В Национальной библиотеке РК прошла презентация книги Натальи Гальциной «Автопортрет на фоне Карельского балета».
Жизнь человека, посвятившего себя искусству балета, делится на две части: сцена и после сцены. Первая часть жизни Натальи Гальциной – это жизнь прима-балерины карельского балета: центральные партии, гастроли, почетные звания – заслуженная артистка России и Карелии, лауреат Государственной премии России имени М.И. Глинки, – любовь и почитание публики, свой зритель. А вторая являет собой редкий пример того, насколько яркой, насыщенной, разносторонней может быть жизнь творческого человека, оставившего большую сцену.
Статьи об истории балета Карелии, книга о жизни и судьбе первого директора Музыкального театра Карелии С.П. Звездина «Стоит жить!», вышедшая в 2004 году, цикл передач «Площадь искусств» на Карельском телевидении, преподавание в Школе искусств, наконец, детская балетная студия Музыкального театра – это вторая жизнь Натальи Гальциной. И вся ее творческая жизнь во всех ипостасях посвящена Карелии.
И вот новое свершение: в издательстве Петрозаводского государственного университета увидела свет книга «Автопортрет на фоне Карельского балета». Она стала результатом многолетней работы автора над историей карельского балета, свидетелем и участником которой Наталья Гальцина была на протяжении без малого тридцати лет. Первая часть книги представляет собой историю становления и первоначальной деятельности балета Карелии, вторая – это автопортрет балерины, написанный искренне и непосредственно.
Этот уникальный труд посвящен истории профессионального балетного искусства Карелии и охватывает период его образования, становления и развития в 1950–1970-х годах. Книга содержит огромный фактический и фотографический материал, никогда не публиковавшийся ранее, собранный по частным и государственным архивам, в подшивках прессы прошлых лет, в воспоминаниях тех, чья жизнь была так или иначе связана с карельским балетом.
Перед читателем разворачивается подробнейший рассказ об этапах развития балета Карелии, с подробным описанием спектаклей, анализом творчества театра, даются творческие портреты балетмейстеров, художников, композиторов, множества солистов и артистов балета, составивших славу искусства нашей республики, и все это не становится вещью в себе, а вписывается в контекст развития культуры страны.
Излишне говорить, что подобный труд имеет огромную ценность как для профессионалов – историков культуры, ученых, изучающих историю Карелии ХХ века в ее культурологическом аспекте, театроведов, – так и для широкого читателя, интересующегося культурой и искусством Карелии. Книга насыщена бесценными деталями и подробностями, из которых складывается живая история театрального искусства и которые, только будучи зафиксированы в слове, не уходят в небытие, а образуют непрерывную нить, связующую прошлое, настоящее и будущее.
Фото Виталия Голубева