Культура

Будущее сейчас!

Британский музей в Лондоне
Британский музей в Лондоне

Начиная учить английский язык с детского сада или начальной школы, многие ли из нас в реальной жизни оказываются в Лондоне, столице страны, откуда произошел язык, на котором говорит весь мир?

В декабре этого года сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Козловская побывала на индивидуальной стажировке в Лондоне, одном из ведущих мировых финансовых и культурных центров, который задает ведущие тренды будущего.

Лондон, дружелюбный к туристам

Туманный Альбион встретил теплой (+13 С), дождливой погодой, в то время как в Карелии было морозно и снежно. В Лондоне повсюду цвели живые цветы, в горшках стояли пальмы, еще не до конца опали листья на многовековых платанах, жители были одеты очень легко. В предрождественскую пору город украшен скромно, не сравнить с нашими столицами, а уличное освещение показалось тусклым, что местные жители объяснили островным географическим положением и отсутствием нефтяных запасов.

Декабрьский Лондон
Декабрьский Лондон

Исторические здания, бурлящая Темза, стремительный бег толпы – всё погружало в невероятную атмосферу и дух города. Первые дни было трудно привыкнуть к левостороннему движению, раздельным кранам холодной и горячей воды в умывальнике, а также другим электрическим розеткам, но город дружелюбен к туристам – на асфальте крупными буквами на каждом перекрестке написано «Смотреть вправо», «Смотреть влево», адаптеры даются в аренду или продаются на каждом углу, а навигация выстроена идеально: даже если разрядился телефон и потеряна карта, заблудиться невозможно.

Наталья Козловская
Наталья Козловская

«Овсянка, сэр» и 5 o’clock tea — это что-то из прошлого. Даже хрупкая леди английским завтраком считает тарелку яиц с беконом, фасолью и печеными помидорами вприкуску с тостами с джемом, а кофе давно правит миром, хотя при заказе чая к нему всегда подают молоко, даже если не просили. Культура питания вне дома так развита, что индустрия общепита, наверное, самая разносторонняя. Удивительно, что сразу после работы в деловом центре все местные пабы, которых не счесть, заполняются солидными бизнесменами и офисными работниками в деловых костюмах, до позднего вечера продолжаются вечеринки, льется рекой пиво, люди стоят за столиками, расположенными прямо на улице. Такое зрелище можно наблюдать ежедневно, а место в кафе или ресторане просто не найти, нужно бронировать заранее.

На фоне дорогих ресторанов и отелей делового центра, бросается в глаза жизнь улицы. На тротуарах спят бомжи, а бытовой мусор вечером выносится на проезжую часть, складируется горами без контейнеров, и только поздним вечером или утром его увозят мусоровозы.

Главная цель стажировки – посетить конференцию по цифровому маркетингу Digital Marketing Day, организованную ассоциацией маркетинга в сфере культуры и искусства Arts Marketing Associaton, которая проходила в Британском музее, а также посетить ведущие музеи Лондона.

Больше дела — меньше слов

Конференция FUTURE NOW («Будущее сейчас») собрала более 500 молодых специалистов, желающих послушать ведущих экспертов из таких организаций как Royal Opera House, Google Arts и других профильных компаний.

Пристальное внимание аналитики уделяют большим данным и сбору статистической информации от интернет-аудитории, которая посещает виртуальные ресурсы организаций сферы культуры. Высокотехнологичные компании предлагают интегрированные системные решения по созданию единых платформ, через которые будет строиться работа по управлению всеми он-лайн операциями — от покупки билетов, социальных сетей до электронных рассылок и специализированных сайтов. Коммуникация, как и в коммерческом секторе, становится все более персонифицированной.

Футурист Anne Lise Kjaer в прямом эфире из Глазго рассказала о трендах ближайшего будущего. Культура позиционируется как ресурс, который будет оказывать ключевое влияние на развитие общества, так как она формирует креативное мышление, которое даже при нулевых финансах может дать невероятный результат. Эксперт уверена, что будущее формируется уже сегодня, главное чувствовать тренды и находить точки соприкосновения с реальностью. Компании Kjaer Global, которую возглавляет Anne, удалось разработать Атлас трендов 2025+, в котором рассматриваются основные стратегии развития общества по разным отраслям и направлениям.

