Пятница, 13-е… Но для таких талантливых людей, как Анастасия Сало, провести свой творческий вечер в этот день совсем не страшно. Авторский концерт композитора, посвященный 20-летию ее творческой деятельности, успешно прошел в Концертном зале Петрозаводского музыкального колледжа имени Карла Раутио.
Концерт в пятницу 13-го стал заключительным в серии мероприятий, приуроченных к 80-летию Союза композиторов Республики Карелия, председателем которого Анастасия Сало была избрана в феврале этого года.
Несмотря на молодость Анастасия Сало имеет множество профессиональных достижений. Она лауреат различных музыкальных конкурсов, премий и стипендий. Анастасия — член Союза композиторов России и член Союза композиторов Финляндии, член правления Фонда Яна Сибелиуса. С сентября 2013 года – специалист Института традиционной музыки Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.
Анастасия родилась в Петрозаводске в 1980 году. В 1997 году окончила музыкальную школу №1 им. Г.-Р.Н. Синисало по классу фортепиано и поступила на теоретическое отделение Петрозаводского музыкального училища имени К.Э. Раутио, В 2006 году окончила композиторское отделение Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова, в 2011-м аспирантуру при ней. На протяжении всего обучения неизменным ее наставником А.лександр Белобородов, композитор, профессор, председатель Союза композиторов РК с 1989-го по 2016 год.
Первые опыты сочинения А. Сало приходятся на школьные годы, но своим первым произведением она считает «Ночное озеро» для фортепиано, написанное в октябре 1997 года. А. Белобородов, услышав пьесу сказал: «С этого сочинения начинается твоя профессиональная творческая деятельность». Произведению был присвоен опус 1, а его премьера состоялась в тот же месяц на сцене Музея изобразительных искусств Республики Карелия.
13 октября 2017 года «Ночное озеро» в исполнении юного пианиста Александра Антипина (преподаватель Н.Я. Папсуева) открыло авторский концерт А. Сало. Терпкие гармонии, замирающие аккорды расплывались по регистрам, будто круги от упавшей капли по зеркальной водной глади озера на фоне ночной тишины.
Особое внимание А. Сало уделяет музыке для детей. В 2011 году был издан сборник фортепианных пьес для детей «Карельское детство» А. Сало. В него вошли 26 пьес, которые на сегодняшний день исполняют не только в музыкальных школах Карелии, но и во многих городах России, в Таджикистане, Латвии, Эстонии и Финляндии. Композитор активно работает с музыкальными школами Карелии, где дает концерты и мастер-классы по композиции. С 2001 года также развивается сотрудничество с Дворцом творчества детей и юношества Петрозаводска (музыкальная опера-действо для детей «Теллерво — лесная дева», на финском языке), с Театром кукол РК (музыка к спектаклям «Букашкины секреты» С. Слепковой и «С дорогой шутки плохи» М. Збуржинской)[1]
На авторском концерте 13 октября состоялась премьера двух детских пьес для фортепиано: Григорием Анисимовым (преподаватель Т.Е. Насыр) впервые была исполнена «Зима пришла», наполненная воодушевлением и радостью прогулки по первому снегу. Вторая пьеса «Луна» с характерными переливами, иллюстрирующими, как месяц то скрывается за облаками, то озаряет небосклон, прозвучала в исполнении Максима Двинина (преподаватель Т.Е. Насыр).
За годы учебы Анастасия дала более десяти авторских концертов в России и Финляндии с камерными произведениями и музыкой для детей. На международной сцене дебютировала летом 2004 года в Кухмо (Финляндия), где в течение недели с огромным успехом трижды было представлено сочинение «Свадьба» на тексты из поэмы Э. Леннрота «Калевала» для сопрано, народного голоса, флейта, скрипки, йоухикко, кантеле, баяна и фортепиано.
В программе концерта прозвучали 2 части из пятичастной «Финской сюиты» для скрипки и ф-но под исполнением Игоря Леонова (преподаватель И. Н. Гайдамак) в сопровождении Ангелины Телицыной. 2-я часть под названием «Лебединое озеро» началась соло скрипки. Облик изящной птицы рисовала нежная, грациозная мелодия, переросшая в дальнейшем вкупе с аккомпанементом в печальную, но живую историю любви двух прекрасных лебедей. Музыка 3-й части сюиты, именующаяся «Хийси — злой дух», пронизана надрывными, острыми, как кинжалы, диссонансами. Страшна участь всякого, кто попался в плен к этому злому лесному хозяину.
