Петрозаводский ансамбль Patribute Ensemble исполняют музыку Пэта Мэтини, знаменитого американского джазового гитариста и композитора, обладателя 20-ти премий «Грэмми». Игорь Соловьев рассказывает, чем руководствовались музыканты, выбирая для исполнения музыку Пэта Мэтини.
В состав Patribute Ensemble входят музыканты:
Дмитрий Соловьев – фортепиано;
Александр Соловьев – синтезаторы;
Александр Казарин – труба, флюгельгорн;
Михаил Тоцкий – бандонеон, мелодика;
Игорь Соловьев – гитара, вокал;
Константин Харланов – контрабас, бас-гитара;
Елена Назарова – вокал;
Сергей Смирнов – барабаны;
Аркадий Соколов – перкуссия;
Антон Гамидов – вибрафон, маримба.
– Почему Пэт Мэтини?
– Здесь все достаточно просто. Начало моего музыкального профессионального образования связано с эстрадным отделением в Петрозаводском музыкальном училище имени К.Э.Раутио (сейчас Петрозаводский музыкальный колледж), где я познакомился с Дмитрием Соловьевым, непосредственным учеником знаменитого пианиста Андрея Кондакова – одного из ярчайших российских джазовых композиторов, основателя джазового клуба «JFC» в Санкт-Петербурге. В тот период я был его учеником по классу эстрадного ансамбля.
Первые впечатления о творчестве Пэта Мэтини у меня как раз связаны с Дмитрием, так как именно он продемонстрировал записи Pat Metheny Group (далее «Пэт Мэтини групп»). Особенно мне запомнилась композиция Spring ain’t here («Весны здесь нет»). Несмотря на несовершенную аудиозапись я был впечатлён в высшей степени красотой мелодии, импровизации Пэта и высоким профессионализмом ансамбля.
Наш проект реализуется как посвящение «Пэт Мэтини групп», в композициях которого есть доступность, простота, и в то же время сложность в слиянии жанров. Это разнообразие вполне можно объяснить представленным направлением современного джаза – фьюжн (от англ. fusion — «сплав») или кроссовер (от англ. сrossover — «переход»). Но самое главное впечатление и притяжение в музыке «Пэт Мэтини групп» — это проникающий в самое сердце, запоминающийся мелодизм. Как сказал один из поклонников, «…удивительное свойство, как глубокая мысль открывается так, как простая песенная мелодия или форма!». Несмотря на то, что участники проекта принадлежат к разным музыкальным направлениям (академического, этнического и джазового музыкального искусства), всё это оказалось созвучным каждому из участников нашего коллектива.
– Почему Дмитрий поделился музыкой именно Пэта Мэтини?
– На момент нашего знакомства с Дмитрием, у него были редкие аудиозаписи Пэта. К тому же в 1980-х состоялось уникальное событие. Пэт Мэтини впервые приехал в Ленинград. Дмитрий, как и джазовое сообщество города Петрозаводска, присутствовал на этом концерте. Он рассказывает, что этот концерт оставил неизгладимое впечатление, стал поворотным моментом, повлиявшим на его становление как музыканта. Он не раз вспоминал: «У меня было состояние растерянности. Заниматься ли мне в дальнейшем джазом? Так как то, что я услышал, является недостижимой вершиной – идеалом творчества…».
Естественно, эти впечатления о музыке Пэта отразились на мне, сразу стало ясно, что я постоянно буду слушать музыку Пэта. Конечно же, я не ограничен в своём музыкальном кругозоре только творчеством Мэтини, но его музыка для меня является своего рода путеводным центром. Когда в классе эстрадного ансамбля Дмитрий задал мне вопрос, какие композиции я хочу играть, я предложил исполнить что-либо из композиций Пэта Мэтини. Все мои сокурсники меня поддержали и согласились с моим выбором.
— Как думаете, какое будущее у вашего проекта?
— Есть предложение от Андрея Кондакова сыграть весной 2019 года в клубе «JFC» (Jazz Friends Club) на XIV международном фестивале гитарного джаза, который проходит в Санкт-Петербурге. Только нам нужен более камерный состав, потому что сцена там небольшая. При этом обязательно будет постоянный костяк музыкантов: гитара, бас, фортепиано и труба. Вы спросите: «Почему труба?» Естественно, Александр Казарин, известный в республике музыкант, является одним из лидеров нашего проекта и привносит в композиции именно необходимую изюминку, пространственную и полётную мелодическую линию как в тематизме, так и в импровизационных разделах. Это помогает нам приблизиться к столь сложному и многоликому стилю «Пэт Мэтини групп».
Также в наших планах есть идеи записи аудиоверсии композиций Мэтини в нашем исполнении. Естественно, это для нас крайне полезно, потому что все музыканты знают, что работа в студии – это огромная польза как для личного роста, так и ансамблевого. Единственная большая объективная проблема заключается в том, чтобы организовать коллег на репетиции, так как все люди занятые. Очень хочется, чтобы этот проект продолжался, потому что ещё есть огромный массив красивой музыки Пэта и остаётся огромное желание её реализовать.
— Почему вы не играете музыку других исполнителей? Есть же Майк Стерн, джазовый гитарист, и другие авторы.
— Это связано с тем, повторюсь, что наш проект Patribute Ensembleреализует себя как посвящение «Пэт Мэтини Групп». Вполне понятно, что мы можем переключиться на какую-то другую музыку, но пока мы будем продолжать работать над этим проектом. В идеале хочется заняться собственной музыкой. Очень сложно загадывать, желание есть, но очень сложно собрать и организовать всех необходимых для проекта музыкантов.
— Как слушатели оценивают вашу музыку, понимают ли ее?
— Комментарии в основном письменные, в социальных сетях. Недавно у нас был концерт в Agriculture club, где публика была очень интересная, отзывчивая, понимающая, добрая, и это было очень приятно. На концерте присутствовало, к сожалению, не так много слушателей, но контакт и настроение публики ощущались на отлично!
Вадим Ямпольский,
студент 4 курса эстрадного отделения Петрозаводской государственной консерватории