Культура

Душа вепсского народа

Фото Валентины Чаженгиной
Министр культуры Елена Богданова вручает Приветственное письмо Главы РК Людмиле Мелентьевой

Уроженка Архангельской области, русская женщина Людмила Мелентьева стала своей в далекой от родных мест земле.

Душой вепсского народа назвала руководителя Вепсского народного хора Людмилу Мелентьеву министр культуры Елена Богданова на вечере в Центре национальных культур и народного творчества  РК, посвященном 35-летию творческой деятельности известного в республике хормейстера. Есть здесь некий парадокс: душа-то у вепсского народа – русская.

 

Вепсский народный хор

35 лет назад пятикурсницу Петрозаводской государственной консерватории, уроженку Архангельской области, ее преподаватель С.Н. Легков попросил помочь ему в работе с Вепсским хором, который в то время оказался без руководителя. Студентка не отказала уважаемому ею преподавателю, несколько месяцев она ездила из Петрозаводска в Шелтозеро. Правда, когда Станислав Николаевич предложил ей на распределении стать уже полноправным руководителем хора, задумалась, прежде чем дать согласие. А когда согласилась, то ею руководило только одно – желание выполнить просьбу своего педагога.

Задумалась она не случайно. За те несколько  месяцев, в которые она уже поработала с хором, успела узнать все подводные камни. Один из хорошо  уже известных и старейших хоровых коллективов представлял собой в то время типичный народный хор, основу репертуара которого составляли песни советских композиторов, дополненные несколькими вепсскими. Понимала, что начинать ей придется если не с нуля, то с самого начала – в то время не было ни одного сборника вепсских песен. Забегая вперед, скажу, что автором первого и единственного  до сих пор подобного сборника через много лет станет она сама. Не говоря уже о налаживании контактов с участниками хора, поначалу принявших ее с недоверием. Их можно понять: совсем еще девчонка, вчерашняя студентка, приехала учить их как надо петь вепсские песни! А среди хористов были в то время участники декад карельского искусства в Москву! Случались обиды, непонимание, разногласия, демонстративный уход из хора  ветеранов.

На своем юбилейном вечере Людмила Львовна  Мелентьева уже назвала участников хора своими единомышленниками и соавторами. Однако между этими двумя точками 35 лет огромной работы. Начала новый руководитель не только с репетиций, изучения языка, но и сама стала собирать фольклорные материалы, отправляясь в экспедиционные  поездки по вепсским деревням Прионежского района Карелии, Ленинградской и Вологодской областям. Они-то и определили новое лицо хора. Обрабатывая старые и создавая новые песни и сценические номера, Мелентьева включала в репертуар народные вепсские танцы, хороводы, сцены народного быта, которые придали национальный колорит концертным программам коллектива.  Сама она вспоминает, что в первые годы не разрешала себе даже подходить к музыкальным инструментам, обучая хористов петь а’капельно.

Но через несколько лет и это уже не удовлетворяло руководителя, хотелось найти что-то новое, свое. Отправилась за помощью к создателю хора Василию Ивановичу Кононову. Он был тогда уже очень болен, но отнесся с вниманием. Посоветовал подумать о создании концертных программ. Так родились «Деревня на деревню», «Айданно» («У плетня»), «Калевала» на вепсском языке, «Рускед болайне» («Брусничка»), Вепсская беседа, Вепсская свадьба. Мелентьева, как отзываются специалисты, подняла целый пласт протяжных песен, которые исполняются сегодня в их подлинных распевах и стали золотым фондом репертуара хора. А  уроженка Архангельской области, русская женщина Людмила Мелентьева давно уже стала своей в далекой от родных мест вепсской земле.

