Культура

Светлая музыка Баруха Берлинера

Барух Берлинер, солист Сергей Антонов, Камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер, солист Сергей Антонов, Камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium. Фото Дмитрия Цвибеля

О заключительном концерте фестиваля «Белые ночи Карелии» — 2018

Сочинения израильского композитора Баруха Берлинера поразили щедрым мелодизмом и богатством  выразительных средств. В ней нет нарочитой сложности, но нет и тривиальности. Программность в большинстве случаев имеет библейскую природу.

Фестиваль искусств «Белые ночи Карелии» нынешнего года завершился. Почти все его концерты надолго останутся в памяти слушателей, ибо программа, задуманная и успешно осуществленная его художественным руководителем, заслуженным деятелем искусств РК Виктором Гориным, оказалась как всегда нетривиальной.

Credo создателя фестиваля – радовать его приверженцев яркими явлениями современной музыкальной жизни – слагается из нескольких аспектов. Прежде всего Горин старается выбирать из музыкальной действительности только то, что по-настоящему достойно. И не боится возвращаться к тому, что однажды было замечено как безусловно привлекательное и запомнившееся. В этом плане достаточно назвать скрипачку Дору Шварцберг, струнный квартет имени Бородина, светлой памяти солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева, меццо-сопрано Олесю Петрову и многих, многих других. Наконец, одной из  самых примечательных для нас личностей за все годы фестиваля стал виолончелист Сергей Антонов, приезжавший в Карелию многократно, практически выраставший на наших глазах и превратившийся из юного отрока в выдающегося исполнителя последнего десятилетия.

Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин. Фото Дмитрия Цвибеля
Художественный руководитель фестиваля Виктор Горин. Фото Дмитрия Цвибеля

Еще один важный аспект создания Гориным программ – открытие новых имен, когда для участия в фестивале приглашаются совсем неизвестные музыканты. Таких в республике побывало много, и все с благодарностью вспоминают Карелию, гостеприимство устроителей фестиваля и теплый прием публики. Не стал исключением и заключительный концерт, познакомивший нас с израильским композитором Барухом Берлинером, встреча с которым оказалось обоюдно приятной и наверняка незабываемой.

 

Берлинер – человек  весьма почтенного возраста, он родился в 1942 году в Тель-Авиве. И одаренный природой разными талантами, по крайней мере три сформировали его жизненные и творческие интересы: музыка, наука и поэзия. Он не только композитор, но и признанный ученый, окончивший Цюрихский университет как математик и физик, написавший более 70-ти научных статей и выступавший с лекциями в знаменитых университетах мира. Кроме того, он пишет стихи.

Но к нам Барух Берлинер приехал со своей музыкой, именно она стала первым интересом в его жизни. В 11 лет он начал заниматься по классу скрипки в Академии музыки Тель-Авива, в 18 лет поступил в Цюрихский университет.

Музыкальная стезя Берлинера сложилась довольно необычно. Посвятив музыке первые годы сознательной жизни, зрелые годы он отдал науке. Музыка не ушла совсем, она по-прежнему жила в сознании и интересах, но на время  отошла в сторону, продолжая наполнять мир ученого и формируя новые формы реального выхода уже в виде композиторского творчества.

Для исполнения в нашем фестивале Берлинер предложил четыре произведения. Три из них программные  оркестровые пьесы – «Девушка с жемчужной сережкой» по картине Яна Вермеера и «Вальс Шарлотты», посвященный  жене, для камерного оркестра, а также Концерт для виолончели и камерного оркестра с подзаголовком «Сон Иакова». Исполнительский состав определен автором как камерный, на самом же деле включенные в традиционный состав духовые и ударные инструменты, а в этом помогли солисты филармонического симфонического оркестра, превратили его в малый симфонический.

 

Сразу замечу, что вся музыка Берлинера приятно поразила щедрым мелодизмом и богатством  выразительных средств. В ней нет нарочитой сложности, но нет и тривиальности. Во всем, что звучит, чувствуется тщательно продуманная драматургическая основа, но при этом все дышит искренностью и естественностью. Автор не стесняется высказываться понятно и усложнять язык там, где это требуется вложенным содержанием.

Пример тому – Виолончельный концерт, который был блистательно исполнен Сергеем Антоновым. Это стало мировой премьерой и более чем просто приятной неожиданностью для автора. Заготовленного исполнителя у Берлинера не было, но Горин знал, что Сергей Антонов способен исполнить произведение любой сложности. Виолончелист, несмотря на невероятную занятость, дал согласие на исполнение.

