Культура

Что такое музейный моветон?

Музейный урок
Музейный урок

И почему выставки, рассчитанные на детей, в первую очередь  должны понравиться родителям? Чем должен отличаться урок в музее от обычного, в школе? Почему из музеев должна уйти вечность?

Десятки интереснейших вопросов, порой парадоксальных, прозвучали  во время работы Всероссийской научно-практической конференция по музейной педагогике с несколько строгим педантичным названием «Музей как образовательное пространство:  инновационные формы работы с посетителями».

Она прошла с 21 по 24 июня в Петрозаводске.  Уже не первый раз в столице Карелии собираются музейные работники многих городов России, география нынешней конференции также впечатляет: Москва и Санкт-Петербург, Саратов и Ярославль, Пермь и Каргополь — этот список можно продолжить. Конечно же, самое активное участие в конференции, подготовив интересные доклады, приняли музейные педагоги Карелии. Наша республика  привлекает музейщиков  не случайно.

В 1993 году, почти полвека назад, именно в Карелии был воплощен в жизнь один из самых живых и интересных проектов  в музейной практике —  создан Республиканский детский музейный центр Карелии при государственном музее-заповеднике «Кижи», автором  проекта стала  Людмила Васильевна Шилова. Это был первый в стране центр, в котором идея взаимодействия музея с системой образования получила организационное закрепление. Работая в первую очередь с детьми, центр одновременно выполняет функции научно-методического и координационного центра в области музейной педагогики. Не случайно у набирающей с каждым годом авторитет и популярность всероссийской конференции два организатора  – Министерство культуры России и музей-заповедник «Кижи», опыт которого в развитии музейной педагогики  сегодня огромен и бесценен.

Пленарное заседание состоялось в Национальной библиотеке РК
Пленарное заседание состоялось в Национальной библиотеке РК
Пленарное заседание открыл доклад директора музея-заповедника «Кижи» Елены Богдановой
Пленарное заседание открыл доклад директора музея-заповедника «Кижи» Елены Богдановой

За первых два дня конференции прозвучало 52 доклада по музейной педагогике. После пленарного заседания участники конференции работали в секциях:  в этом году они проводились в Национальном музее, Музее изобразительных искусств, петрозаводской средней школе №2, которая является партнером музея «Кижи» — на базе этой школы уже почти 25 лет успешной работает музейно-образовательный комплекс.

Не осталось, пожалуй, ни одного аспекта работы музеев с детьми, которого не коснулись бы выступавшие на конференции специалисты. Здесь не убеждали друг друга, как важна и необходима сегодня эта сторона деятельности музеев, здесь размышляли, как усовершенствовать ее.

Большой интерес вызвало выступление Олега Николаева, научного руководителя бюро «Арт Терра», куратора музейных проектов, кандидата филологических наук (Санкт-Петербург) – «Методологические секреты детской интерактивной экспозиции. От смысловой структуры к дизайн-проекту и воплощению»
Большой интерес вызвало выступление Олега Николаева, научного руководителя бюро «Арт Терра», куратора музейных проектов, кандидата филологических наук (Санкт-Петербург) – «Методологические секреты детской интерактивной экспозиции. От смысловой структуры к дизайн-проекту и воплощению»

К открытию конференции музей «Кижи», точнее его издательский центр, подготовил сборник докладов «Музей как образовательное пространство».

Даже при беглом знакомстве с его материалами обращаешь внимание,  что  многие авторы так или иначе обращаются к такой теме, как «Музейный урок». Оказывается, это отнюдь не продолжение школьного урока, когда учитель, завершив с классом тему, ведет ребят, чтобы проиллюстрировать ее на примере экспонатов постоянной экспозиции или временной выставки. Заместитель директора по научной работе  Мемориального музея космонавтики Вячеслав Климентьев (Москва), выступая на пленарном заседании, сформулировал это понятие так:

– Музейный урок – это интерактивное учебное занятие, соответствующее целям и задачам одного из общеобразовательных предметов, построенное на изучении музейных экспонатов в музейном пространстве.

Директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг считает, что «урок, учитель и школа в целом потеряли сегодня монополию на знания. Их потеснили репетиторы, гаджеты, интернет. Сегодня нужна интеграция музеев в школы». Будущее за умножением и сложением их сил, взаимопроникновении друг в друга в решении общих проблем.

Не собираюсь пересказывать, даже конспективно, доклады и  публикации, разговор, понятное дело, шел чисто профессиональный. Но если своими словами, то музеи сегодня – это уже не просто хранилища древностей, реликвий, документов  ушедших эпох. Как считает научный сотрудник детского музея из Ноябрьска Марина Деркачева, «если раньше посетителю музея оставалось только смотреть и слушать, то сегодня выставочное пространство – это широкая территория  взаимодействия и общения, возможность не только получить новые знания, но и  продемонстрировать свои личные достижения и творческие возможности».

Судя по перечислению авторов статей в сборнике и выступающих на конференции,  стремление к переменам, обновлению коснулась не только крупных столичных музеев, но и небольших провинциальных.

Эти два коротких материала не включены в сборник, их авторы не выступали на конференции, но, мне кажется, они  выразительно и точно рассказывают о том, что такое музейная педагогика. Я нашла их в музейной газете «Кижи» – сегодня,  увы, закрытой.

14-летний (в 2009 году) петрозаводчанин Максим Михайлов, побывавший в тот год в Летней музейно-этнографической школе на острове Кижи, чистосердечно признается: «На остров Кижи мы приехали на шесть дней.. В первый день этот срок мне показался невыносимо долгим, сегодня, когда я пишу это сочинение, он кажется мне ужасно  коротким… В начале мне показалось, что я не смогу находиться здесь ни минутой дольше, но через два дня мне стало ясно, что я полюбил и принял этот остров, и он принял меня как отец своего блудного сына… Теперь я стараюсь уделять больше времени острову, так как первые два дня бессмысленно потратил время…».

А 10-летний москвич  Петя Пак, побывавший в этой же школе тоже в 2009 году, написал открытое письмо мастеру Нестору: «Дорогой мастер Нестор! Я просто чуть в обморок не упал перед красотой, которую ты создал. Твои плотники хорошо знали свое ремесло, и вообще они были хорошие люди. Когда я увидел Преображенскую церковь, то не понял, как вы смогли это сделать. Как возможно создать здание, которое простоит 295 лет. И как построить храм с 22 главами. Спасибо тебе, Нестор, за то, что ты создал…».

Не нашла ничего о дальнейшей судьбе этих ребят, но почему-то уверена: никогда  у них не поднимется рука осквернить, а тем более уничтожить красоту – их научили ее ценить. И своих детей они научат тому же.

Музейный урок на острове Кижи
Музейный урок на острове Кижи

Ответ же на вопрос  «Что такое музейный моветон?», вынесенный в заголовок,  тоже прозвучал на конференции. Оказывается, это ситуация, когда  экскурсовод или сотрудник музея, знакомя вас с выставкой или экспозицией, начинает свой рассказ словами «Представьте себе…». Так вот: представлять можно, лежа дома на диване или сидя там же в кресле. В музее же нужно смотреть и видеть. И понимать язык, на котором общаются  с нами представленные там экспонаты. Появился даже специальный термин: сторителлинг,  применительно к музеем он означает «предметный разговор».  Но это уже особая, требующая отдельного разговора тема.

 

Фото автора и пресс-службы музея-заповедника «Кижи»