Трудностей было за прошедшие годы много, нередко они возникали там, где их не ждешь. Но было одно, что перевешивало все, – внимание к  народному коллективу и к его руководителю: на всех уровнях власти и со временем у жителей вепсского края. «К нам не относились по принципу «Живет хор и ладно, распадется – и Бог с ним!» – вспоминает она сегодня. В разные времена в хоре пели до 45 человек. Коллектив выезжал на гастроли  за границу. У него появился спутник – детский хор, который, увы, не дожил года до своего 30-летия и почил в бозе в наши дни. И это была большая потеря. Ведь и сегодня в Вепсском народном хоре поют его выпускники. Очень часто на концертах вместе со взрослыми на сцену выходили дети. Это был тот родник, который активно подпитывал жизнь взрослого коллектива.

С Вепсским народным хором я знакома многие годы, и могу сказать, что у него была еще одна особенность- семейственность. Здесь пели мужья и жены, бабушки и внучки, матери и дочери.

Огромный труд Л. Л. Мелентьевой по сохранению вепсской народной культуры оценен, она заслуженный работник культуры Карелия и России, награждена многими грамотами. А в 2009 году ей была присуждена Государственная премия «Душа России». Кроме Мелентьевой, ее удостоены еще Виола Валентиновна Мальми и Виктор Николаевич Васильев, руководитель Поморского народного хора. Согласитесь, вклад каждого из них в сохранение народной культуры многонациональной Карелии  просто неоценим. Ведь сегодня практически не осталось носителей этой самой культурой, их роль взяли на себя, по сути дела, такие народные коллективы, как Вепсский, Поморский хоры.

Посетитель одного из сайтов, на котором шла речь о Вепсском народном хоре, оставил такую запись: «И что теперь все хоры, которые есть в каждом селе по всей России, в чудеса записывать?».  А вы знаете, да, тем более что далеко не в каждом селе есть хоры. Да и за последние годы в России стерты с лица земли более 3000 сельских поселений. И это не только крестьянские дома, поля. Исчезает вместе с ними и культура народа, его традиции.  Но дома можно отстроить заново, наконец, поселить дачников. А вот культура исчезает бесследно.

…Где-то в 90-е годы мне довелось побывать в командировке в Шелтозеро, во время которой встретилась с удивительной женщиной, в то время ей было далеко за 80 лет. Мы просидели весь вечер за самоваром, и она рассказывала мне о своей жизни: как погиб муж, как поднимала пятерых детей, как выбрали ее председателем одного из шелтозерских колхозов. Обычная, в общем-то, судьба женщин ее поколения, где бы они ни жили. Но, рассказывая, как управлялась со всем, она заметила: «А еще в хор наш ходила!». Вот тут-то я и удивилась: как за работой, детьми находила время еще и песни? Ответила просто: «Зимой работы меньше было, а летом – дни длинные. С поля придешь, корову подоишь, детей накормишь, постираешь, что-то еще по дому поделаешь и в клуб бежишь. Поздно вечером, даже уже ночью, идем из клуба и еще по дороге поем. Без хора нам никак было».  Вспомнила я эту встречу не случайно. Удержать людей в самодеятельных коллективах трудно, не помогут ни деньги (зарплату-то им за песни не платят), ни соображения карьеры, ни обещанная слава. Они будут ходить туда, только если будут чувствовать, что без хора жизнь их неполная, что «без хора-то никак!».

У Вепсского народного хора, который скоро отметит свое 80-летие,  и его руководителя Людмилы Мелентьевой большие планы. Они не выживают в трудные времена последних десятилетий, но живут полной творческой жизнью. Фольклор – отнюдь  не нечто архаичное, музейное, уверена Людмила Львовна. Он современен, развивается и сегодня.

Но если не петь народные песни, не исполнять народные танцы, как же они могут быть востребованы? Может быть, поэтому, участники хора аплодисментами встретили обещание министра культуры организовать в будущем году гастрольные поездки коллектива. Хотя кому-то для этого потребуется взять часть отпуска или отгулы на работе, уехать на некоторое время из семьи. Однако, поздравляя своего руководителя с творческим юбилеем, участницы хора говорили: «Спасибо за наши песни, за возможность выйти на сцену». И пообещали: « Мы вас не подведем».

 

Участницы вепсской беседы

Фрагмент вепсской свадьбы

 

Фото автора