Культура

«Муза моя, Сортавала»

Фото Аси Кошелевой
Во время концерта

Под таким неожиданным, но, признаться, греющим душу каждого жителя Карелии заголовком прошел в Большом зале филармонии симфонический концерт.

 

Все музыканты и многие люди, не имеющие отношения к этой профессии, знают, что на территории Сортавальского района на живописном берегу Ладожского озера еще в 40-е годы начал свою плодотворную жизнь Дом  композиторов. В этот заповедный творческий уголок любят приезжать для работы и отдыха не только композиторы нашей огромной страны, но и представители других творческих профессий.  Вдохновленные красотами природы края,  они создают произведения, многие из которых доходят до нас из звучащего эфира. Но в этом году любители музыки получили возможность познакомиться с теми, кто стоит во главе композиторской организации России и услышать вживую их произведения, созданные в минувшие годы и рождающиеся в наше время, нередко именно во время пребывания в Сортавала.

 

В группу своеобразного музыкального десанта вошли председатель Союза композиторов России Владислав Казенин и члены секретариата творческой организации Ширвани Чалаев,  Кирилл Уманский и легенда современности, автор многочисленных песенных шедевров Александра Пахмутова (да простят меня герои состоявшегося события за то, что здесь опускаются все их почетные звания, перечисление заняло бы половину текста). Они не впервые в Петрозаводске, бывали на наших пленумах, помогали нашей композиторской организации в тяжелые постперестроечные годы, постоянно интересуются её творческими буднями.

 

В такие командировки композиторы  нередко приезжают со своими надежными помощниками-исполнителями. На сей раз это была молодая, но уже весьма именитая пианистка Екатерина Мечетина. Она солировала в исполнении Третьего фортепианного концерта Владислава Казенина, блистательно продемонстрировав свой пианистический стиль. Концерт технически очень сложен, требует максимума не только выразительных красок, но и чисто физической выносливости. Все это Мечетина, как представляется, не только  без проблем показала, но дополнительно повторила на бис финал, сорвав бурю аплодисментов.

 

 Александра Пахмутова и симфонический оркестр Карельской госфилармонии. Фото Аси Кошелевой

 

Александра Пахмутова, присутствовавшая на концерте вместе со своим верным рыцарем, супругом и автором большинства стихов ее песен Николаем Добронравовым предложила в программу концерта увертюру для симфонического оркестра «Юность». И пусть это произведение создано композитором давно, для большинства присутствовавших в зале слушателей оно невольно стало новым и расширило представление о богатстве творческих возможностей любимого композитора-песенника.

 

Творчество Кирилла Уманского для петрозаводских любителей музыки пока является закрытой книгой, но тем более интригующим ожидалось знакомство с ним и его музыкой. Стилистически он считается представителем современного музыкального авангарда, хотя сам не склонен соглашаться с таким категорическим определением. Однако представленная им в концерте поэма для скрипки и симфонического оркестра «Остров Мантсинсаари» представляет собой произведение весьма сложное по языку. Тем не менее слушатели с интересом приняли произведение. Его успешно исполнила совсем молодая артистка симфонического оркестра филармонии под управлением Анатолия Рыбалко Светлана Гречишникова. Обладая пока еще не очень большим опытом солистки, она достойно справилась с трудной задачей, заслужив искреннюю сердечную благодарность композитора, выраженную не только лично ей, но и в телефонном разговоре с автором этих строк.

 

Не раз проводил летние месяцы в Сортавала и Родион Константинович Щедрин – патриарх российской композиторской школы, многие годы до Казенина возглавлявший Союз композиторов России. Мощный творческий пульс Щедрина ритмично бьется невзирая на годы, по сей день. Наверное, не одно произведение навеяно композитору пребыванием в Сортавала, но в нашем концерте прозвучал фрагмент ранней оперы Щедрина «Не только любовь». Весьма колоритный вокальный эпизод из этой оперы – «Песня и частушки» Варвары, исполненный Ларисой Холодковой, стали приятным разнообразием среди преобладающих в программе инструментальных сочинений.

 

Карельская творческая организация как принимающая сторона была представлена произведением председателя нашего Союза композиторов Александра Белобородова «Симфонией картин», посвященной 300-летию столицы республики. В исполнении симфонического оркестра прозвучали две части: «Кижи» и «Петровский марш». Один из первых выпускников композиторского отделения Петрозаводской консерватории, Белобородов связал с карельской землей свою дальнейшую жизнь, питая создаваемую в разных жанрах музыку ее образными богатствами.

 

Финалом концерта стало появление на филармонической сцене замечательного сына дагестанского народа Ширвани Чалаева. Композитор и певец – он сам представляет свое совершенно удивительное творчество. Преподаватели и студенты нашей консерватории впервые познакомились с Ширвани в 70-е годы, когда он был нашим гостем. Мы были безоговорочно покорены его «Лакскими песнями» и одновременно авторским исполнением. В этих песнях жила истовая, трепещущая и бунтующая душа народа. Характерными национальными приметами дагестанского, в частности, лакского фольклора, он наполняет   творчество на протяжении всей жизни. И вот новая встреча с ним – и та же  покоряющая сила его искусства. Это сразу почувствовала филармоническая аудитория, легко вошедшая в ауру его мощного творческого посыла.

 

 

Ну что ж, встреча с московскими композиторами (а Чалаев делит  жизнь между Москвой и Дагестаном) не просто удалась, она стала знаменательным событием нашей музыкальной жизни. Надеемся, что не окажется первой и последней, тем более что избалованные московским исполнителями гости познакомились в Петрозаводске с музыкантами очень высокого класса, которым можно доверить музыку любой сложности. Много  не просто добрых, – восторженных  слов было сказано в адрес симфонического оркестра, его художественного руководителя и главного дирижера Анатолия Рыбалко и, конечно, солистов. В подготовке концерта всеми была проделана большая  работа. Коллектив  еще раз показал, что карельский симфонический оркестр – это замечательный коллектив, которым надо дорожить и всемерно помогать ему.

 

В концерте прозвучало и весомое музыковедческое слово, ведь композиторы и музыковеды живут одной семьей. Доцент Петрозаводской консерватории, член Союза композиторов Татьяна Екименко лаконично раскрыла творческий облик каждого композитора и дала необходимые пояснения к исполнявшимся произведениям.

 

К сожалению, никто из выступавших перед слушателями не вспомнил о том, что появлением  Сортавальского Дома творчества композиторы  обязаны первому председателю республиканской организации замечательному композитору Рувиму Самуиловичу Пергаменту. По окончании Великой Отечественной войны правительство Карелии приняло решение отдать Союзу композиторов заброшенную усадьбу у залива Кирьява Лахти для создания республиканского Дома творчества композиторов. Восстановление усадьбы потребовало предельного напряжения сил и огромной организационно-хозяйственной работы, которая всей тяжестью и ответственностью легла на плечи Пергамента. Обустройство Дома  успешно завершилось в довольно короткие сроки. Его торжественное открытие состоялось в присутствии представителей правительства и посланцев Ленинградской и Московской творческих организаций во главе с Председателем Союза композиторов СССР Тихоном Хренниковым. Об этом  сообщила республиканская газета «Ленинское знамя» 19 мая 1946 года.

 

                                                                 

Встреча гостей в Петрозаводской консерватории накануне концерта Фото Андрея Иванова