Культура

Мариэтта Чудакова: «Дети в сёлах нередко более начитанные и пытливые, чем городские»

Мариэтта Чудакова на встрече в ПетрГУ. Фото: petrsu.ru
Мариэтта Чудакова на встрече в ПетрГУ. Фото: petrsu.ru

Недавно в Карелии побывала известный литературовед, историк, писатель Мариэтта Чудакова. Прочитала лекции, встретилась с библиотекарями и сельскими школьниками. 

Петрозаводский хирург Адольф Островский после встречи в ПетрГУ отправил Мариэтте Омаровне письмо с интересующими его вопросами, спросил и о ее любви к сельским библиотекам. Мариэтта Омаровна прислала Адольфу Григорьевичу подробный ответ — «монографию», как она пошутила. С ее разрешения мы публикуем письмо в «Лицее».

Надеемся, в Карелии есть сельские библиотеки, заинтересованные в сотрудничестве с Мариэттой Чудаковой. Более 20 лет она подвижнически ездит по стране и привозит в сельские библиотеки книги. Есть у Мариэтты Омаровны интересное предложение — провести по сельским библиотекам конкурс среди подростков «Знание – сила!».

 

«…Тут, доктор, начать – не кончить..  Но раз проявили Вы интерес – терпите нудный рассказ.

 

1

Лет 10 назад всем хорошо известные люди пригласили меня помогать их проекту «Уроки 90-х». Направлен он был на помощь учителям истории. Профессора-историки Высшей  школы экономики и истфака МГУ решили (в немалой степени правомерно), что трудней всего для преподавания стали 90-е годы – из-за разницы навязываемых учителям интерпретаций. Написано и толкового немало – но учителя толстых томов не читают…

И был создан комплект из четырех нетолстых книг в одинаковом оформлении… И его решили было раздавать  учителям – собрать в каком-то городе 100 учителей, рассказать им про проект «Уроки 90-х»…

– А потом? – спросила  я.

– Ну, потом – они возьмут комплект из четырех книг и пойдут домой…

– А дальше?

– Ну, и… Будут эти книжки использовать в своем преподавании…

– Мне очень жаль вас разочаровывать, но читать и использовать на уроках эти книжки будет примерно 20 учителей из ста… А 80 изданных на ваши деньги комплектов будут много лет пылиться на широких домашних подоконниках…

– Но зачем же возьмут книги те, кто не думают их использовать?! – возопили умные, озабоченные  судьбой страны и ее юного поколения люди.

–  А по законам психологии! – закричала и я. – Если Марья Петровна взяла книжки для работы, то уж Анна-то Ивановна с пустыми руками не уйдет!..

–  А что же делать?!

– А вот что: давать ваши книжки надо тем, для кого они являются предметом профессиональной деятельности. То есть библиотекарям. А в  библиотеку за книжкой придет тот учитель, который хочет ее использовать в работе. А который не хочет – тот не придет!

 

2

В результате мне была предоставлена полная свобода действий. Нам – мне и моему младшему товарищу алтайскому «афганцу» Андрею Мосину (водитель и механик) предоставили машину (все ее обслуживание легло на нас – его руки, мои деньги; поскольку машина к нынешнему времени прошла уже – с очень большими грузами книг – около 500 тысяч км, водителям не надо объяснять, в каком положении я с ее беспрерывным ремонтом последние годы).

Мы стали развозить книги по библиотекам России. Нам выдавали деньги а) на бензин, б) на зарплату водителю. Едем обычно ночами, днем функционируем —  так как я не могу полностью забросить науку и  пребывать в поездках неделями. Сколько порою времени проводит Андрей за рулем (из-за этого моего сжимания времени на поездки) – он оглашать мне запретил.