Контрастом к предыдущему сочинению стала славная добрая «Сказочка», исполненная следом пианистом Александром Антипиным, чьему выступлению не помешала неожиданно включившаяся пожарная сигнализация. Несмотря на это единственное за вечер недоразумение, красоту музыки произведения оценили по достоинству все слушатели, хоть и пришлось максимально сосредоточиться.
Анастасия Сало активно занимается пропагандой музыки карельских и финских композиторов, проводит творческие встречи с детьми, на которых рассказывает как об уже ушедших, так и ныне живущих композиторах.
Осенью 2012 года в поселке Эссойла Пряжинского района прошел семинар «Синтез искусств», приуроченный к 75-летию Союза композиторов Карелии, в рамках которого состоялись выступления с рассказами об истории Союза композиторов Карелии и были исполнены произведения для детей[2]. Старания А. Сало не проходят напрасно — из Эссойлы специально для того, чтобы выступить на ее авторском концерте приехали мальчики-баянисты, ученики Е.В. Фоминой. Ребята сыграли две детские пьесы для баяна: Сергей Баранов исполнил «Бабушкины калитки» в народном духе, «Старинный танец», ассоциирующийся со средневековой пляской под пение менестрелей, сыграл Семен Ховатов.
Любовь Анастасии Сало к родному краю пропитывает все ее творчество, и как нельзя лучше слышна в произведении с выразительнейшим мелодизмом «Карельская береза» для фортепиано, прозвучавшем в исполнении Александра Антипина.
Отдельное место в ее творчестве отведено инструменту кантеле. По выражению ведущей авторского концерта 13 октября, музыковеда, кандидата искусствоведения Татьяны Екименко, А. Сало «вплетает» кантеле в различные ансамбли. Вниманию публики было представлено произведение для ансамбля кантеле «Танец бубенцов» в исполнении учеников Н.Б. Дробышевской Дарьи Серапионовой, Валерии Мальцевой, Анны Серегиной.
Затем впервые прозвучали новые сочинения для кантеле соло. Пьеса «Сумерки на Питкя-ярви», исполненная Дарьей Серапионовой, посвящена живописному месту, в котором в 120 километрах от Хельсинки находится Дом творчества композиторов. Музыка позволила слушателям будто бы самим пройтись по финскому лесу с могучими соснами, окунуться в ландшафт островов и озер.
Второе сочинение «Размышление» было исполнено Анной Тютрюмовой. Еще одна пьеса — «Фискарс», сыгранная Анастасией Андреевой, получила свое необычное название в честь одной небольшой деревушки в Финляндии. В музыке переданы отзвуки прежде энергично работающего завода, ныне спящего, словно застывший маятник самого времени.
Далее вниманию публики были представлены три небольшие динамичные пьесы для фортепиано в четыре руки, исполненные ансамблем в составе Анастасии Беляевой (преподаватель Н.Я. Папсуева) и Анастасии Яковлевой (преподаватель Е. Нестерова).
Следующими в программе концерта стали два вокальных сочинения: нежная, трогательная песня о бескрайних северных просторах «Karjala» на стихи А. Никитина для сопрано и фортепиано, исполненная на финском языке солистками Карельской государственной филармонии Валентиной Каменской в сопровождении Ксении Лубянцевой. Второе сочинение, более экспрессивное, но также преисполненное глубокой привязанности к родной земле — «Край» на стихи А. Мишина для тенора и фортепиано было шикарно исполнено Чингизом Кадыровым, солистом Музыкального театра Республики Карелия.
«Шаманский танец» для двух баянов в исполнении Андрея Дикоева и Михаила Трофимова поразил слушателей мощью пламенной музыки.
Андрей Викторович Дикоев, доцент, декан исполнительского факультета, руководитель культурных программ концертного зала Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, поделился мнением о творчестве Анастасии Сало и об исполненном «Шаманском танце»:
— С музыкой тогда ещё совсем молодого композитора Анастасии Сало я познакомился будучи студентом консерватории через выдающегося композитора, профессора А.Л. Репникова, когда мне довелось поучаствовать в премьерном исполнении и записи её интереснейшего и знакового для её раннего творчества сочинения — камерной кантаты «Свадьба» по мотивам эпоса «Калевала». Для меня как баяниста тот опыт стал бесценным в плане исполнения совершенно незнакомой, новой для меня музыки да ещё в таком необычном тембровом сочетании — баян использовался в сочетании с фортепиано, скрипкой, кантеле, йоухикко и двумя женскими голосами — академическим и народным(!). Сочинение было написано необычным, непривычно острым музыкальным языком, сочетающим в себе элементы фольклора. Партия баяна хоть и подверглась небольшой исполнительской редактуре, тем не менее была сделана очень хорошо и гармонично как в тембровом, так и в фактурном отношении. Сразу появилась уверенность в том, что на небосклоне молодых карельских авторов появился композитор, который с интересом и уважением относится к нашему инструменту, при этом избегая шаблонных фольклорных звучаний гармоники, показывая баян как инструмент академический, современный.
