Коми. Сам коллектив родился в 2000 году при Усть-Цилемском культурном центре-филиале Районного центра культуры, досуга и кино. В его репертуаре старинные свадебные, горочные, рекрутские, посидочные, плясовые песни и танцы, давно забытые плачи, былины (или старины – с ударением на первую гласную, как говорят в тех местах), духовные стихи – их образцы они и привезли на праздник. Причем, и это хотелось бы подчеркнуть особо, участники коллектива хранят локальные песенные традиции и культуру именно своего старообрядческого села Усть-Цильма. И тем известны далеко за пределами своей малой родины.
Выделялись участницы коллектива на празднике в Олонце и своими уникальными сценическими костюмами, вызывавшими и восхищение и даже немного зависть.
– Видно, богатое у вас село, – заметила я своим соседкам.
– Да нет, – возразили они. – Это у нас только по праздникам женщины так одеваются. Особенно на Горку – это старая традиция.
Рассказали, что празднуют Горку в Усть-Цильме с 7 по 12 июля. День Ивана Купалы, или Иванов день, там один из главных почитаемых праздников. По многовековой традиции 7 июля в Усть-Цилемском районе водят Горку. Она является своеобразной генеральной репетицией перед самой главной Горкой – 12 июля, в Петров день.
О каждом коллективе, приехал ли он издалека или с Олонецкой равнины, можно писать отдельно, потому что есть что рассказать.
Сказать, что олончане проявили особый интерес к поистине уникальному событию в своем городе, не могу. Но те, кому было интересно то, что происходило в городе в этот день, пришли. Город встретил гостей чистотой, порядком, уютом и даже таким редким нынешним летом солнечным днем. Впрочем, это был ведь не праздник города Олонца, а Песенный фестиваль, зрителей и слушателей собирала каждая концертная площадка. Выступив, участники хоров и ансамблей оставались здесь же или переходили на другую концертную площадку уже в качестве слушателей. Поверьте, лучших ценителей народной песни найти, наверное, трудно.
Право участия в заключительном гала-концерте предоставили лауреатам и дипломантом Всероссийского конкурса-фестиваля этнической культуры «Эпосы народов России в гостях у «Калевалы», который в этом году был посвящен 190-летию Ирины Андреевны Федосовой и 215-летию финского исследователя-фольклориста Элиаса Лённрота.
Когда праздничное шествие участников праздника проходило по улицам Олонца, кто-то из наблюдавших за ним горожан удивленно воскликнул: «И сколько же их много!». И это ведь самое замечательное. Значит, песенные праздники пустили на земле Карелии прочные корни. Не так ли?
Фото Валентины Чаженгиной