Культура

По волнам прошлого

В Музее изобразительных искусств Карелии до 18 января открыта выставка «Семейный альбом»
Обычно альбом со старыми семейными фотографиями достают по какому-то поводу. Например, пришли гости или вдруг вспомнилось о какой-то памятной дате. Для выставки картин «Семейный альбом» тоже нашелся свой повод – нынешний год был объявлен в России Годом семьи.

И вот под занавес года уходящего из мастерских местных художников, из закромов Музея изобразительных искусств Карелии и питерского Музея нонконформистского искусства были извлечены работы, пропитанные тихим семейным счастьем прошлых лет. Некоторые картины до того знакомы, что люди, изображенные на них, кажутся близкими родственниками. И только одно непонятно: почему в экспозиции совсем нет работ молодых художников? Или семейные ценности нынче не в моде?

А.Г. Еремин. В гостях. 1973Кажется, картину Фолке Ниеминена «Семья Кайбияйнен» я помню с детства. Или память решила поиграть со мной, ведь эту семью знали в Петрозаводске многие. С Ирмой Петровной мне даже довелось немного поработать вместе в одном издании. А вот работа Екатерины Пеховой «Мы с Игорем на празднике в Мумии-Дален». Узнаю за столом среди сказочных персонажей саму Екатерину Константиновну и ее сына. На другой картине художницы семейка кошек с нимбами над ушастыми головами. Уж сколько было сломано копий вокруг этой картины! Сама Пехова назвала работу «Вполне приличная семья – не пьют, не курят, не фарцуют». И написаны портреты кошек с юмором и с каким-то дерзким вызовом: порой кажется, что животные гораздо лучше людей, они не идут на поводу у соблазнов, которым так легко отдаются «двуногие твари».
А вот чета Великановых на картине Алисы Порет: глава семьи в костюме, красивый, волевой, как Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны». Его милая супруга держит на руках малыша. Но соцреалистический дух семейного портрета нарушают игрушечный козел на коленях у женщины и… что-то напоминающее крылья за спиной ребенка. Ангел и дьявол? В 1947 году?
С Порет соседствует современная художница Виктория Зорина. Только в ее работах ангелы имеют вполне реальные черты: крыльями машут женщины с добрыми лицами и у мужчин над головами вместо нимбов облака. Виктория находит своих героев в обычной жизни и наделяет сказочными чертами заботливых жен и мудрых мужей. На этой выставке можно увидеть еще одну работу художницы, выполненную в необычной для нее манере. Это своеобразный объект, напоминающий раму с фотографиями, что висели в каждом деревенском доме. Только вместо старых снимков в этой раме портреты людей в одной и той же маске. Виктория объясняет:
– Несколько лет мы участвовали в международном проекте «Путешествие в дом». За это время так сблизились с финскими художниками, что стали родными. Я сфотографировала людей, которые участвовали в этом проекте, а маска нужна для того, чтобы придать им похожие родственные черты!
Евгений Тыкоцкий. Так я пришел в этот мир. 1997Как тут не вспомнить Ричарда Баха, написавшего в своей притче «Иллюзии»: «Настоящие родственники вырастают не под одной крышей и часто не имеют кровного родства».
На выставку «Семейный альбом» надо ходить всей семьей. Наблюдаю, как родители фотографируют своих дочерей на фоне картины А.Г. Еремина «В гостях». Отец смеется: «Как будто и вправду приехали в гости к бабушке и дедушке!» Немолодые мужчина и женщина изображены в деревенской избе за столом: нехитрое угощение, рюмка водки. Такие семьи еще можно встретить в карельской глубинке, но все реже. И все чаще бабка в платочке сидит за столом одна и поглядывает с тоской в окно, ожидая приезда городских детей. А дети все не едут…
Деревенская тема звучит и в графических офортах Аркадия Морозова, посвященных Заонежью. Кажется, художник вспоминает те времена, когда сам был мальчишкой, когда вся семья – и стар и мал – жила под одной крышей. Герои его работ дремлют, когда полуденный жар не дает работать в огороде, смотрят на звезды ночью и живут в каком-то мифологическом единстве с домашними животными. Ту жизнь принято называть укладом, о котором нынче забыли.
Впрочем, нет, не все забыли. Вот работа Маргариты Пермяковой из серии «Думочки о семье». Художница специально сделала ее к выставке. На холстине подушек, которые принято класть под голову во время короткого отдыха на диване, сделаны принты с фотографий из семейного альбома: «Мамина тетка Лизавета», «У самовара мама и семья», «Вятские купцы». Интересно, если вздремнуть на такой подушке, станут ли мысли тех далеких родственников ближе, а ниточки, связывающие с прошлым, крепче? Может быть… А Ирина Ларионова и Любовь Малиновская приготовили для зрителей свой подарок: детские фотографии в стиле ретро. Милые юные барышни с плюшевыми мишками, бантами и скрипочками смотрят на нас будто сквозь муар времени.
Зрителей, которые приходят в залы Музея изобразительных искусств Карелии, ожидает встреча с давно знакомыми и полюбившимися именами. Но есть среди участников экспозиции и неизвестные петрозаводчанам художники: Анатолий Жбанов из Пскова, Арон Зинштейн, Ленина Никитина, Александр Флоренский из Петербурга… Всех их – и давно ушедших мастеров соцреализма, и Митьков – объединяет одна тема, может быть, самая важная в жизни – тема семьи. Счастливой и не очень, многочисленной и несостоявшейся. Именно по такому принципу подбирала работы художников куратор выставки Анита Дункерс. Кажется, в залах музея застыло время. Нет, не наше время, а прошлое, по волнам которого мы отправляемся в путешествие, чтобы отдохнуть немного от современного напора информации. А может быть, для того, чтобы вернуться к старым ценностям.
 «Лицей» № 12 2008