Пьеса «Шаманский танец» задумывалась автором как сольная, но при первом же знакомстве с текстом сочинения мне показалось, что лучше было бы исполнить её на двух баянах, значительно обогатив её фактурно, добавив объёма звучания, при этом упростив исполнителям задачу бурного, виртуозного исполнения, которое требуется для передачи характера этой темпераментной музыки. При редактуре был добавлен ряд характерных специфически-баянных исполнительских приёмов — тремоло, вибрато, нетемперированное глиссандо, регистровка и т.п. Что касается содержания этой весьма развёрнутой пьесы, её можно было бы даже назвать Поэмой для двух баянов «Шаман» из-за её роскошной, развёрнутой средней части, наполненной аллюзиями на музыку не только баянных композиторов, в частности, Репникова, но и, например, Мессиана. Главная тема пьесы определённо связана с главной темой Концерта №3 А. Репникова, которому эта пьеса и посвящена как одному из наставников этого молодого, но замечательного автора. Очень хочется надеяться, что когда-нибудь из-под пера Анастасии выйдут новые баянные опусы, в частности, ждем от неё сочинений крупной формы — сонат и концертов. Не могу не сказать слов благодарности о втором исполнителе — Михаиле Трофимове, с которым мы разучили эту пьесу в очень короткие сроки. Хочу сказать, что со временем планируется издание «Шаманского танца». Надеемся, что пьеса получит распространение как в концертном, так и педагогическом репертуаре баянистов.
С еще одной премьерой «Под дождем» для фортепиано публику познакомила Ангелина Телицына. Это сочинение — практически единственное из произведений А. Сало написано в джазовой манере. Хотя в пьесе с таким программным названием присутствуют изобразительные моменты — капли, барабанящие по крышам и зонтам, — целью автора, по всей видимости, было не воспроизвести сам дождь, но претворить в музыке сами ощущения при этом погодном явлении, наслаждение свежим прохладным воздухом после только что прошедшего дождя.
Завершился авторский концерт Анастасии Сало Квинтетом № 1, для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, в двух частях. Исполнителями стали Ирина Значко (скрипка), Евгения Давыденко (скрипка), Денис Дорофеев (альт), Ольга Дорофеева (виолончель) и Ольга Канина (фортепиано). Музыка, посвященная памяти жертв политических репрессий, нарочито написана в системе додекафонии, которая наиболее полно позволила донести до понимания слушателей ужас и бессилие жертв репрессий.
— Юбилейная неделя Союза композиторов Республики Карелия в новой для меня должности, конечно, была волнующей, — рассказывает Анастасия Сало. — Когда за тобой стоит целая организация, коллектив — ответственность огромная! Нельзя упустить ни одного момента, каждая деталь должна быть продумана. Программа сложилась и, пожалуй, впервые мы сделали в рамках юбилейной недели пять концертов — пять разных программ: для детей, с поэзией, вокальной-хоровую программу, симфоническую и в завершение празднований я представила авторскую программу, которая также была приурочена к 20-летию творческой деятельности. На пяти концертах состоялось несколько премьер композиторов Карелии, новая музыка звучит, и это радует. Мы представили сочинения, которые давно не исполнялись, сочинения тех авторов, которые стояли у истоков Союза композиторов, развивали его. Вместе с нами были как юные музыканты, так и известные артисты Карелии. Не могу не отметить, что среди публики появились новые лица. При большой сценической конкуренции между театрами, филармонией, юбилеем Союза композиторов публике было сложно определиться, куда сходить. Тем более мы дорожим каждым слушателем, его вниманием, выбором именно наших концертов. Моя задача как председателя, чтобы музыка звучала, и в эту юбилейную неделю мы постарались максимально интересно составить программы, чтобы привлечь внимание жителей и гостей Карелии к творчеству местных авторов, показать, что наши авторы — это гордость нашей республики.
Материал подготовила Мария Грицева,
студентка 5 курса Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова
_______________
[1] Материал абзаца базируется на информации с сайта Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Адрес доступа в интернете: http://glazunovcons.ru/conservatory/partners/soyuz_kompozitorov_rk/anastasiya_salo
[2] Материал базируется на информации с сайта Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. Адрес доступа в интернете: http://glazunovcons.ru/conservatory/partners/soyuz_kompozitorov_rk/anastasiya_salo