Наш конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI продолжает отзыв о книге «Старый лешак» Вениамина Слепкова
Первая книга стихов Вениамина Слепкова «Старый лешак» вышла в Петрозаводске в 2009 году. Мастерски сделано оформление книги – и дизайн издательства «Скандинавия», и фото величавой сосны, и рисунки карельского поэта и пейзажиста Вячеслава Агапитова. Несколькими точными штрихами художник рассыпал по главкам суровую карельскую природу, северные пейзажи, деревья, дома.
Казалось, что впереди, в стихотворных строчках ожидают читателя непроходимые топи и дебри, глухие деревни и замшелые скалы, где обитают герои лесных сказок. Но, открыв книгу, я поначалу никак не мог понять, почему она носит такое экзотическое название – «Старый лешак». Есть, правда, одноименное стихотворение, которое стоит особняком, и не навевает образ бесовско-фольклорной жути всей книге. Ведь в сборник включены и философские, и романтические, и личные стихи, и так называемые книжные вещи.
Прочитав книгу не на один раз, понял, что автор хитро, как леший, запутывая тропинки, показал читателю мешанину своих откровений и настроений. И несмотря на этот бурелом книга выглядит цельным произведением, что, несомненно, редакторская удача. Стихи по-настоящему захватывают и ведут за собой до последней перевернутой страницы. Стихи мужские и легкие, яркие и скупые. Разные. Требующие осмысления, перечитывания зацепивших строк: «Тропкой топкою как по мосту/ Я иду, свою душу дербаня./ Заполняет во мне пустоту/ это горе в стакане» («Вместо тоста»). Ощущается щекочущее послевкусие от прочитанной вещи. Хочется повторить верно схваченное авторам ощущение. И показательно, что стихи не отпускают, читаются не на один раз.
Хотелось бы отметить точно подмеченное солнечное, забытое с годами настроение деревенской улицы в удачно открывающем сборник стихотворении «Июнь в городе»: «Истомленный июльскою влажной жарой,/ Я иду и вдыхаю так самозабвенно,/ Как в деревне у бабушки летней порой,/ Запах прелой травы, запах желтого сена». Серый, раскаленный, каменный город растворяется в нежной дымке воспоминаний. Лихой «Москвичок» превращается в скучающего по маме бычка, девушка за кассой – в зажмурившего глазки котенка, магазинное молоко – в парное. Художник, поэт, мыслитель может перенести себя в любую точку земли, в прошлое, на страницы прочитанной книги, куда несет его талант и воображение. Об этом романтические стихи Слепкова «Черный король», «Песнь галерника», «На острове погибших кораблей», «Люди лунного света». Авторские образы узнаваемы и понятны.
Лучше всего у Вениамина получились стихи, где читается авторская судьба, собственные чувства и переживания, показанные через образы лешака или школьного ластика. Ирония и мудрость легко улавливаются в стихах о личном, то бишь понятном многим и многим влюбленным в жизнь людям. Стихотворения «Ей омары, мне – Хайяма», «Вместо тоста», «Жалея себя», «Не кончается снег», «Просветление» придают книге жизнеутверждающую силу. Ну, и, конечно, очень лично, проникновенно звучит стихотворение, посвященное маме. Лучшее по глубине и чувству.
Господь устлал ей дорожку белым
Прощальным снегом. Нет темноты
Теперь апрельской. Да вот за телом
Ложатся грязью мои следы.
Хоть головою о стенку бейся.
Что мог, то сделал? Кто даст ответ?
– Христос Воскресе! Христос Воскресе!
…Христос воскресе, а мамы нет.
В сборнике Вениамина Слепкова «Старый лешак» есть главное – настроение, неравнодушие к написанным, прошедшим сквозь честное сердце стихотворным строкам. Оттого читаешь стихи вдумчиво, с интересом.
Конкурс книжных рецензий #PROкнигу_XXI по 30 января 2018 года проводят Петрозаводский Парк культуры и чтения и интернет-журнал «Лицей» .
Три лауреата конкурса получат сертификаты на приобретение книг в петрозаводском Парке культуры и чтения: 1 место – 3000 руб.; 2, 3 места – по 1000 руб.
Условия здесь