О заключительном концерте фестиваля «Белые ночи Карелии» — 2018
Сочинения израильского композитора Баруха Берлинера поразили щедрым мелодизмом и богатством выразительных средств. В ней нет нарочитой сложности, но нет и тривиальности. Программность в большинстве случаев имеет библейскую природу.
Фестиваль искусств «Белые ночи Карелии» нынешнего года завершился. Почти все его концерты надолго останутся в памяти слушателей, ибо программа, задуманная и успешно осуществленная его художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств РК Виктором Гориным, оказалась как всегда нетривиальной.
Credo создателя фестиваля – радовать его приверженцев яркими явлениями современной музыкальной жизни – слагается из нескольких аспектов. Прежде всего Горин старается выбирать из музыкальной действительности только то, что по-настоящему достойно. И не боится возвращаться к тому, что однажды было замечено как безусловно привлекательное и запомнившееся. В этом плане достаточно назвать скрипачку Дору Шварцберг, струнный квартет имени Бородина, светлой памяти солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева, меццо-сопрано Олесю Петрову и многих, многих других. Наконец, одной из самых примечательных для нас личностей за все годы фестиваля стал виолончелист Сергей Антонов, приезжавший в Карелию многократно, практически выраставший на наших глазах и превратившийся из юного отрока в выдающегося исполнителя последнего десятилетия.
Еще один важный аспект создания Гориным программ – открытие новых имен, когда для участия в фестивале приглашаются совсем неизвестные музыканты. Таких в республике побывало много, и все с благодарностью вспоминают Карелию, гостеприимство устроителей фестиваля и теплый прием публики. Не стал исключением и заключительный концерт, познакомивший нас с израильским композитором Барухом Берлинером, встреча с которым оказалось обоюдно приятной и наверняка незабываемой.
Берлинер – человек весьма почтенного возраста, он родился в 1942 году в Тель-Авиве. И одаренный природой разными талантами, по крайней мере три сформировали его жизненные и творческие интересы: музыка, наука и поэзия. Он не только композитор, но и признанный ученый, окончивший Цюрихский университет как математик и физик, написавший более 70-ти научных статей и выступавший с лекциями в знаменитых университетах мира. Кроме того, он пишет стихи.
Но к нам Барух Берлинер приехал со своей музыкой, именно она стала первым интересом в его жизни. В 11 лет он начал заниматься по классу скрипки в Академии музыки Тель-Авива, в 18 лет поступил в Цюрихский университет.
Музыкальная стезя Берлинера сложилась довольно необычно. Посвятив музыке первые годы сознательной жизни, зрелые годы он отдал науке. Музыка не ушла совсем, она по-прежнему жила в сознании и интересах, но на время отошла в сторону, продолжая наполнять мир ученого и формируя новые формы реального выхода уже в виде композиторского творчества.
Для исполнения в нашем фестивале Берлинер предложил четыре произведения. Три из них программные оркестровые пьесы – «Девушка с жемчужной сережкой» по картине Яна Вермеера и «Вальс Шарлотты», посвященный жене, для камерного оркестра, а также Концерт для виолончели и камерного оркестра с подзаголовком «Сон Иакова». Исполнительский состав определен автором как камерный, на самом же деле включенные в традиционный состав духовые и ударные инструменты, а в этом помогли солисты филармонического симфонического оркестра, превратили его в малый симфонический.
Сразу замечу, что вся музыка Берлинера приятно поразила щедрым мелодизмом и богатством выразительных средств. В ней нет нарочитой сложности, но нет и тривиальности. Во всем, что звучит, чувствуется тщательно продуманная драматургическая основа, но при этом все дышит искренностью и естественностью. Автор не стесняется высказываться понятно и усложнять язык там, где это требуется вложенным содержанием.
Пример тому – Виолончельный концерт, который был блистательно исполнен Сергеем Антоновым. Это стало мировой премьерой и более чем просто приятной неожиданностью для автора. Заготовленного исполнителя у Берлинера не было, но Горин знал, что Сергей Антонов способен исполнить произведение любой сложности. Виолончелист, несмотря на невероятную занятость, дал согласие на исполнение.
Сергей Антонов абсолютно самостоятельно, вдали от автора и без его советов, работал над произведением, за день до исполнения приехал в Петрозаводск – и стал триумфатором. С камерным оркестром консерватории Nord-West Studium он уже встречался не раз и знает его возможности. Но теперь сменился его художественный руководитель, им стал Евгений Терехов, а вел концертную программу впервые вставший перед коллективом дирижер прославленной питерской школы Михаил Леонтьев, заслуга которого в успешном проведении концерта чрезвычайно велика.
Виолончельный концерт оказался сложнейшим произведением, это признал и сам автор, поблагодаривший всех исполнителей в конце вечера. Дело в том, что первоначальный замысел был связан со скрипкой, отсюда и завышенная виртуозность, наполнившая ткань концерта. Но Сергей Антонов с блеском преодолел все технические пороги, показав исполнительский экстра-класс. Многократные возгласы «браво!» вместе с бурными аплодисментами взорвали благоговейную тишину зала. Хочется надеяться, что с легкого волшебного смычка Сергея Антонова Виолончельный концерт Берлинера зазвучит по всему миру.
Программность, к которой обращается Берлинер, в большинстве случаев имеет библейскую природу. Вот и сюжет концерта связан с легендой о «Сне Иакова», в которой рассказывается о том, как Иаков, отправившийся на поиски жены, во сне увидел уходящую в небо лестницу, на которой стоит Господь, обещающий ему богатое потомство. Желающие могут познакомиться с сюжетом в библейской книге Бытия. Большинству слушателей сюжет не известен, но это не мешало воспринимать музыку, взывающую к нашим чувствам, ибо ее язык самодостаточен, а программа – средство достаточно условное, лишь тонкая ниточка, помогающая в общих чертах понять содержание.
Во втором отделении исполнялась симфоническая поэма Genesis («Сотворение мира») для оркестра и чтеца. Эта композиция организована по-иному, здесь содержание раскрывается непосредственно библейским текстом, который озвучивается чтецом. Эту своеобразную партию исполнил режиссер и прекрасный актер Национального театра Карелии Андрей Дежонов. Его приятного тембра голос, спокойная и весомая, без ненужной аффектации манера подачи текста очень соответствовала библейскому началу.
Семь глав повествуют об этапах творения. Первая глава так и называется («Сотворение мира») и воспринимается как увертюра. Далее последовательно раскрываются этапы созидания: «Адам и Ева», «Грехопадение и изгнание», «Каин и Авель», «Ной», «Потоп», «Завет и союз». Музыка не столько иллюстрирует события, сколько отвечает внутреннему смыслу повествования.
Исполнение Genesis с его интересным музыкальным решением содержало для многих слушателей момент познавательный. Что мы знаем из Библии, кроме ее начала? «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И сказал Бог: да будет свет…». И, наверное, не только для многих из нас, людей из советского атеистического прошлого, сочинение познавательно, ведь всюду, как сообщил автор, при исполнении текст звучит в переводе на язык слушателей. Это одно из самых популярных произведений композитора в мире.
Концерт прошел в удивительно теплой атмосфере. Светлая по энергетике музыка Баруха Берлинера, его заключившее встречу выражение благодарности всем создателям породила ответную волну слушателей и высказанное музыкантами желание продолжить сотрудничество.