Жизнь бьет ключом на фестивале «Лифт. Карелия. Молодой театр». Каждый день по два-три показа конкурсных и внеконкурсных спектаклей, публичное их обсуждение членами жюри, мастер-классы, семинары, ежевечерние капустники в Доме актера… Зрители делятся впечатлениями, у каждого свой любимый спектакль из увиденных. Похоже, у жюри тоже появился спектакль-фаворит.
Дорогого стоит возможность узнать по горячим следам мнение членов жюри, театральных критиков из Москвы и Санкт-Петербурга, о спектаклях, которые они посмотрели накануне. Гости сразу попросили прощения, что из-за цейтнота вынуждены ограничиться не детальным анализом, а краткой оценкой спектакля, но мы не избалованы и этим.
Сегодня режиссер Вадим Романов горячо благодарил критиков, высказавшихся о его спектакле «Это, девушки, война», и пригласил приехать на неделю в Лодейное Поле — познакомиться с репертуаром театра. Сетовал, очень не хватает профессиональной оценки. А ведь критики высказали немало замечаний к спектаклю Вадима Романова, однако все они были аргументированы, а значит, и полезны.
Вчера обсуждали спектакль Национального театра Карелии «Сказка о попе и о работнике его Балде» режиссера Вячеслава Полякова. Отметили, что форма здесь порой превалирует над содержанием, пушкинские стихи уходят на второй план. Председатель жюри Марина Тимашева засомневалась в возрастном цензе 12+: по ее мнению, сказку лучше ставить в расчете на детей помладше, поскольку подростков интересуют уже иные жанры. В целом жюри одобрило желание приблизить классику к современной аудитории, использование рэпа, изобретательность находок (рюкзак у попа вместо накладного живота), говорили об отличной форме актеров. По мнению Надежды Таршис, «Сказка…» поставлена еще более выразительно, чем известный, отмеченный премиями спектакль Вячеслава Полякова «Сын-медведь».
Нашумевшую летнюю премьеру Театра кукол Карелии «Сад» по пьесе Чехова «Вишневый сад» в постановке Александра Янушкевича на фестивале показывали вчера. Сегодня критики поделились своим впечатлением.
«Сад» оценили в превосходных степенях, вспомнили постановки Някрошюса, Мейерхольда, Тимофея Кулибина, а еще экспрессионизм, Тулуз-Лотрека, хоррор и многое другое… Как выразился Алексей Пасуев, «тут вся наша культура, весь наш XX век сжаты в емкое высказывание».
Надежду Таршис поразило, как «Сад» резонирует с современностью, по ее словам, здесь смешное соседствует со страшным. Потрясающим назвал финальное срывание масок Алексей Пасуев. Марина Тимашева считает изумительными мизансцены, которые врезаются в память как скульптурные композиции. По ее признанию, эффект от «Сада» ошеломляющий. Анастасия Иванова посоветовала сделать видеоверсию спектакля.
Противоречивое отношение к «Саду» у Алексея Авраменко. Он снимает шляпу перед режиссером и актерами, но не может сказать, что спектакль в него попал.
Обратившись к директору Театра кукол Карелии Любови Васильевой, Авраменко особо отметил репертуарную политику: театр, не будучи столичным, не боится экспериментировать, смело приглашает ставить спектакли ярких режиссеров из других городов.
В первый день фестиваля обсуждение со зрителями устроили по просьбе режиссера Евгении Львовой. Спектакль «Дыня» в постановке детской театральной мастерской «Гвозди» из Пскова необычен. Сюжетом не удивишь — подросток переживает развод родителей, но вот роли играют не только ученики мастерской, но и родители. Причем отца и мать по трое взрослых, а подростка вообще целая группа юных актеров.
Это социальный театр, использующий арттерапию: изживание травматичного опыта через игру, публичное проигрывание своих внутренних страхов, которые на миру кажутся и не такими уж фатальными. Театральная мастерская, как подчеркнула Евгения Львова, работает только вместе с психологом.
Потрясает сцена, когда дети по очереди подходят к мамам и папам и называют свое желание или свою проблему. А родитель должен ответить «Да» и только в крайнем случае «Нет» — так задумано режиссером. Видно было, как от некоторых высказываний корежило лица взрослых и все-таки ответом было «Да», пусть и после паузы. «Нет» прозвучало только один раз, когда подросток сказал матери: «Я хочу жить с отцом».
Побывавшие на этом спектакле зрители-подростки приходят еще раз, уже со своими родителями. Об этом рассказали на обсуждении участники спектакля.
Знакомство с мастерской «Гвозди» руководители театральных любительских коллективов Карелии назвали полезным для себя. Через день Евгения Львова с коллегами провела для коллег мастер-класс.
Всего на фестивале покажут 20 спектаклей. Завершится он 22 сентября, когда мы узнаем обладателей трех призов «Лифта». Но уже сейчас можно сказать, что фестиваль произвел ошеломляющий эффект, встряхнув нашу театральную жизнь.
Группа фестиваля: vk.com/liftkarelia
Фото Натальи Мешковой