Что нас ждет в будущем, которое уже тут? Подводя итоги конференции, подметили следующие тренды, некоторые порой невозможно русифицировать:

  1. Мы живем в liquid and no-age society, где доминирует new diversity.
  2. Это общество порождает liquid мышление и fluid поведение, где не понятно, где заканчивается офлайн и появляется онлайн. Люди становятся global citizens, нет границ между местом работы, проживания и отдыха.
  3. Feel happiness is future business.
  4. Забудем про гуру маркетинга Питера Друкера и введем новую 4-р концепцию — people-planet-purpose-profit.
  5. Забудем про сторителлинг (storytelling), миром правит STORYDOING! Старая пословица «Больше дела — меньше слов» очень актуальна!
  6. Девиз «Я хочу быть лучшим в мире» уходит в прошлое. «Я хочу быть лучшим для мира»  становится во главу угла. Это верно и для организаций.
  7. Здоровье самое ценное, что у нас есть, поэтому мероприятия, направленные на  развитие wellbeing capital будут наиболее востребованы.
  8. Digital transformation ведет к радикальной открытости и создает уникальный опыт для каждого, который становится все более индивидуальным и персонифицированным.

 

Пульс мира

Несколько дней стажировки отводилось на посещение музеев и центров. Удалось посетить два частных культурно-исследовательских центра, которые финансируются на средства крупных промышленных магнатов, которые оставили наследство на благие цели.

Paul Mellone –  центр по изучению британского искусства. Он основан господином Меллоном, американцем по происхождению, владельцем банка, филантропом. Он обожал искусство и основал центр, который активно развивает эту тему с 1970-х. Ежегодно они выделяют около миллиона фунтов стерлингов на гранты на исследования в этой сфере. Несмотря на устойчивое и независимое финансовое положение, коллеги из центра сетовали на низкий интерес молодежи к исследованиям искусствоведческого характера и важность привлечения новых аудиторий и сообществ к этому направлению.

Центр по изучению британского искусства Paul Mellone
Центр по изучению британского искусства Paul Mellone
Paul Mellone
Paul Mellone

Wellcome collection — это музей, который рассказывает о связи тела человека, медицины и искусства. Он финансируется полностью благотворительным фондом Wellcome Trust, основанным на наследные средства фармацевтического магната Henry Wellcome. Фонд финансирует множество исследований, связанных со здоровьем, и не нуждается в государственной поддержке. Ежегодно на бесплатной основе музей посещают около 700 тысяч человек.

В музее Wellcome collection
В музее Wellcome collection

Многие старинные предметы из постоянной экспозиции удивляют: пояс верности на замке, живописные произведения про роды и операции, макеты человека и его органов из прошлых столетий. На временных выставках поднимаются современные проблемы: ожирение или влияние архитектуры на здоровье человека.

В музее Wellcome collection
В музее Wellcome collection

Сотрудник центра рассказывал о трудности привлечения новых аудиторий, о сложности быть заметным на фоне музейных гигантов. Но, имея комфортную библиотеку с хорошей коллекцией книг, а также кафе с прекрасной кухней, музей становится центром притяжения студентов и местных жителей.

Противоположность частным музеям – государственные. Основные крупные музеи в Лондоне – Британский музей, Галерея Тейт Модерн, Национальная галерея — бесплатны, но сразу при входе и повсюду в залах посетителей просят стать благотворителем, не только наличными деньгами, но даже по карте. При покупке билета на платные временные выставки к билету предлагают добавить еще фунт сверху в качестве пожертвования. Благодаря бесплатному входу поток гостей около 5 миллионов человек в каждый музей в год. Зрители не раздеваются, ходят с рюкзаками и сумками, порой мимо шедевров XIV — XV веков, возле которых иногда хочется не дышать.

Сбор пожертвований в Британском музее
Сбор пожертвований в Британском музее

Сложилось впечатление, что государственные музеи испытывают те же трудности, что и в России: оптимизация, урезание финансирования, низкая заработная плата по сравнению с другими отраслями, нежелание молодежи работать в таких институциях.

Имея богатейшие коллекции, музеи тем не менее не уступают торговым центрам, предлагая посетить огромные сувенирные магазины и кафе с высоким уровнем обслуживания. При посещении галереи современного искусства Тейт Модерн, которая расположилась в огромном здании бывшей электростанции, зрителя встречает баннер-навигатор, где искусству уделена лишь треть пространства, а большую половину занимает информация про шопинг и питание на территории галереи.

