Культура

Музыка трёх столетий

      Гийом Паш и Александр Шайкин в Большом зале Петрозаводской консерватории

Гийом Паш и Александр Шайкин в Большом зале Петрозаводской консерватории 

Музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии» всегда дарит нам новые знакомства. В этом году одно из них состоялось в концерте 14 июня – в Большом зале консерватории выступили австрийский скрипач Гийом Паш и русский пианист Александр Шайкин.

Каждый из них прошел серьезнейшую школу выучки и испытания публичными выступлениями на престижных концертных площадках и в итоге сложился как стабильно концертирующий музыкант. У каждого свои приоритеты в профессии, но оба весьма разносторонни в своей исполнительской деятельности.

В становлении Гийома Паша нам небезынтересно отметить, что одним из его педагогов в Вене стала Дора Шварцберг. Не обошел он и Московскую консерваторию. Что касается стран, где он выступал в качестве солиста, — их перечень весьма впечатляет. При этом немало удивляет и диапазон его оркестрово-ансамблевых выступлений: он создатель и участник Венского струнного квартета Арко и концертмейстер во многих оркестрах.

В программу концерта в Петрозаводске Паш включил творения трех столетий, обнаружив умение проникнуть в стилистические тайны каждого опуса: Сонату для скрипки и фортепиано (К  454) Моцарта, Сонату для скрипки соло ор. 27 Эжена Изаи, Сонату для скрипки и фортепиано И. Брамса и Тему с вариациями для скрипки и фортепиано О. Мессиана.

Моцартовская соната прозвучала подчеркнуто строго и, пожалуй, излишне спокойно, не обнаружив индивидуальных особенностей игры исполнителя. Возможно, сказалось естественное волнение первой встречи с новым залом и незнакомым слушателем. Но далее каждое следующее произведение очень ярко раскрывало особенности исполнительского почерка скрипача.

Одним из самых впечатляющих стало исполнение скрипичной сонаты Изаи (1858 — 1931). Знаменитый бельгийский скрипач и композитор прошел на редкость богатую школу постижения тайн скрипичного искусства: начал он заниматься с отцом, а затем его учителями стали Венявский, Массар, Вьетан. Вспоминая годы становления, он заметил: «Искусству заставить скрипку говорить научил меня отец», а «Вьетан указал мне путь, открыл глаза и сердце». Изаи поражал современников открытием множества новых приемов пальцевой и смычковой техники, не зная пределов невозможного.

Гийом Паш наглядно продемонстрировал это в исполнении одной из сонат композитора для скрипки соло (опус 27, а всего их у автора шесть). Слушая ее, удивляешься не только необычности звукоизвлечения, но, главное, озадачиваешься смыслом сказанного, пытаясь его разгадать.

Тема с вариациями для скрипки и фортепиано Оливье Мессиана как почти любое произведение композитора требует серьезной интеллектуальной работы  и от исполнителя, и от слушателя. Разумеется, это не обнаженный рацио, но обязательно – в гармонии с глубиной чувства. И в этом произведении, как и во всех других с участием фортепиано замечательным партнером Гийома Паша становится Александр Шайкин.

Пианист с большими возможностями, тонкий и умелый ансамблист, он также многогранен в своих творческих проявлениях. В частности, окончив Московскую консерваторию и аспирантуру в классе маститого профессора, к тому же первоклассной пианистки Элисо Вирсаладзе, он прошел аспирантский курс еще и в университете Моцартеум в Зальцбурге у нашего соотечественника Павла Гилилова и с 2015 года стал ассистентом Вирсаладзе как педагог. Обладая неповторимой индивидуальностью, он не просто чуток к своему партнеру в ансамбле, но, включаясь в диалог со скрипкой, превращает этот диалог в увлекательнейшее действие, то соглашаясь с партнером, то оппонируя ему и постоянно обогащая звуковую палитру неповторимыми красками.

Столь же привлекательно прозвучала и одна из самых  часто исполняемых сонат для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса — № 3 ре минор. Ее образы рождаются из преобладающих никнущих интонаций   элегического характера, имеющих безусловно присущую мышлению Брамса песенную природу. Но сюжет в процессе развития приобретает откровенно драматический смысл при всех страстных попытках преодоления преград к свету и радости. Чувствуется, что исполнители не просто любят, но вживаются в ткань музыки композитора, стремясь постичь всю ее скрытую глубину, открывающуюся далеко не каждому музыканту.

Александр Шайкин
Александр Шайкин

Проявив себя как безукоризненный ансамблист, Александр Шайкин блестяще продемонстрировал и свои возможности солиста. Сыграв в концерте Три пьесы из балета Игоря Стравинского «Петрушка»,  он буквально сразил аудиторию. На его исполнение зал взорвался неистовыми аплодисментами, столь впечатляющим оно оказалось.

Сюрпризным моментом этого  вечера стало исполнение одного из мировых шлягеров скрипичной литературы – «Размышления» француза Жюля Массне.

На этом приятном знакомстве завершилась весенняя часть фестиваля «Белые ночи Карелии», но в ноябре нас ждет его продолжение.