#МолодойТеатрКарелии
В нашем новом проекте мы представляем молодых актеров пяти профессиональных театров республики. Сегодня публикуем беседу с Еленой Димитровой, актрисой Негосударственного авторского театра Ad Liberum.
Очень долго у нас никак не получалось встретиться с Леной. Казалось бы, работаем в одном театре, а поговорить по душам некогда. Долгожданная встреча произошла в фойе Карельской филармонии, а точнее в уютном кафе с красными креслами.
— Лена, наконец мы нашли время для беседы. Ну что ж, начнём, пожалуй, издалека. Ты ведь, насколько я знаю, родилась и выросла в маленьком городке Рубцовск?
— Да, родной мой город действительно очень маленький. В нём всего сто пятьдесят тысяч жителей, сейчас, наверное, ещё меньше, все оттуда бегут. Там в основном остаются одни старики… Но тем не менее в этом городе есть театр, большое красивое здание. Но почему-то театр в нашем городе не популярен. Он там такой, что называется, нафталиновый. Когда я маленькой ходила туда, зацепить меня ничто не могло. Но несмотря на это с самого раннего детства моя жизнь была связана с театром. Первой моей ролью была Мальвина на выпускном в детском саду. И понеслось… В начальной школе была театральная студия, с 5 до 12 лет танцевальная школа, потом я нашла объявление о наборе в группу при театре и пошла туда. В старших классах играла в нашем местном ТЮЗе.
— Какая роль тебе больше всего запомнилась?
— Роль Креонты из пьесы «Любовь к трём апельсинам». Жаль, но мне теперь такие роли не дают… Женщину с характером во мне не видят, а хочется показать себя и в таком амплуа. В жизни я себе не могу позволить быть такой, а вот на сцене очень даже можно.
— Как твои родители отнеслись к тому, что ты пришла однажды и сказала: «Хочу быть артисткой. Буду поступать»?
— Нормально, они не были против. Просто всё к тому и шло. Мама предлагала поступить на языки, хотела, чтобы я работала в туристической отрасли. Но когда я объявила о своём решении, никто спорить не стал, ультиматумов не ставили.
Родителям большое спасибо, что давали свободу самой выбирать, мне потом проще было начать самостоятельную жизнь.
— Но ведь тебе для этого надо было уехать из Рубцовска в Новосибирск. Это же огромный город! Не страшно было?
— Нет, не страшно. Ты знаешь, я никогда таких вещей не боялась. В тринадцать лет, будучи по сути ещё ребёнком, я взяла и одна поехала в Барнаул покупать себе скейтборд. Сейчас удивляюсь, как это мне разрешили! Но на самом деле родителям большое спасибо, что давали свободу самой выбирать, мне потом проще было начать самостоятельную жизнь. Так что в Новосибирск я поехала без страха, легко расставшись со своим городом. И вернуться туда мне никогда не хотелось.
Как сейчас я не вернулась бы в Новосибирск. Там менталитет у людей совсем другой. Петрозаводск мне гораздо ближе, может, потому, что люди доброжелательнее, что ли… Душевнее. В больших городах каждый сам за себя, пытается что-то урвать, мне не комфортно в этом. Даже учитывая то, что у меня в Новосибирске была работа, друзья, я не нашла в нём себе места. Я чувствовала, что никуда не сдвигаюсь. И поняла, что надо рвать и двигаться дальше.
Мне показали фотографию, и я сразу подумала: «Какой красивый парень!». И почему-то решила, что он обязательно должен быть женат.
— Почему твой выбор пал именно на Петрозаводск?
— Так это вообще самая красивая история в моей жизни! В Новосибирске есть кинокомпания «Картина мира». Замечательные ребята, профессионалы своего дела, сильная классная команда. Прежде они занимались только рекламой, но вот решили попробовать снять свой первый фильм. Начали с короткого метра, и подошли к этой работе очень серьезно и ответственно. Был интересный сценарий, пригласили иногородних актеров, которые хорошо говорят на английском языке. И вот одним из этих актеров оказался Никита Анисимов, мой нынешний муж. Мы снимали неделю, это был просто невероятный опыт.
