#МолодойТеатрКарелии
В нашем проекте мы представляем молодых актеров пяти профессиональных театров республики.
«Это мой первый театр. Я приехал под конец сезона, Кирилл Симонов ставил «Анну Каренину». Сразу стал репетировать».
Александр Шутов – артист балета Музыкального театра Карелии. Родился в Перми, одном из балетных центров России, там же окончил прославленное хореографическое училище и приехал в Петрозаводск. Танцует здесь пятый сезон. Начинал в кордебалете, сейчас в репертуаре артиста партии Натанаэля в «Коппелии», несколько партий, в том числе заглавная, в «Щелкунчике», Ганс в «Жизели», «трио на сцене театра» в «Анне Карениной» и другие работы.
– Профессию будущим артистам балета нередко выбирают мамы или бабушки – отводят в училище. Как было в вашем случае?
– С пяти лет я занимался танцами. Когда мне было лет десять, педагоги посоветовали сходить на просмотр в училище, сказали, что есть данные для балета. Меня взяли, и получилось, что я из третьего класса общеобразовательной школы «прыгнул» сразу в пятый.
По специальности я учился у Владимира Николаевича Толстухина – я и хотел к нему попасть. В Перми большой театр оперы и балета, и учениками мы участвовали в спектаклях театра: «Коппелии», «Спящей красавице» (были там мальчиками-с-пальчик). Главный балетмейстер театра Алексей Мирошниченко поставил совместно с училищем спектакль «Голубая птица», он шел на сцене театра. На выпускном экзамене я танцевал мазурку из «Ивана Сусанина» и другие танцы.
После окончания училища были варианты поехать в Красноярск и Петрозаводск. Из Карелии приехал педагог-репетитор Вадим Аркадьевич Харитонов, кстати, тоже выпускник Толстухина, рассказывал нам о театре. Так что мы приехали сюда: тогда нас было трое, но сейчас здесь остался я один.
Мне важно, чтобы в голове сложилась история: что происходит с моим героем в данный момент, что он чувствует, как относится к другим персонажам.
– Каким было ваше первое впечатление от Петрозаводска, от театра?
– Первое впечатление от Петрозаводска – непривычно. Город намного меньше Перми, Пермь – миллионник, там жизнь активнее, все бежит, развлечений намного больше. Здесь тихо… Но потом привык. А от театра? Это мой первый театр, мне не с чем сравнивать. Я приехал под конец сезона, Кирилл Симонов ставил «Анну Каренину». Сразу стал репетировать. После отпуска, осенью, я уже танцевал отдельную партию – трио. Было непросто: все же сольная партия, непривычные поддержки…
Со временем я стал лучше понимать эту пластику. Хореография Симонова – это неоклассика, не чистая классика, но и не модерн. Для меня она оказалась «золотой серединой», тем, что мне больше всего по душе и что лучше всего получается.
– Как происходит работа над новым спектаклем?
– Сначала мы учим порядок движений. Балетмейстер нам все показывает, рассказывает содержание. Учим чаще всего долго, недели две-три. Случается, что Кирилл Алексеевич сердится, ему хочется, чтобы это происходило быстрее. А потом уже начинается работа над образом. У всех это бывает по-разному. Мне важно, чтобы в голове сложилась история: что происходит с моим героем в данный момент, что он чувствует, как относится к другим персонажам. Тогда уже можно показать на сцене нужные эмоции.
Я человек закрытый, может быть, поэтому мне легче показывать отрицательные эмоции. Например, Ганс в «Жизели» – скорее отрицательный персонаж: он любит девушку, которая любит другого, ревнует, хочет отомстить счастливому сопернику. Но пока у меня мало таких партий.
– Какая роль для вас самая сложная?
– Натанаэль в «Коппелии», моем первом полноценном сольном спектакле. В этом герое есть и положительное, и отрицательное. Премьера состоялась в конце прошлого сезона, тогда я танцевал в группе друзей Натанаэля и Клары, так что знал спектакль. Это мне помогло, когда начал репетировать главную партию. Исполнил ее осенью. Эта роль была самой сложной из всех, что я танцевал до сих пор: и по объему, и по технике, и по образу. Я ходил на репетиции к первому исполнителю партии, Сергею Беломысову, что-то взял от него, но и свое где-то добавил. Хотя не все, что хотел сделать, получилось в первом спектакле… Юка мне очень помогала в работе над этой партией – и технически, и эмоционально. (Юка Идзуми – солистка балета и жена Александра, в «Коппелии» исполняет партии Коппелии и Клары. — Ю.Г.) И, конечно, Алексей Зарицкий, он наш основной педагог-репетитор в театре.
– Вам с Юкой легко работать?
– Очень легко. Мы много обсуждаем дома, что получилось, что нет на репетиции или в спектакле, чтобы на следующий день уже не повторять ошибок, а работать дальше. Если я себя критикую, то она себя втройне, иногда даже слишком, она очень критически к себе относится.
Я всегда знаю, что получилось из того, что хотел и что должно быть, что нет. Даже если зритель не видит – я-то знаю, что именно было не так.
– Вы вообще самокритичный человек?
– Я всегда знаю, что получилось из того, что хотел и что должно быть, что нет. Даже если зритель не видит – я-то знаю, что именно было не так.
– А свои сильные качества можете назвать?
– Думаю, что ответственность… и уважение к другим артистам.
– Что бы вам хотелось станцевать?
– Я предпочитаю современную хореографию, спектакли Кирилла Алексеевича. Адажио из его «Ромео и Джульетты» мы с Юкой уже исполнили в концерте.
– Как вы проводите свободное время? Если оно, конечно, у вас бывает…
– Бывает, хотя я занят во многих спектаклях. В выходной день мы с Юкой любим выехать за город. Жаль, что это возможно только весной или осенью. Но случается, что не хочется никуда идти, лучше просто остаться дома. Музыку слушаю самую разную, классика почти на первом месте. Больше всего люблю бывать на природе, лето обычно провожу на даче у родителей.
– Они к вам приезжали? Расскажите о них немного.
– Да, приезжали: и в первый год моей работы, и на свадьбу этой осенью. Папа работает на заводе, мама – секретарем в Пермской Сельскохозяйственной академии. Там же учится младшая сестра. К искусству никто отношения не имеет, но к моему выбору профессии отнеслись нормально, можно сказать, что одобрили.
– У вас самого никогда не возникало сомнения в верном выборе?
– Нет, хотя я знаю, что бывали случаи, когда человек оканчивал хореографическое училище, но по специальности потом не работал. Я чувствую себя на своем месте, делаю то, что умею и люблю.
– Вообще-то это называется счастьем…
– Ну… да.
И Саша наконец улыбнулся.