Культура

Нашествие академиков

Фото Ирины Ларионовой
Надежда Белая и Алексей Лебедев у картины Надежды «Агата»

«Хорошо учат в Петербурге!» – одобрительно  высказался старейший акварелист Александр Каштанов после вернисажа.

 

 

В Городском выставочном зале открылась выставка карельских студентов петербургских вузов «Академический период». Уже  по выставленным в окнах картинам  было ясно, что новая выставка стоит того, чтобы ее посетить. На вернисаже собралось много молодежи, студентов местных вузов и колледжей. Как ни странно, художников было не так много, из музейщиков был замечен только один, от властей представителей и вовсе не было, наверное, посчитали, что студенты вряд ли чем могут порадовать. И совершенно напрасно!

 

Наталья Кошелева  (слева)  поздравляет бывших студентов педагогического колледжа с открытием выставки

 

Молодые энергичные ребята, талантливые и деятельные, привезли в Петрозаводск лучшие свои работы, созданные в период учебы. Они бывшие учащиеся Художественно-графического отделения педколеджа, а ныне студенты двух петербургских академий  –Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.  

 

Семеро ярких творцов – Ольга и Сергей Клиновы, Алексей Лебедев, Надежда Белая, Клавдия Расторгуева, Павел Калтыгин и Виталий Шероганов – показали произведения, выполненные в самых разных жанрах – от станковых живописных полотен до витражей и мозаики. Искусствовед Мария Юфа отметила, что представленные в экспозиции работы  отличает высокий профессиональный уровень. Преподаватель и художник Наталья Кошелева считает, что создавать в рамках академических заданий  серьезные творческие работы не так-то и просто и что нашим землякам это вполне удалось.

 

– Как было бы хорошо, если бы  эти ребята смогли вернуться в Петрозаводск! Если бы для них была здесь работа и жилье! – лейтмотивом звучало на выставке. – Они смогли бы  украсить наш город своими творческими идеями и своим присутствием.

 

– Почему бы и нет? – рассуждает Павел Калтыгин. – Мой дедушка всегда говорил: «Где родился, там и пригодился». Но будет ли здесь работа?

 

Среди  произведений малой скульптурной формы есть удивительная миниатюрная бронзовая вещица «Курьер» Павла Калтыгина.  Ее уже сегодня можно было бы отлить и установить в любом парке или сквере города. Главное найти деньги и подыскать наиболее подходящее пространство, в которое вписалась бы эта фигура.  В Евпатории есть небольшой уютный парк скульптур, созданный одним художником и меценатом.  Он специально приглашает скульпторов из академических вузов. Те приезжают в Евпаторию, отдыхают, создают скульптуру и оставляют ее городу.

 

В экспозиции есть  и другие прекрасные гипсовые работы скульптора Павла Калтыгина, среди которых «Давид»  и модель памятника немецкому конструктору  Фердинанду Порше. Памятник Порше будет дипломной работой автора. Возможно, немцы захотят его поставить у себя, я даже не сомневаюсь, что так оно и будет. А сколько замечательного мог бы создать такой скульптор для столицы Карелии!

 

Как и его коллега Алексей Лебедев. Алексей  рассказывает, что собирался поступать в «Репинку», а оказался  на художественной обработке металла в «Мухе» (теперь это отделение называется «архитектурно-декоративная пластика»). Увидев его работы, кто-то из преподавателей ему, не совсем уверенному  в выборе, сказал: «А вы, батенька, металлист!» Художник  работает с самыми разными материалами – латунь, сталь, бронза. Самое сложное в создании образа, считает Алексей, придумать идею.

 

Его жена и коллега  по вузу Надежда Белая родом из Беломорска. Участвуя однажды в конкурсе «Зеленый коридор» для школьников, она, благодаря Сергею Терентьеву, который сразу разглядел в девчушке талант,  полностью изменила своим первоначальным  мечтам стать историком  и  подалась в  художники, о чем совершенно не жалеет. Теперь она учится на известном Пятом этаже  – так называют студенты отделение монументально-декоративной живописи. Портрет «Агата», который художница писала с натуры, особенно запал мне в душу. Надежда много и активно работает, несмотря на то  что  у нее десятимесячный малыш. Остается только удивляться, откуда в такой хрупкой молодой женщине столько творческой  позитивной энергии.

 

Можно часто услышать, что академическая школа живописи  давно себя изжила. Но Клавдия Расторгуева, автор тонких по настроению графических работ, со своей особой тематикой, теплых по энергетике,  считает, что профессиональная школа очень важна: «У нас в институте много молодых преподавателей, которые привносят  свежие идеи и мысли в обучение».  Ее небольшие графические листы  – полная противоположность буйным красочным полотнам Надежды Белой, герои которой, кажется, так и норовят соскользнуть с полотна в реальную жизнь.