Сергей Антонов абсолютно самостоятельно, вдали от автора и без его советов, работал над произведением, за день до исполнения приехал в Петрозаводск – и стал триумфатором. С камерным оркестром консерватории  Nord-West Studium он уже встречался не раз и знает его возможности. Но теперь сменился его художественный руководитель, им стал Евгений Терехов, а вел концертную программу впервые вставший перед коллективом дирижер прославленной питерской школы Михаил Леонтьев, заслуга которого в успешном проведении концерта чрезвычайно велика.

Камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium под управлением дирижера Михаила Леонтьева. Фото Дмитрия Цвибеля
Камерный оркестр Петрозаводской консерватории Nord-West Studium под управлением дирижера Михаила Леонтьева. Фото Дмитрия Цвибеля

Виолончельный концерт оказался сложнейшим произведением, это признал и сам автор, поблагодаривший всех исполнителей в конце вечера. Дело в том, что первоначальный замысел  был связан со скрипкой, отсюда и завышенная виртуозность, наполнившая ткань концерта. Но Сергей Антонов с блеском преодолел все технические пороги, показав исполнительский экстра-класс. Многократные возгласы «браво!» вместе с бурными аплодисментами взорвали благоговейную тишину зала. Хочется надеяться, что с легкого волшебного смычка Сергея Антонова Виолончельный концерт Берлинера зазвучит по всему миру.

Программность, к которой обращается Берлинер, в большинстве случаев имеет библейскую природу. Вот и сюжет концерта связан с  легендой о «Сне Иакова», в которой рассказывается о том, как Иаков, отправившийся на поиски жены, во сне увидел уходящую в небо лестницу, на которой стоит Господь, обещающий ему богатое потомство. Желающие могут познакомиться с сюжетом в библейской книге Бытия. Большинству слушателей сюжет не известен, но это не мешало воспринимать музыку, взывающую  к нашим чувствам, ибо ее язык самодостаточен, а программа – средство достаточно условное, лишь тонкая ниточка, помогающая в общих чертах понять содержание.

Сергей Антонов, Михаил Леонтьев и оркестранты аплодируют Баруху Берлинеру. Фото Дмитрия Цвибеля
Сергей Антонов, Михаил Леонтьев и оркестранты аплодируют Баруху Берлинеру. Фото Дмитрия Цвибеля

Во втором отделении исполнялась симфоническая поэма Genesis («Сотворение мира») для оркестра и чтеца. Эта композиция организована по-иному, здесь содержание раскрывается непосредственно библейским текстом, который озвучивается  чтецом. Эту своеобразную партию исполнил режиссер и прекрасный актер Национального театра Карелии Андрей Дежонов. Его приятного тембра голос, спокойная и весомая, без ненужной аффектации манера подачи текста очень соответствовала  библейскому началу.

Библейский текст читает Андрей Дежонов. Фото Дмитрия Цвибеля
Библейский текст читает Андрей Дежонов. Фото Дмитрия Цвибеля

Семь  глав повествуют об этапах  творения. Первая глава так и называется («Сотворение мира») и воспринимается как увертюра. Далее последовательно раскрываются этапы созидания: «Адам и Ева»,  «Грехопадение и изгнание», «Каин и Авель», «Ной», «Потоп», «Завет и союз». Музыка не столько иллюстрирует события, сколько отвечает внутреннему смыслу повествования.

Исполнение Genesis с его интересным музыкальным решением содержало для многих слушателей момент познавательный. Что мы знаем из Библии, кроме ее начала? «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною. И сказал Бог: да будет свет…». И, наверное, не только для многих из нас, людей из советского атеистического прошлого, сочинение познавательно, ведь всюду, как сообщил автор, при исполнении текст звучит в переводе на язык слушателей. Это одно из самых популярных произведений композитора в мире.

 

Концерт прошел в удивительно теплой атмосфере. Светлая по энергетике музыка Баруха Берлинера, его заключившее встречу выражение благодарности всем создателям породила ответную волну слушателей и высказанное музыкантами желание продолжить сотрудничество.

Барух Берлинер благодарит оркестр. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер благодарит оркестр. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер благодарит публику. Слева - Сергей Антонов. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер благодарит публику. Слева — Сергей Антонов. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер с женой и Виктор Горин после концерта. Фото Дмитрия Цвибеля
Барух Берлинер с женой и Виктор Горин после концерта. Фото Дмитрия Цвибеля