4 декабря исполняется 100 лет со дня рождения талантливого карельского художника и книжного графика Николая Брюханова
В Национальном архиве Карелия в фонде художника хранятся его живописные и графические работы, эскизы, макеты книг, рукописи, письма, фотографии.
«Волшебный мир сказки, образы таинственного, героического и трагического…Вероятно, все это приходит из детства, определяя характерность творчества: стиль, эмоциональное звучание, и тематическую направленность его…» — был убежден Николай Брюханов.
Не найдется в Карелии семьи, у которой в домашней библиотеке не было бы таких изданий книжного издательства «Карелия», как сборник «Карельские сказки», произведений А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А. Линдгрен «Мио, мой Мио!», cувенирное издание указов Петра I «Марциальные Воды». Все эти книги объединяет одно — их оформил и проиллюстрировал талантливый художник и книжный график Николай Иванович Брюханов. 4 декабря 2018 года исполняется 100 лет со дня его рождения.
Документы художника Николая Ивановича Брюханова (1918 — 2004) были переданы в Национальный архив республики Карелия его вдовой Валентиной Васильевной Брюхановой 3 марта 2011 года. В этом году, после завершения научной обработки, фонд стал доступен для исследователей. В него вошли живописные и графические работы Н.И. Брюханова (в основном работы студенческих лет, работы выполненные во время несения службы в рядах Красной и Советской Армии), материалы по работе над художественным оформлением книг (оттиски, эскизы, макеты), рукописи Н.И. Брюханова, письма Н.И. Брюханову, его личные документы, материалы служебной и общественной деятельности, материалы о награждении Н.И. Брюханова, статьи о нем и его фотографии (индивидуальные и в группах с родственниками, друзьями, коллегами и др).
Брюханов Николай Иванович родился 4 декабря 1918 года в городе Вышний Волочек (с 1935 года Калининской, а ныне Тверской области). Николай Брюханов так описывал свой родной город детства:
«Старинный деревянный дом, расшитый кружевом резных наличников окон; терраса, где теплыми летними вечерами мы слушали легенды и сказки старых лип, пребывая в таинственном мире прекрасного… Эта русская земля хранит и по сей день память о прошлом…величественная панорама сказочного города детства… с торговыми рядами, колокольней, площадью, мощенной булыжником, — он был неповторим своей живописной красотой».
Николай Брюханов еще в школе, во многом благодаря учительнице литературы Анне Филипповне Подляской (матери известного ленинградского живописца Ю.С. Подляского, с которым Брюханов в дальнейшем дружил), заинтересовался миром художественного слова, научился любить и понимать книгу, увлеченно и внимательно вчитываться в детали описания внешности героев, пейзажей.
В 1936 году Николай Брюханов выдержал экзамен и прошел большой конкурс в школу юных дарований имени С.М. Кирова при Академии художеств СССР (ныне Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона Российской Академии художеств).
В 1939 году началась новая глава жизни — Николай был призван на службу в Красную Армию. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которую Николай Брюханов прошел от начала до конца авиационным механиком: воевал на фронтах Заполярья, Ленинградском, Волховском, Калининском, Прибалтийском. За свои боевые заслуги перед Родиной Н.И. Брюханов был отмечен орденами и медалями.
После Победы, когда Николаю Брюханову оставалось служить несколько лет, он находился в Риге, где посещал студию живописи городского Дома культуры. Вернулся в Вышний Волочек только в 1949 году, устроился на работу художником-оформителем в Городской промысловый комбинат.
Его беспокоило, что практически 10 лет, драгоценное время для учебы художественному мастерству и творчеству, были фактически безвозвратно потеряны. Усердно оттачивая живопись и рисунок, он в 1952 году исполнил свою мечту и поступил на графический факультет в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР. В фонде хранятся письма супругов художников Ю.С. и Л.П. Подляских Николаю Брюханову. Они поддерживали его при поступлении в художественный институт, вселив в него уверенность и оказав необходимую практическую помощь.