Три года назад нам срезали деньги (по общей ситуации в стране – не считая, разумеется, зарплаты правительственных чиновников и народных избранников – один миллион в месяц плюс разнообразные добавки) в два раза, на следующий год еще в полтора. Последние два года мы ездим за мой счет (пенсия плюс зарплата). Трижды мне основательно помогли личные друзья – иначе двигатель было не починить… До этого один раз собрали (не по моей инициативе) всем миром 60 тысяч на коробку передач (400 км ехали с севера на эвакуаторе); была очень благодарна, но очень просила этого больше не делать – для этого мне надо заменить личность и половину крови (отец был горец).

 

3

Зная бедственное положение библиотек (есть районы, где местное начальство уже два-три года не дает на комплектование новыми книгами и журналами ни копейки – самим нужно!), я, конечно, не могла приезжать к ним только с четырьмя книгами по 90-м годам. Начала с покупки в издательстве своих недавних детских книг — детский детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной» (я стала в 2004 году победителем конкурса «Алые паруса» по прозе для подростков) и книги «для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет» — «Егор», биографический роман о Егоре Гайдаре. Вышло три издания этой книги; я не взяла у издательства ни рубля, а развезла по стране более двух тысяч экземпляров,  купленных за счет гонорара.

Узнав про мои поездки, моя давняя знакомая Е.Ц.Чуковская стала чемоданами давать мне сочинения  Чуковского и его переводы (Марк Твен и проч.) – с замечательными иллюстрациями, радующими детский глаз. После ее кончины благородная семья Корнея Ивановича продолжает по завещанию Елены Цезаревны это делать. Еще при ее жизни, узнав про ее и мои действия по передаче книг в далекие российские библиотеки, к этому подключилось литагентство во главе с Татьяной Соколовой. Они поняли, что книги пойдут по нужным адресам, и стали передавать нам новенькие переводные книжки зарубежных классиков, которые не берут (у них уже давно есть!..) наследники переводчиков!

Вот с этим грузом я и разъезжаю по стране.

 

4

Для более интенсивного продвижения книг по 90-м годам к их потребителю я придумала ежегодный Всероссийский конкурс библиотекарей «Время Гайдара». В нем участвуют в содружестве с библиотекарями и школьники, а с прошлого года и студенты. Сейчас подходит к концу 7-й конкурс… Конкурсные материалы – крайне интересны: они показывают нам думающую Россию.

Встречи мои в библиотеках проходят по такой схеме – собирают в какой-либо библиотеке с достаточно большим залом

1) школьников любых классов  в любом  количестве,

2) библиотекарей – с непременным участием сельских – с обещанием, что вернутся на автобусе в село не с пустыми руками…

Проходит блиц-викторина – по русскому языку (на знание значения слов!), русской литературе (по Пушкину – 3-4 вопроса) и два вопроса по русской истории XIX-XX вв.

Правильно  ответившие выбирают себе  (тут же на столике) книжные призы. Затем школьники уходят – с библиотекарями беседуем о проекте и о конкурсе, передаю в дар книги.

Мариэтта Чудакова на встрече со школьниками в поселке Шуя. Фото Марины Героевой
Мариэтта Чудакова на встрече со школьниками в поселке Шуя. Фото Марины Героевой

5

Проехав однажды среди прочего на машине от Владивостока до Москвы и останавливаясь в семнадцати городах, городках и селах, мы с Андреем Мосиным пришли к единодушному мнению – подростки в селах нередко более начитанные и пытливые, чем  городские. А  недавно в Нижегородской, например, области закрыли 17 сельских библиотек – мало  читателей.

Попробуем рассуждать логически.  В каком-то селе два умных, возвышающихся над средним уровнем подростка. Они прочитали те немногие книги, что были дома. Интернета дома либо нет, либо работает с перебоями. В  библиотеке сельской  школы книг почти нет – деньги им выделяют только на учебники. Единственное место, где эти двое могли бы удовлетворить свои духовные потребности, расширить свой кругозор – это сельская библиотека. Но ее закрыли – мало читателей.  А в соседнем селе – 15 троечников иногда посещают библиотеку со своими немудрящими целями. Но кто принесет больше пользы отечеству, если мы поможем умнеть? Наверно, все же эти  двое незаурядных – если не лишить их сельской библиотеки?