— Получается, что это был служебный роман? Ваши с Никитой экранные персонажи по сюжету картины влюблены друг в друга?
— Не все так просто… Персонаж Никиты приезжает в Новосибирск в предсвадебное путешествие со своей невестой. Невеста вся в подготовке к свадьбе, он же какой-то потерянный. Я встречаю их как гид. Дальше никакой конкретной романтической истории между нами не случается, но что-то между строк, тонкая ниточка влюбленности и понимания друг друга появляется и, пусть дальше она не вырастет ни во что, -она сеет сомнение. Сомнение в том, что рядом с ним нужный человек. Внутри картины ничего в целом не меняется, но мы четко понимаем что после этой встречи все изменится.
— На момент съемок вы были знакомы с Никитой?
— Нет. Мне показали фотографию, и я сразу подумала: «Какой красивый парень!». И почему-то решила, что он обязательно должен быть женат. Потом мне рассказали, что помимо работы в театре у него ещё есть своя музыкальная группа. Я послушала. Но если честно, то от нашей встречи я совершенно ничего не ждала. Рабочие отношения и всё.
— А в какой момент пробежала искра?
— Мы оставались после съемок вечером и обсуждали сцены. Оказалось, у меня хромает произношение, а я и не знала. Никита же очень хорошо говорит на английском. Ну так вот, он поправлял меня в речи, подсказывал что-то. Вот эти вечера всё и решили. Завязалось… А уже после съемок у нас каким то невероятным образом сошлись графики и мы оба приехали в Петербург. Мы неделю гуляли по городу, ну и там уже всё стало ясно.
— Когда Никита предложил тебе переехать в Петрозаводск?
— Он и не предлагал, я поехала не поэтому. После съемок поняла, что то, где я сейчас нахожусь, меня не устраивает. Надо двигать дальше. А многие мои педагоги и друзья говорили, что мне бы следовало попробовать себя в кино, что внешность располагает. Ну и предложения поступали, хотя я специально ничего не искала, мне просто звонили и звали. Реклама, музыкальные клипы, небольшие ролики, но ведь это все не то. Вот я и подумала: «А чего я сижу?». Обстановка в том театре, где я работала, меня не устраивала, да и плюс ко всему в этот момент у меня происходило довольно болезненное расставание с молодым человеком, с которым мы прожили вместе пять лет. И этот факт, и город, и вообще всё мне захотелось поменять, перечеркнуть.
Я стала готовиться, собирать деньги на переезд. Купила себе билет в один конец и поехала в Петербург. Спасибо моим знакомым, которые на первое время меня приютили. Но перед тем, как плотно заняться устройством карьеры, я решила поехать отдохнуть в Карелию. Может быть, встретиться с Никитой. Я не думала, что у нас завяжутся отношения. Я свободная девушка, он тоже не связан никакими узами. В итоге три недели лета я пробыла здесь. Мы съездили на Бесов Нос, гуляли, встречались с художниками, музыкантами, поэтами. И когда наступил момент отъезда обратно в Питер, я поняла, что еду туда исключительно для того, чтобы забрать свои вещи. А ещё через месяц меня приняли в труппу Ад Либерум.
В театре сейчас довольно много интересной работы. О кино, правда, пришлось пока забыть.
— Не скучно в Петрозаводске? Ведь в Новосибирске, не говоря уже про Питер, предложений на порядок больше?
— Нет, в театре сейчас довольно много интересной работы. О кино мне, правда, пришлось пока позабыть. Сначала я думала, что до Питера, Москвы недалеко, что буду ездить на кастинги. А по факту съездила на пробы всего два раза, и то благодаря старым связям. И положительный ответ мне пришёл в самый неподходящий момент…
— В смысле?