Временные выставки – это большие проекты, которые готовятся долго, занимают большие пространства, а входной билет на них стоит не меньше 15 фунтов стерлингов (около 1500 руб.).

В музее Виктории и Альберта, который славится коллекцией декоративно-прикладного искусства, удалось посетить две необычные выставки на актуальные темы – видеоигры и влияние человека на моду.

Четверть населения мира играет в видеоигры, начиная от шариков на телефоне, заканчивая матчами геймеров на олимпийском стадионе. Выставка VIDEO GAMES #DrsignPlayDisrupt в музее Виктории и Альберта впервые в жизни показывает отрасль дизайна видеоигр как самостоятельного направления, которое появилось в последние 20 лет. Зрителя заставляют взглянуть на игры как на невероятно сложную работу. Концепция каждого героя прорисовывается от руки, если нужны следы на песке, то команда едет в дюны и через тысячи проб и ошибок вырисовывает идеальный след. Для объемных героев живые актеры снимают сцены в специальных костюмах, а потом их прорисовывают виртуально, саундтреки записывают огромные оркестры и хоры.

Выставка отдельным блоком выделила тему дискуссий, плохо это или хорошо, давая зрителю почву для размышления, но ответ каждый находит сам. В огромном кинотеатре можно было посмотреть бои на стадионе, а в интерактивной зоне поиграть. Отрасль видеоигр будет развиваться в ближайшие десять лет  очень активно и приносить большие деньги участникам процесса. Конец любой выставки — всегда огромный магазин.

Вторая удивительно глубокая выставка в музее Виктории и Альберта называлась FASHIONED FROM NATURE (Дословно: «Мода из природы»). Куратор поднимает вопрос, что люди с давних времен причиняли вред природе, чтобы украсить себя: убивали животных, разрушали жемчужные экосистемы, уничтожали птиц ради перьев, а жуков ради крыльев для украшения платьев, во времена индустриализации население росло, одежду стали производить на фабриках и выбросы СО2 в природу стали увеличиваться.

На выставке FASHIONED FROM NATURE
На выставке FASHIONED FROM NATURE

Сегодня индустрия моды входит в пятерку самых вредных производств в мире. Выставка предлагает задуматься, сколько движений и ресурсов нужно для изготовления одной футболки, и обратить внимание, что джинсы самые энергозатратные в производстве. Каждую секунду в Англии продается три пары джинсов, для изготовления одной пары требуется 7000 литров воды, за два года их стирки люди тратят 1600 литров воды, при этом к 2025 году 2/3 населения мира будут испытывать недостаток чистой воды!

Многие звезды и медиаперсоны выступают в защиту природы и призывают BUY LESS, CARE AND REPAIR (дословно: покупай меньше, ухаживай, чини).  Такая глубина подачи материала дает много пищи для ума рядовому зрителю.

Отдельно хочется отметить представленность музеев в интернет-пространстве. В английском языке есть глагол to hashtag, мы еще не придумали аналог, но возможно это хэштегиться или хэштегировать? Но хэштег сегодня в тренде не только у бизнеса и сферы услуг, без него не проходит ни одно культурное событие, ни одна выставка. В залах музеев в оффлайне, повсюду таблички, чтобы зритель не забыл делиться впечатлениями в онлайне.

В последнее время, на ведущих конференциях в сфере культуры и искусства, поднимается тема diversity (разнообразия), а также инклюзии, когда культурные институции, в том числе музеи, стремятся удовлетворить особые потребности каждого посетителя. Наверное, в маленьком Петрозаводске это действительно трудно осознать и представить, но оказавшись в огромном фойе Британского музея, где одновременно слышна речь на многих языках мира, где видишь людей разных национальностей, полов, возрастов и даже молящихся мусульманских женщин в хиджабе, которых час молитвы застал именно в музее, вдруг чувствуешь пульс мира и говоришь себе: вот это и есть diversity!

Материал подготовлен по результатам индивидуальной стажировки в Лондон в рамках грантовой программы Individual Bursaries for Professional Development при финансовой поддержке отдела образования и культуры Посольства Великобритании в Москве.