Культура

Карельский прорыв

Работы карельских авторов Александры Гордеевой, Никиты Рыбина. Аркадия Морозова на выставке в Мурманске
Работы карельских авторов Александры Гордеевой, Никиты Рыбина. Аркадия Морозова на выставке в Мурманске

118 произведений карельских художников были приняты для участия в выставке «Российский Север XII»

В сентябре в Мурманске открылась масштабная выставка художников Северо-Запада «Российский Север XII», в которой приняли активное участие и наши карельские авторы. «Лицей» побеседовал с председателем Карельского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» Владимиром Зориным, который предпринял немало усилий, чтобы это участие стало возможным. И оно стало не только возможным, но настоящим прорывом по меркам сегодняшнего дня.

 

Владимир Зорин. Фото: www.mvestnik.ru
Владимир Зорин. Фото: www.mvestnik.ru

– Владимир, чем интересна эта выставка? Говорят, она масштабная…

 Выставка и в самом деле грандиозная. В ней приняли участие 11 регионов.  Участие в ней было для нас очень важным, особенно если учесть, что проводится она Союзом художников России вссего один раз в пять лет, причем всегда в разных городах Северо-Запада. В предыдущий раз она была в  Сыктывкаре. В Петрозаводске за всю свою историю выставка  была однажды, в 1969 году.

Надо сказать, организация такой выставки очень затратна. Мурманским устроителям она обошлась в 12 миллионов рублей. Выставком составили 18 человек, куда вошли председатели Союзов, секретари Союза художников России, директор музея, местные художники – одним словом, жюри было внушительным. К работе выставкома претензий никаких – все было очень профессионально и справедливо. Придраться не к чему.

Работа экспозиционной комиссии. На переднем плане Валерий Полотнов, Секретарь ВТОО Союз художников России
Работа экспозиционной комиссии. На переднем плане Валерий Полотнов, Секретарь ВТОО Союз художников России

Были казусы. По условиям на выставку можно было представить произведения, выполненные за последние пять лет. Из нашей карельской коллекции именно поэтому работы одного автора и не были приняты выставкомом, хотя сами произведения замечательные. Мы отсмотрели несколько тысяч произведений. К экспозиции же было принято всего около тысячи работ.

На вернисаже
На вернисаже
На вернисаже
На вернисаже
Андрей Панов. Соловецкий монастырь. Северодвинск
Андрей Панов. Соловецкий монастырь. Северодвинск

– Для того чтобы отправить выставку в Мурманск, тоже нужны были деньги. Как вы решили этот вопрос?

– Нам нужно было найти по крайней мере 40 тысяч рублей. И это только на перевозку в одну сторону, не считая упаковочных материалов, ящиков и прочего. Мы очень рассчитывали на помощь правительства Карелии. К счастью, мы выиграли грант и получили субсидию. Деньги пошли на упаковку, ящики, транспортировку туда и обратно. Помимо этого мы смогли купить рамки для работ и, что немаловажно,  большой монитор для просмотра работ.

 

– Почему участие в выставке так важно для нашего союза?

– Нам в союзе нужен прилив молодых новых сил. Попасть на такую престижную выставку – особенно не  для  членов Союза – это что-то вроде пропускного билета на вступление в Союз художников, это шанс попробовать свои силы. Заметьте, раз в пять лет! В Союз художников России с улицы не берут, необходимо участие в престижных и серьезных выставках. И эта как раз такая.

Все художники прошли первый отбор здесь, у нас, второй уже в Мурманске. Ну и уже с этой выставки третий – на российскую выставку. Мы привезли в Мурманск работы 67 авторов из Петрозаводска. В результате на выставку в Мурманске прошли произведения 53 авторов, то есть всего 14 человек не прошли отбор. На выставку попало 118 произведений. Я считаю, что для нас это успех: напомню, в экспозицию вошло примерно около тысячи  работ. Я бы назвал это карельским прорывом. Особенно если учесть, что нас смотрели после коллекции Санкт-Петербурга, где, конечно, были представлены очень серьезные и масштабные работы.

Дмитрий Ташкин. Коля-нос. Санкт-Петербург. Карандаш
Дмитрий Ташкин. Коля-нос. Санкт-Петербург. Карандаш
Татьяна Федорова. Портрет дочери.Санкт-Петербург
Татьяна Федорова. Портрет дочери.Санкт-Петербург

Как член жюри, могу сказать, что в некоторых региональных союзах было отсеяно достаточно много произведений. 12 наших кандидатов, прошедших на выставку, – наш потенциал, первый шаг на пути к победе. В рамках гранта мы уже начали делать в Петрозаводске выставки молодых и подающих надежды художников. Например, сейчас в Министерстве культуры открыли выставку Евгении Лебедевой и Натальи Макаровой. Надеюсь, это поможет укрепиться в верности выбранного пути молодым авторам. Выставком в Мурманске рекомендовал на российскую выставку 36 произведений 20-ти карельских авторов.

Понятно, что позже будет заключительный отбор, и все же… Я рад, что на российскую выставку прошли авторы и не из членов Союза художников: Елена Тимофеева с керамикой и график Александра Гордеева.

 

– Вы могли бы проанализировать в целом художественную ситуацию и тенденции с точки зрения представленных художниками произведений?

– Могу сказать, что я не заметил глобальных изменений. Правда, появилось больше художников, которые обращаются к христианской теме. Печально же то, что многие художники прислали на выставку этюды, а не полноценные произведения, не осознавая, видимо, уровня данной выставки. Ну и надо сказать, что этюд – это все же сырой подготовительный материал, из которого должно вырасти произведение. Ведь когда к вам гости приходят, вы не подаете им отдельно картошку, огурцы, свеклу, морковку? Вы готовите борщ – готовое блюдо. Так и тут. И практически нет скульптуры. Понятно, что это достаточно затратный вид изобразительного искусства.

Сама выставка расположилась одновременно на четырех разных площадках Мурманска. Кстати, очень мощно выглядел зал народного искусства, где представлены игрушка, роспись на бересте, ткачество. Получился такой зал-праздник. Приятно, что практически все произведения наших художников попали в экспозицию выставки.

 

Зал народного искусства
Зал народного искусства

 

Фото из архива Владимира Зорина