 

6

Есть в современной   России такой давний журнал – «Знание – сила». На мой взгляд, сегодня едва ли не лучший у нас.

Когда-то его тираж достигал миллиона. Сегодня 5 000 экз. Замечательный состав авторов, очень высокий уровень редакторов. В наше время мифов и фейков все факты – проверены, за доброкачественность всех статей можно ручаться.

Заверяю всех своим честным словом – этот журнал необходим в КАЖДОЙ сельской библиотеке России. Потому что каждый номер – это маленькая энциклопедия. Сельский библиотекарь непременно найдет там,  на что обратить внимание любого своего пытливого читателя-подростка, – будь он по интересам гуманитарий, естественник или интересуется историей техники. Подписная цена на год – три тысячи с лишним. По московским меркам – отказать себе в трех походах в продуктовый  магазин (если, разумеется, вам не надо кормить малых детей),  и подростки целого села будут целый год с нетерпением ждать прихода свежего номера. Недавно я сумела убедить некоторых  москвичей – подписали на год 50 с лишком библиотек Урюпинского и Котласского районов. И в Ярославской области сумели подписать 50 сельских  библиотек.

Что  печально – в стране полно людей, для которых потратить на годовые  подписки 100 тысяч ничего не стоит, семейный бюджет не обрушится (люди покупают за 150 тысяч билет на концерт).  Ну, например, вновь упомяну наших народных избранников. Депутат Думы получает в месяц 1 млн  рублей (это помимо всяких преференций), а если пенсионер – добавляется еще 75% от зарплаты. Ну что бы им раз в год не отщипнуть от миллиона 100 тысяч на благо своих преданных избирателей в селах? На целый год обрадовали бы подростков чуть ли не  в тридцати селах. Понимаю, что утопия, не маленькая…

 

7

А вот вам не утопия.

Кликнула я клич своим коллегам-библиотекарям (20 лет отработав в Ленинке, я ли им не коллега?).  Давайте проведем по сельским библиотекам конкурс среди подростков – «Знание – сила!» (именно – с восклицательным…).

Мысль такая – генеральный директор журнала Игорь Харичев (он и увлек меня в Петрозаводск на подмогу Юрию Дмитриеву) передает в каждое село по несколько журналов (особенно важен № 11 за прошлый год  – 100 лет Октября все ж таки!), подростки читают около месяца, потом библиотекари их сажают в зал, дают вопросы по прочитанным  (и, возможно, еще не забытым) статьям – дети пишут ответы. Месяц спустя подводим итоги (я в петрозаводской библиотеке несколько журналов оставила; объясняла, чего хочу; не знаю, поняли ли меня).

Полагаю (возможно, ошибочно),что этот конкурс должен привлечь внимание к журналу и к его месту в российских селах.  Знаю, что с энтузиазмом работают над этой идеей в Нижнем Новгороде – там незаменимый у меня библиотекарь Анна Медведева – даст любую консультацию тем, кого моя идея заинтересует: gaga31@ inbox.ru

Извините за многословие. Потратила на письмо немало часов — злосчастная привычка все принимать всерьез… Да еще ХИРУРГ! Наверно, думаю, всерьез интересуется – ведь серьезней профессии, почитай что, и нет…

Сердечно –

Мариэтта Чудакова»

 

Адресат письма - петрозаводский хирург Адольф Островский (слева) - на встрече с Мариэттой Чудаковой в ПетрГУ. Фото: petrsu.ru
Адресат письма — петрозаводский хирург Адольф Островский (слева) — на встрече с Мариэттой Чудаковой в ПетрГУ. Фото: petrsu.ru