 

Вспоминаются некоторые выставки детской художественной школы, где все работы часто настолько похожи, будто рисовал их один и тот же человек.  Молодые «академики» показали зрителям  каждый свою творческую манеру. Запомнились  батики Ольги Клиновой и условные пейзажи ее брата Сергея Клинова, на которых  Питер непривычно  яркий, солнечный, зелено-желто-красный.  Женские портреты и ню Виталия Шероганова – выполненные акрилом, темперой  и углем. Одним словом, говоря словами Марии Юфа, чувствуется в Петербурге благодатная  творческая среда, которая питает таланты. Хотелось бы, чтобы подобная среда вновь, как в былые времена, возникла и в Петрозаводске.

 

Однажды я узнала, как попал к нам в Петрозаводск молодой и талантливый художник Дмитрий Поленков. Оказывается, увидев его за работой где-то на белорусских просторах, министр культуры Карельской АССР Л.Н Колмовский (тот самый, что подписал постановление о создании в 1960 году Музея изобразительных искусств в Петрозаводске), пригласил художника работать в Карелию и  позаботился о том, чтобы у него было жилье. Такое и во сне не может присниться молодым художникам, вынужденным оставаться в поисках лучшей жизни в столице. Но, может быть, все в наших руках? Вот создали новый Графический центр, положили начало. Привезли выставку замечательных и перспективных художников, умеющих профессионально работать в самых разных жанрах. Хочется верить, что Министерство культуры РК не оставит эту проблему без внимания.

Педагог колледжа Евгения Веселова  поздравляет с выставкой талантливую ученицу Клавдию Расторгуеву 

Клавдия Расторгуева. Лето

 

Клавдия Расторгуева. Старые друзья

На дальнем плане «Давид» Павла Калтыгина

 

Павел Калтыгин. Модель памятника Ф. Порше 

 

«Курьер» Павла Калтыгина понравился не только мне

Работа Алексея Лебедева

Сергей Клинов. Инженерный замок

Сергей Клинов. Без названия

 

У работ Сергея Клинова

 

Ольга Клинова. Батик «Цветы»

Девчонки из колледжа у картин Надежды Белой

Виталий Шероганов. Портрет Мари Ерохиной

Фото автора

 

 

 

  • Патлаенко Э. Н.

    Конечно же, это праздник для ребят и я их ПОЗДРАВЛЯЮ !!! с вернисажем.

    Тем более,что художники талантливы. Что же касается конкретно меня — меня поразили две работы Сергея Клинова!Даже несмотря на некоторую французистость, работы поражают самостоятельностью взгляда и экспрессивностью формы.

    Счастливого пути молодому человеку!!!)))

  • ИЛ

    Соглашусь с тобой, Алексей! Я и в себе чувствую иногда страх публично высказать свое мнение..Здесь, в интернете спасает чувство виртуальности происходящего, поэтому не так страшно.. Да, система учила не выделяться.. Но я не приглашаю даже к какому-то обсуждению самой выставки и к высказыванию своего мнения, хотя было бы интересно узнать, что думают художники о произведениях своих же собратьев по цеху,но хотелось бы какого-то движения навстречу друг к другу..

  • Алексей Конкка

    Ирина! Мне кажется, что не каждый просто готов оставлять комментарии. Особенно на такую «специфическую» тему. Помнится, еще в советское время мне как-то сказали: «Чего ты добиваешься? (чего типа суешься со своим мнением)Ты что — академик? Или хочешь дураком себя выставить?» Вот это последнее (про дурака) и предпоследнее (про академика), мне кажется. до сих пор определяет поведение многих. Отсутствие собственного мнения или боязнь его высказать (если оно есть) — не болезнь прошлого, а самого что ни на есть настоящего. Типа подождем пока начальство скажет))

  • МЮ

    Подозреваю, что большинство художников — редкие гости в Интернете или просто совсем с ним не дружат. Это не отменяет, конечно, проблему отсутствия интереса к своим (тем более молодым) коллегам :) Ну такая уж особенность у этой профессии. Художникам, как правило, интересно читать положительные отзывы о своём творчестве :)А вот почему зрители не пишут? В книге отзывов Городского выставочного зала много откликов и мнений. Может просто это та часть публики, которая не очень вовлечена в сеть Интернет?

  • Наталья

    Я давно поняла, что художникам интересно читать только о себе. Кстати, в отличие от музыкантов и театралов

  • ИЛ

    Я часто пишу о выставках, не как журналист, а как человек, которому интересно.. После этих текстов о выставках никогда не увидишь никаких отзывов. Никогда! И я все время удивляюсь, и мне любопытно, почему никто никогда не поздравит художников с вернисажем, не поделится своими личными впечатлениями.. То ли художники так зациклены на себе, то ли им дела нет до других..Вот. открыли новую гончарную мастерскую, новую выставку наших талантливых ребят, обучающихся сейчас в Петербурге..Никто из художников в их адрес слова доброго не написал в поддержку.. И вообще, я не понимаю, интересно ли людям знать про это..