Петрозаводск – это мы
Выбор собеседника пал на Екатерину Рычкову не случайно. Коренная петрозаводчанка, шесть лет назад она неожиданно уехала в Москву, чем тогда поразила знакомых и друзей, ведь ее жизнь на тот момент со стороны казалась вполне устроенной. Интересная работа в Музее изобразительных искусств Карелии, успешные проекты, гранты, выставки. Резкий отъезд и… столь же неожиданное возвращение в минувшем сентябре в Петрозаводск.
Эти шесть лет были непростыми: работа, семья, город – всё поменялось. Теперь Екатерина работает в музее-заповеднике «Кижи» в должности ученого секретаря. Мы решили поговорить о том, как Екатерина ощущает родной Петрозаводск сегодня.
— Екатерина, вы уехали в Москву в полном расцвете сил. Почему и скучали ли вы там по Петрозаводску?
— В Петрозаводске я с огромным удовольствием проработала 15 лет в Музее изобразительных искусств Карелии. Но в какой-то момент поняла, что буквально уткнулась головой в потолок. Стали жизненно необходимы принципиально другие проекты, поиск себя в новых сферах. К тому же финансовое положение было таким удручающим, что стало понятно – или я решаюсь на радикальный шаг, или остаюсь в этом тупике навсегда.
Тогда, в 2012 году, я поступила в Московскую высшую школу социально-экономических наук и целый год училась по программе Манчестерского университета, которая помогла мне структурировать мысли и открыла новое дыхание. По правде сказать, в первое время о Петрозаводске совсем не было времени думать. Учеба шла прекрасно, но в остальном всё было непросто: ни денег, ни жилья, съемный угол в коммуналке, мелкие подработки, и метания в поисках самой себя. Первый год был самым тяжелым.
Потом я начала работать в Музее декоративного искусства – музее своей мечты, где в постоянной экспозиции представлены великолепные образцы русского стиля, майолика Врубеля, искусство ампира и классицизма, агитационный фарфор и многое другое. Такое количество шедевров и сама атмосфера музея пьянили, заставляли делать проекты, которые невозможны были бы в Карелии в силу своего масштаба.
С коллегами мы подготовили несколько выставок, международные конференции, ряд изданий. За это время я не только обучилась в Шанинке, но и окончила очную аспирантуру РГГУ по специальности «Музееведние».
Однако рядом с профессией всегда была личная жизнь. За шесть лет мой сын Савва так и не смог привыкнуть к московской жизни и от тоски в прямом смысле начал болеть. Тогда передо мной снова встал выбор – сохранить идеальное место работы в центре Москвы или вернуться в Карелию, подумав о здоровье ребенка. Долгие обсуждения, горькие слезы и несколько месяцев определили дальнейшее развитие событий.
— Каким вы видели наш город, когда приезжали? Не секрет, что глаз замыливается, и мы, живущие здесь, часто не видим, не замечаем или не хотим замечать, что происходит с городом…
— Спустя несколько лет приезжать в Петрозаводск стало очень тяжело, любимый город заметно обветшал, стали бросаться в глаза те неприглядные стороны, на которые раньше не обращала внимания – заброшенные здания в самом центре города, проблемы с транспортом, низкое качество услуг. Всё это теперь дается городу с большим трудом, жалко до слез. Единственное, что оставалось прежним, – приветливость, дружелюбие людей, готовность всегда помочь.
— В Петрозаводске культурная жизнь на виду, город небольшой. Можно много что посмотреть. А в Москве часто ли вам приходилось бывать на выставках, участвовать в значимых культурных событиях?
— Конечно, в Москве удалось побывать на очень значимых и красивых мероприятиях, выставках, встретиться с потрясающими людьми. Неожиданно понимаешь, что никаких препятствий для твоих идей нет – есть только собственное желание или нежелание что-то создавать. Если есть хороший проект, то даже самые занятые и знаменитые люди могут стать твоими союзниками.
Так мы познакомились с Александром Васильевым – большим умницей, который стал участником проекта «Кружево напоказ», посвященного истории кружева в России. Подружились с Людмилой Норсоян, Александрой Калошиной, Натальей Леваковой, которые помогли реализовать проект «Изобретая моду», посвященный инновационному текстилю, и со многими неординарными и поистине уникальными людьми.
В самом музее прекрасная команда профессионалов, которые проводят множество интересных встреч, выставок, событий. Эти годы наполнили меня огромным энтузиазмом и уверенностью в том, что любой человек может свернуть горы.
Но отношения между людьми все равно оказались несколько иными, чем здесь. Москва – город бизнеса и никто не станет уточнять, почему у тебя вдруг возникли проблемы. Ты должен их решить сам и гордо двинуться вперед, иначе никак. В Петрозаводске этого дикого напряжения нет, тебя принимают «как есть», ощущаешь себя частью большой семьи, многие люди знакомы с детства и поэтому неосязаемая общность, родственность всегда присутствуют даже между незнакомыми.
— Чем вам дорог Петрозаводск? Чего не хватало в Москве?
