Когда вы придете в лофт-пространство «Синий коридор» на территории бывшего ОТЗ в центре Петрозаводска, увидите дверь, мимо которой точно не пройдете. Рядом с ней необычная композиция из глины — панно «Белое море», созданное для выставки в Национальном музее. А за дверью просторная студия керамики «Тысячелистник» Марии Экало.
Почему студию назвали именем цветка, не спросила, но для себя решила: это потому, что Мария – человек с тысячью талантов. Об этом я узнала, зайдя на ее страничку. На вид Марии никак не дашь больше двадцати, а у нее уже семья и двое детей, несколько лет напряженных поисков себя. Мария окончила университет, где изучала финский язык, однако творчество влекло ее больше всего на свете. И пока сидела с ребенком, попробовала себя в разных видах ремесел: и гобеленом занималась, и росписью, но остановилась на керамике.
Марийка — так ласково ее зовут друзья. С первого взгляда она кажется неприступной, сказывается северная кровь. По характеру Марийка как материал, с которым она работает: может быть пластичной, мягкой как глина, но может быть и твердой. Или просто кажется такой. Некоторые, приходя к ней на мастер-класс и попадая под ее обаяние, остаются заниматься в студии. Здесь, в мастерской, творческая атмосфера и многому можно научиться, причем на мастер-класс можно приходить с ребенком.
В центре мастерской стоит гончарный круг – святая святых мастера. Глиняную посуду Марии многие уже видели в Винтажном цехе, на выставках. Она привлекает своей фантазией и особым подходом к исполнению. Мария в душе поэт, не сомневаюсь в этом ни на минуту. «Ваши вещи, изделия, товары — нет, чудная посуда! — живые, настоящие, теплые, говорящие», — признается Елена Линдунен. А вот высказывание Лилии Шаховой: «Мне так по душе все, что вы делаете! Надеюсь, когда-нибудь иметь такую посуду дома».
Привлекает внимание оформление созданных вещей. Они получаются у Марии светлыми, чистыми и детскими, потому и притягательны. Например, посмотрите на эту тарелочку из шамота, на ней ручная надглазурная роспись.
Использованы техника кракле – специального старения и техника молочения – художественного декорирования. За этой идеей стоит история, которой Мария поделилась на страничке студии: «Однажды младший сын спросил, как растут апельсины и мандарины. Мы нашли какой-то ролик в инете. Ролик мне совсем не понравился, странная тетенька рассказывала, как правильно собирать мандарины. Мы зачем-то посмотрели его целиком. А деревья запали в душу, и вдруг сложилась картинка внутри. В мастерской была накручена стопка тарелок, и я за один раз их все расписала. Таким нон-стопом, что к вечеру кружилась голова, трудно было встать, не падая, но надо было дописать, потому что знала: завтра будет совсем по-другому. В серии 6 маленьких тарелочек и большое блюдо, с него все и началось».
У новой серии тарелочек про мандариновое дерево, про львов, охранников дерева, про Древо жизни сразу нашлись поклонники и кто-то написал на стене: «Ох, как мне нравятся эти тарелочки! На ум сразу приходят строчки из стихотворения Лорки про южный ветер, приносящий зерна взглядов, налитых соком зреющих апельсинов…»
Мария живет активной жизнью. Творит сама, учит других. Недавно провела мастер-класс в школе-интернате №23 и заразила мальчишек и девчонок любовью к своему ремеслу.
«Есть такие люди, — пишет на своей страничке Мария, — которые держат мир, хотя, может, сами об этом и не подозревают, не такие эмоционально нестабильные интроверты, как я, а вот такие хорошие, внутренне крепкие, даже не знающие, какой небосвод у них на плечах». Мария Экало и сама именно такой человек. Это сразу понимаешь, когда попадаешь к ней в мастерскую.
Фото Ирины Ларионовой