— Меня утвердили на роль, когда я узнала, что жду ребенка. Совмещать было невозможно, съемки совпадали с последними месяцами, когда уже нельзя было бы скрыть живот, и плюс довольно много опасных сцен. Сейчас я понимаю, что сделала единственно правильный выбор, но тогда,честно, я колебалась. Главная роль, первый канал. Он уже вышел, этот фильм,- «Вольная грамота» с Таней Бабенковой из Воронежа, теперь много где ее можно увидеть.
— Не жалеешь?
— Нет, я не жалею. У нас замечательная доченька, и она точно получилась симпатичнее этого фильма! Но понимаю, что такой шанс выпадает, может быть, раз в жизни, и я им не воспользовалась.
— Ты, если честно, сумасшедшая мамаша. Через три недели после родов, ты вместе с Аглаей уже репетировала спектакль…
— Да, я, честно говоря, боялась остаться без работы. Начались репетиции нового спектакля, и мне очень хотелось участвовать, хотелось сделать эту роль. И я привязываю ребёнка к себе слингом и так прихожу на читки. Все вокруг играют, кричат, кулаками по столу бьют, а она спит себе. Когда вышли на площадку, все помогали, присматривали по очереди. На самом деле было здорово!
Как можно сказать «стоп», если в репертуаре стоит спектакль или концерт? Нет, так не получится.
— Сейчас уже Аглая не такая маленькая. Не хочешь возобновить поиск работы в кино?
— Хочу. Очень хочу. Просто, я не знаю, откуда правильно зайти. Ломиться везде я точно не хочу, а на стоящие проекты через кастинг-сайты, боюсь, не попасть. И еще… У меня несколько сместились приоритеты. До рождения ребёнка профессия была для меня самым главным в жизни. А сейчас появилось что-то ещё более важное. Семья. И для нее обязательно нужно оставить время.
— Ты часто ругаешь себя? Мол, «я плохая мать, мало времени ребёнку уделяю»…
— Бывает. В последние месяцы у меня было много работы. По три репетиции в день. И, конечно, на ребёнка остаётся минимум времени и сил. Спасибо, что есть бабушка, папа, которые рядом, но отсутствие мамы Аглая очень чувствует. Она стала чаще болеть… Безусловно, меня это очень мучает.
— Вы с Никитой оба актёры. Творческие личности. У каждого свои проекты, программы, репетиции, спектакли. А находите ли вы время для совместного семейного времяпрепровождения? Есть ли такой день или такая дата, когда, несмотря ни на что, вы можете сказать: «Стоп, работа! Сегодня только семья и всё»?
— А как можно сказать «стоп», если в репертуаре стоит спектакль или концерт? Нет, так не получится.
— Что бы ты выбрала: поездку с семьёй к морю или репетиции нового спектакля?
— Ой, на море было бы хорошо… Ну это летом, когда театр в отпуске, тогда можно что-нибудь такое придумать. Во время сезона такого вопроса не встает. А так мы каждое лето ездим к моим родителям, далеко-далеко, за тысячи километров… Пока эти поездки у нас вместо моря. Для них, конечно, освобождаем время, отказываясь от каких-либо подработок летом.
— Какие новые проекты с твоим участием можно будет увидеть в ближайшее время?
— В этом году уже вышел спектакль «Мой милый Дон-Жуан» по произведениям Марины Цветаевой. Для меня очень необычная работа, у меня там совсем нет слов, и в принципе этого образа изначально не было в сценарии, придумывалось все на площадке. Я вот прихожу на репетицию, встаю на маленький черный кубик, Елена Сапегина и Наталья Антипина начинают читать стихотворения Цветаевой, и я просто живу, существую в данном пространстве, олицетворяя поэта, ее душу. Потом что-то закрепили, нарастили, появились ткани с потолка, Олег Вилодович Щукарев поставил танцы. Теперь это один из двух моих любимых спектаклей у нас в театре, он и «Пир во время чумы».