— Долгое время я не могла понять, что со мной не так. Появились отличная работа, новая семья, друзья – дух захватывало, но что-то раздражало. А потом я услышала, что человеку для ощущения гармонии требуется хотя бы раз в день видеть линию горизонта. Просто линию, соединяющую небо и землю. Так просто. И я поняла, что в Москве, где высотные здания застилают горизонт, а до ближайшего озера нужно ехать час на машине, мне дико не хватает природы, элементарного свежего воздуха, этих наших суровых северных пейзажей. Жизнь вне природы оказалась невозможной. Ведь я фактически выросла на природе. Родители постоянно водили нас с сестрой в лес, в парки, мы любили ходить на лыжах, в походы, лето всегда проводили на озере. И поэтому в прошлом году, когда я решила вернуться, то сразу выбрала квартиру с видом на Онежское озеро.
Екатерина вспоминает, как активно, еще в школе, занималась легкой атлетикой, в шесть утра и в пять вечера ежедневно ходила на тренировки, а уже в 13 лет стала чемпионкой Карелии по прыжкам в высоту. Кто знает, какое спортивное будущее ждало юную прыгунью. Но в один прекрасный день неожиданно случилось то, что страшно расстроило тренера Екатерины и полностью изменило ее жизнь.
— Однажды моя одноклассница, посещавшая художественную школу, — продолжает Екатерина, — рассказывала о занятиях и вдруг обмолвилась о том, что тени у деревьев могут быть фиолетовыми, а яблоко можно написать, используя штриховку разного цвета. Я тут же поняла, что большой спорт не для меня и пошла поступать в Детскую художественную школу, немало не смущаясь того, что в 14 лет художку уже обычно оканчивают.
На экзамен представила композицию по любимому тогда Кортасару, чем немало изумила преподавателей. Моими учителями стали Наталья Борисовна Баженова, Ольга Никитична Юнтунен, Евгений Семенович Калинин. Кстати, тогда один из пленэров был на Кижах.
Потом, в 17 лет, я чуть было не уехала в Палех учиться лаковой миниатюре. Уже купила чемодан, но из газет узнала, что в нашем колледже культуры открывается отделение декоративно-прикладного искусства. И осталась изучать художественный текстиль. У истоков создания этого отделения стояла Галина Сергеевна Щербакова – энтузиаст и прекрасный специалист своего дела. А главным наставником для меня стал Аркадий Иванович Морозов, учитель рисунка (известный карельский художник. – Ред.), который позже стал моим мужем. Мы прожили вместе 18 лет. Со мной рядом был человек, которому я очень благодарна за все уроки, он всегда удивлял и поражал и до сих пор влияет на умы молодых художников.
В итоге за три года я выучилась рисунку, живописи, моделированию одежды, практически всем видам вышивки, ткачества, крашения. Я получила отличную базу знаний и практических навыков, которые помогают мне всю жизнь. Блестящий курс истории искусств, который читала Елена Голубкова, позволил мне поступить в Академию художеств имени И.Е. Репина на искусствоведческий факультет в Санкт-Петербурге.
— Екатерина, вернемся к вашим впечатлениям, связанным с отъездом в Москву. Вы работали в солидном московском музее федерального масштаба. Каким показался вам наш карельский музей издалека?
— Наш Музей изобразительных искусств Карелии был для меня домом. Я пришла туда, когда там работали настоящие корифеи, люди, которые стояли у истоков создания музея в 1960-е годы — Серафима Константиновна Полякова, Людмила Васильевна Соловьева, Владимир Георгиевич Платонов. Они стали не только моими учителями, но и на всю жизнь эталоном музейного работника. За много лет музейной жизни менялись поколения сотрудников, направления музейной жизни, но до сих пор самыми яркими остаются первые дни в музее. Мне было 22 года, и вся жизнь была еще впереди.
Расстояние дало возможность оценить по достоинству энтузиазм музейного коллектива, который создает невероятные проекты практически без финансирования, тем самым совершая настоящие подвиги! Директор Наталья Ивановна Вавилова – невероятно талантливый человек, яркий лидер музейной деятельности России.
Вспоминаются, конечно, художники, с каждым из которых связано множество историй – и трогательных, и трагических. До сих пор с нежностью вспоминаю, как Георгий Адамович Стронк, уже в очень почтенном возрасте, на новый год первым поздравлял музейных барышень бутылочкой шампанского и клюквой в сахаре, а Борис Николаевич Поморцев лихо отплясывал на музейных праздниках. Множество историй связано с подготовкой выставок, посещением мастерских – это целая жизнь!
— Сейчас вы работаете в Музее-заповеднике «Кижи». Есть у вас планы и мечты, связанные с новой работой?
— Моя новая работа позволяет вернуться к научным исследованиям в области народного и декоративно-прикладного искусства. Пришло время написать о тех людях и предприятиях, которые составляют славу карельских художественных промыслов. Я уже начала работу с архивами фабрики «Заонежская вышивка» и комбината «Карельские сувениры», может получиться несколько интересных проектов.
Планов у Екатерины громадье. Вернувшись в Петрозаводск, она радуется тому, что сын Савва счастлив, неожиданно для всех стал заниматься фортепиано. К нему вернулись увлечения, друзья, дом полон гостей и радости. А сама Екатерина наконец-то наслаждается панорамой Онежского озера – линией горизонта, просторами северного пейзажа. Ей нравится эта вдохновляющая тишина. Что еще нужно для внутренней гармонии?
Фото из личного архива Екатерины Рычковой