Окончив институт, на комиссии по распределению Николай Брюханов выразил желание поехать в Петрозаводск на работу в Карельское книжное издательство. Его назначили на должность старшего редактора по художественному оформлению.
«Тогда это был небольшой деревянный город, неторопливо спускающийся к Онего. Но здесь были самостоятельное издательство и неплохая типография. И это решило дело. …Коллектив принял меня хорошо, тут хватало толковых, инициативных людей…Должность у «худреда» хлопотная… Эти обязанности отнимали все время, рисовать я мог только вечерами и в выходные дни», — вспоминал Николай Иванович. И в 1962 году он решил покинуть пост художественного редактора и полностью погрузился в творческую работу, не прерывая при этом тесного сотрудничества с издательством.
Особое место в книжной графике Николая Брюханова занимали сказки: сказки и поэмы А.С. Пушкина, карельские и русские народные сказки, скандинавский фольклор. Первой большой серьезной самостоятельной работой Николая Брюханова стал сборник «Сказки» А.С. Пушкина 1961 года издания. В иллюстрациях к ним проявились особенности художественной манеры Брюханова. Книги были с нарядной, праздничной обложкой, иллюстрации выполнены в изящной декоративной манере, очаровывающей как детей, так и взрослых.
Карельское издательство уделяло большое внимание и зарубежной, в частности скандинавской литературе. Брюханов оформил такие известные произведения, как повести-сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», А. Линдгрен «Мио, мой Мио!» и многие другие зарубежные произведения.
Брюханов плодотворно работал книжным графиком и за свою жизнь оформил более сотни изданий, большую часть в Карельском книжном издательстве (с 1969 года — издательстве «Карелия»). Николаю Брюханову удалось, как писал искусствовед Евгений Калинин, «…идя от книги к книге, выдержать и развить свою индивидуальную манеру».
Среди самых значимых работ Николая Брюханова в книжной графике — Конституция Карельской АССР, сувенирное издание указов Петра 1 «Марциальные Воды», поэма Пушкина А.С. «Руслан и Людмила», «Были-небылицы» (сувенирное издание на финском и русском языках), поэма Ф.Н. Глинки «Карелия», сборник поэзии «Русский сонет. Первая четверть XX века» (составитель Ю. Линник) и другие.
Книги, искусно оформленные Николаем Брюхановым в его самобытной художественной манере, расходились мгновенно. Для многочисленных гостей республики они становились ценными сувенирами. Попадая в руки счастливого читателя, такая книга открывала ему целый волшебный мир. Можно с уверенностью сказать, что Николай Иванович Брюханов один из тех людей, которые сделали карельское издательство широко известным.
Интересно отметить некоторые письма поклонников книжного рисунка, которые хранятся в личном архиве художника. В 1972-1973 годах Николаю Брюханову писал коллега чехословацкого композитора Ярослава Кадлице с предложением от лица композитора принять участие в художественном оформлении детской оперы «Золотая рыбка» по мотивам сказки А.С. Пушкина. В 1979 году он получил письмо из Пушкина: «Дорогой Николай Иванович! Мы живем в г. Пушкине, но не можем достать книги с Вашими иллюстрациями…Спасибо Вам за радость, которую приносите людям прекрасными иллюстрациями к сказкам Пушкина, к народным сказкам, былинам…» В [1989 г.] пришло письмо из поселка Кировский, что находится в далеком Приморском крае, с предложением пополнить галерею местного коллекционера своими работами: «…Когда купил набор открыток с Вашими иллюстрациями к карельским сказкам, то был в восторге! До чего они милы и великолепны! Сколько в них изящества, остроумия, радости!…»
Большинство тех, кто знаком с книжной графикой Николая Брюханова, считают его самой известной и удачной работой «Карельские сказки». Узнаваема обложка издания: «Кряжистый, чуть неуклюжий дед сидит на лужайке, подобрав под себя ноги. Он похож на одного из леших и домовых, которые в карельских сказках и быличках так добродушны, смешливы». Так писал Виктор Пулькин, первый исследователь творчества Николая Брюханова.
