Культура

Без нафталина и, кажется, по Гоголю

Сцена из спектакля "Liberté, égalité, fraternité. Фото Марии Голубевой
Сцена из спектакля «Liberté, égalité, fraternité. Фото Марии Голубевой

О спектакле Liberté, égalité, fraternité по мотивам «Петербургских повестей Гоголя» в проекте «Читка» Национальной библиотеки Карелии

Николай Васильевич говорит, шутит, наливает и достает кильку в банке. Настоящий, вполне живой и вписанный в современный контекст.

Нет ничего хуже, чем фотографировать актеров. Бегают. Прыгают. Ленточками и веревками крутят. Скачут. Орут. Забираются на стремянку. Падают. Умирают. Воскресают и тяжело дышат. Выходят на поклон, и только тогда понимаешь, что влип. Вновь оказалась втянута в какую-то творческую авантюру, где все засовы сорваны, и ты как дура стоишь перед пространством, где даже кулис нет, но чувствуешь себя все равно в театре. И вспоминается вдруг, что первый и последний раз «Ревизора» Гоголя видела в профессиональном театре. Из воспоминаний — пошловатые смешки со сцены и полное отвращение.

Сейчас же иное — протест от того, что вот он, Николай Васильевич, вышедший из всяких рамок: говорит, шутит, наливает и достает кильку в банке. Настоящий, вполне живой и вписанный в контекст современных тенденций, где читают указы-наказы (напоминает прямую линию одного со всеми), встречают по одежке, не слышат очевидного и убивают тех, кто знает правду. Или не убивают? Просто ленточкой вишневого оттенка прошивают насквозь?

В который раз убеждаюсь, насколько безусловно искусство театра. Ни кулис, ни сцены, три актера — Яна Жемойтелите, Игорь Соловьев, Виктор Федоров. Режиссер — Аркадий Самойлов.

Сцена из спектакля "Liberté, égalité, fraternité. Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
Сцена из спектакля "Liberté, égalité, fraternité. Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой
На спектакле "Liberté, égalité, fraternité. Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой

Зал не полон и не пуст — среди зрителей воспитанники Карельского кадетского корпуса, участники литературной студии «Краткий курс», петрозаводчане. Яркое освещение, усиленное несколькими софитами, два растянутых баннера выполняют роль закулисья. На первом плане в постановке выходит текст, контекст его восприятия и … актерская игра. Я не знаток и не ценитель, но в этот раз мне хотелось отложить камеру и смотреть. Если появится возможность увидеть спектакль еще раз, обязательно это сделаю без камеры и стремления поймать эмоции, движения и фокус.

Спектакль Liberté, égalité, fraternité по мотивам «Петербургских повестей Гоголя» показали  3 марта — во Всемирный День писателя. Премьера состоялась 8 января 2019 года в Национальной библиотеке Карелии. В спектакле, сообщали в анонсе премьеры, мотивы «Шинели», «Носа», «Портрета» интерпретированы как история пагубной страсти маленького человека на фоне николаевской реакции как ответа на французскую революцию.

Так случилось, что во Франции опять революция, так что спектакль воспринимается архисовременно, нет в нем запаха нафталина. Автором сценария стала Яна Жемойтелите, карельская писательница. Новое прочтение Николая Васильевича и переложение его мыслей в контексте современности — новый ход, благодаря которому Гоголя хочется перечитать.

Фото Марии Голубевой