Ещё я сейчас участвую в репетициях спектакля Леры Ломакиной. Тоже интересный проект, в котором заняты артисты из разных театров города. Весело, ново, по-другому. Посмотрим, что получится. В марте должен состояться премьерный показ, рабочее название «Поэты. Про это».
И ещё мне посчастливилось поработать в этом сезоне и с Национальным театром, в спектакле «Экзамен Dance». А летом мы вместе с доченькой снялись в фильме «Петька», съемки которого проходили у нас в Карелии.
— Значит, ты довольна тем, как складывается твой творческий путь?
— В целом да, но всё больше и больше начинаю задумываться о том, чтобы снова возобновить работу в кино, нужно бы обновить портфолио, выложить информацию о себе на сайтах кастингов.
— Если бы тебе одновременно предложили главную роль в кино и главную роль в театре. В пользу чего был бы твой выбор?
— Я бы сто раз взвесила и в зависимости от сценария, режиссера, роли, ну и оплаты тоже, и решила бы. Но если теоретически взять равнозначные проекты, мне кажется, я бы выбрала кино.
Хочется сделать что-то стоящее, и чтобы оно оказалось нужным для других людей. Ну и поставить ребенка на ноги…
— Ясно. А теперь вопрос о мечте…
— Я так и знала, что ты об этом спросишь! Какой-то красивой и чудесной нет. Хочется сделать что-то стоящее, и чтобы оно оказалось нужным для других людей. Ну и поставить ребенка на ноги…
— Теперь мини блиц. Вопрос-ответ. Для тебя счастье это…
— Полнота жизни, полнота ощущений.
— Ты умеешь ненавидеть?
— О, да.
— Ты злопамятный человек? И за что ты никогда не простишь человека?
— Обиду долго простить не могу, когда меня отвергают или стараются подавить, унизить. Ну и не прощу сознательное предательство.
— Твоё последнее открытие?
— Кира Муратова. Я как-то все время обходила этого режиссера стороной. Но вот недавно открыла для себя ее работы – меня захватило. Насколько выпукло и крупно работают актёры… Я смотрю и понимаю, что я бы так, наверное, не смогла. Хочу научиться.
— Ты доверчивый человек?
— Нет. В секту меня бы не затянули. Всегда оставляю место для сомнений.
— Фирменное кулинарное блюдо?
— Даже не знаю. Недавно начала увлекаться выпечкой. Хотелось бы, чтобы, когда к нам придут гости, я бы поставила на стол пирог собственного приготовления, чтобы он получился и всем понравился!
— Знаковые фигуры в твоей жизни?
— Ну, это люди, которые помогли мне поменять направление, когда я заходила, как мне казалось, в тупик. Мой педагог по философии Василий Иванович Кузин, у меня тогда были проблемы в репетициях дипломного спектакля, не получалось работать с режиссером, сняли с роли, и разговоры с ним помогли мне принять эту ситуацию и продолжить верить в себя как в актрису. И еще один знаковый человек — Александрова Надежда Александровна, долгое время она работала на сцене театра «Глобус», потом ушла и стала психологом. На момент встречи с ней я была в ужасном состоянии, после расставания долго болела, я была разрушена, дезориентирована, казалось, что я не выберусь из всего этого, что я просто умираю. И так получилось, что я стала приходить к ней. Мы беседовали, и она показала мне другой взгляд на жизнь. Взгляд, когда нужно отдавать. Не пытаться все время только потреблять и обижаться на то, что тебе не дали, чего ожидал. А ты идёшь и интересуешься людьми. Их жизнью, их интересами, проблемами. Концентрировать внимание на лучшем в человеке, и этим помогать и ему, и всем окружающим, и конечно, в себе самом опираться на лучшее. Я научилась любить себя, поняла, что я хочу, что мне нравиться. Я поставила себе определенные цели. И именно в том году я уехала из Новосибирска.
— И последний вопрос. Время года?
— Самая ранняя весна. Когда ручьи. Скоро начнется.