Несколько десятилетий (с 1957-го вплоть до 1990-х) Николай Брюханов работал над книгой «Невский сказ». Замысел книги зародился при выполнении курсовой работы (акварельных иллюстраций) на тему «Медного всадника». Материалы курсовой работы остались у Николая Брюханова, и он увез их с собой в Карелию, где время от времени продолжал разрабатывать ряд иллюстраций и макетов книги, повествующей об истории создания в Санкт-Петербурге знаменитого монумента Петру I французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе.
В своих воспоминаниях о детстве художник написал и о первом посещении Ленинграда: «Медленно шагая вдоль набережной, мы набрели на гранитную глыбу-скалу. На верху ее, вздыбившись, замер конь, сдерживаемый седоком, с вытянутой вперед рукою…Тогда я еще не мог знать о том, что… величественный монумент Фальконе, дерзновенная перевозка огромного камня из Лахтинских болот к берегам Невы, — найдет в моём творчестве значительное место».
В конце 1970-х Николай Брюханов начал самостоятельно сочинять стихотворный текст к произведению в стиле сказа. В начале 1990-х была предпринята попытка издания книги «Невский сказ» издательством «Лат-интро» в Риге, но она не увенчалась успехом вследствие банкротства издательства. Книга была издана лишь в 2007 году в издательстве «Острова», но уже после смерти Николая Ивановича.
Николай Иванович Брюханов, будучи членом Союза художников СССР, являлся постоянным участником всесоюзных, всероссийских и региональных выставок: «Карельское изобразительное искусство» (ГДР, Нойбранденбург) в 1972, 1977, 1983, 1985 годах, международные выставки книги в Москве в 1970, 1976, 1978 годах и других. Он удостоен высоких наград на всероссийских и всесоюзных конкурсах искусства книги и полиграфии: дипломы I степени за оформление книг «Конституция Карельской АССР», сувенирного издания книги «Марциальные Воды», сувенирного издания «Были-небылицы», а также бронзовая медаль ВДНХ СССР за сборник «Карельские сказки». Проводились персональные выставки работ Николая Брюханова, самыми крупными из которых были юбилейные выставки его работ в Музее изобразительных искусств КАССР (РК) в 1978-м, 1998-м. За большие заслуги Николая Ивановича Брюханова перед республикой Карелия в 1978 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств КАССР».
В 1980-1990-х годах Николай Иванович создал ряд тематических композиций-картин по мотивам эпоса «Калевала», истории России и Карелии в станковой живописи и станковой графике: «Руны «Калевалы» (триптих), «Славные герои «Калевалы» (триптих), «В Царском Селе» (Пушкин), «Кижская рапсодия» (5 частей) и других.
Творчество Брюханова многогранно. В нем присутствует и юмор и лиризм, и трагическая составляющая, но самой главной его чертой является слияние самобытного художественного мышления и народного духа, поэтому его работы так близки и понятны. Сказочные русские и карельские образы рождались в самом сердце художника и наполняли книжные страницы душевной теплотой и легким дыханием сказки.
На днях, проходя вдоль полок одного из самых больших книжных магазинов нашего города, я заметила уже знакомого, лукаво улыбающегося «кряжистого деда» с обложки «Карельских сказок». Приятно удивило, что это замечательное издание уже в который раз переиздается и ценится как превосходный подарок жителями и гостями нашей республики.
Личный фонд Брюханова Николая Ивановича, хранящийся в Национальном архиве, безусловно, имеет большую художественно-историческую ценность для нашей республики и будет востребован исследователями.
Дарья Царева, ведущий архивист Национального архива Республики Карелия