В Петрозаводске открылся XV Международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Карелии»
Природа пока не торопится приблизить к нам сезон белых ночей, но международный музыкальный фестиваль, ставший его символом, уже заявил о себе. 27 марта в Большом зале Петрозаводской консерватории состоялся сольный концерт виолончелиста Марка Дробинского, которого хорошо знают и любят у нас. Он не раз бывал с гастролями в нашем городе, щедро раскрывая свой незаурядный исполнительский дар.
Дробинский – первый из когорты учеников величайшего виолончелиста мира Мстислава Ростроповича. Неоспоримым, многократно подтвержденным качеством Ростроповича было умение распознать в юном музыканте грядущие возможности, предвидеть и развить заложенное природой. Плоды этого качества мы наблюдаем в современном виолончельном исполнительстве. Ростропович стал родоначальником ветвистого древа прекрасных исполнителей, продолжающих традиции русской виолончельной школы. Подтверждением тому служит и проходящий в эти дни в Москве многолетний фестиваль-посвящение Маэстро, созданный и проводимый дочерью Ростроповича Ольгой.
Дробинский начинал обучаться музыке в Баку, кстати, родном городе и Ростроповича, но в ученики к нему попал уже в Москве, где прошел общеконсерваторский и аспирантский этапы. В 1969 году стал лауреатом первой премии Международного конкурса камерной музыки в Мюнхене. Несколько лет преподавал в Институте имени Гнесиных (ныне Академия), а в 1974 году уехал за рубеж. Живет в основном в Париже, где в определенной мере испытал влияние французской виолончельной школы. Последующая исполнительская деятельность настолько расширила географические горизонты выступлений музыканта, что сам он назвал себя «бродячим виолончелистом с русской душой».
Перечислять все особенности и достоинства исполнительской манеры Дробинского – дело неблагодарное и вряд ли необходимое, музыканта надо слушать, и тогда все становится абсолютно ясно, тем более что в исполнительских оценках его награждают множеством эпитетов, а для любого слушателя важно получить и собственное впечатление. Разброс мнений свидетельствует лишь о том, что этот музыкант может всё в зависимости от характера и авторского замысла исполняемого произведения, при этом привносит в трактовку и свое понимание.
Программа нашего концерта состояла преимущественно из музыки лирической, в значительной мере – с аурой светлой, ласковой грусти. Это прежде всего касается «Сонаты Аrpeggione» Франца Шуберта и опусов Сергея Рахманинова – «Вокализа» и «Элегии», тончайше исполненных со всем богатством выразительных нюансов лирической образности.
Следует иметь в виду и еще одну немаловажную деталь: виолончели, изготовленные разными мастерами, весьма разнятся по качеству и возможностям звучания. Каждый исполнитель выбирает себе инструмент по сердцу как возлюбленную. Дробинский играет на виолончели итальянца Карло Антонио Тесторе 1748 года. Специалисты отмечают, что его инструменты отличаются особой мягкостью и пленительностью звука, что слушатели не могли не почувствовать в данной программе.
Закрепившемуся за сонатой названию история музыки обязана австрийскому мастеру Иоганну Штауферу, сконструировавшему в 1823 году арпеджионе. Новый инструмент представлял собой соединение признаков и исполнительских штрихов виолончели и гитары, и давал возможность использовать приемы игры того и другого инструментов. От гитары к нему перешли шесть струн, интимная камерность звучания и порой щипковый способ звукоизвлечения, от виолончели – форма, габариты, кантиленность и, конечно, динамические возможности. Шуберт был одним из первых, кто создал для нового инструмента свою сонату. Но в музыкальной практике после недолгого успеха инструментальной новинки она была забыта, а соната зазвучала на виолончели, став исторической памятью этого момента. Любопытно, что других сочинений специально для виолончели у Шуберта нет.
Образный мир, мелодизм сонаты чрезвычайно близок главному открытию шубертовского мышления – песенности. Задушевность, которой наполнена вся его музыка, и делает ее столь близкой каждому слушателю.
Безграничные выразительные возможности виолончели позволяют исполнять на ней и произведения, первоначально не предназначенные авторами для нее, в частности, вокальные. Недаром ее называют царицей инструментов. Виолончелисты пользуются переложениями очень часто. К таковым относятся и рахманиновский «Вокализ», и «Испанская народная сюита» Мануэля де Фальи.
Де Фалья оказался, пожалуй, главной фигурой испанского музыкального возрождения рубежа XIX — XX веков. Все его произведения от вокальных и инструментальных миниатюр до симфонических и оперных партитур напитаны фольклорными истоками и отличаются необыкновенным богатством интонационно-гармонических и ритмических находок, рождающих неповторимый колорит звуковых красок.
Особенности национального стиля канте хондо (глубокое пение) с потрясающей эмоциональной силой переданы в разных по характеру песнях сюиты. И в виолончельной транскрипции, исполненной Марком Дробинским, они в еще большей степени приобретают колдовскую силу.
Благодарные возгласы «Браво!»не раз раздавались после исполнения. И, безусловно, относились они также к партнеру Дробинского по ансамблю — пианистке Людмиле Пищик. Выступать в дуэте с Дробинским, как со всяким выдающимся музыкантом, не только честь, но и задача не из простых, особенно когда, как перед этим концертом, музыканты встречаются всего в одной репетиции. Но огромный исполнительский опыт, к тому же встреча с виолончелистом не первая, помогают выступить с достоинством, мастерство срабатывает безотказно. А первая творческая встреча с Дробинским произошла в 2001 году на фестивале искусств в Костомукше, где она стала партнером Дробинского в камерном концерте. После этого в каждом приезде в Петрозаводск он выступал именно с ней. С Людмилой Пищик перед нынешним приездом в Петрозаводск Марк Дробинский гастролировал в Шанхае.
Пищик регулярно появляется на концертных площадках города как участник камерно-ансамблевых вечеров. Послужной список пианистки красноречиво свидетельствует о масштабах ее работы не только с карельскими музыкантами, но и с зарубежными гостями. Всех назвать трудно, ибо их много, но хотя бы главных вспомнить нужно, начиная с подруги Людмилы по Одесской консерватории – скрипачки Доры Шварцберг, впервые приехавшей в Карелию в 1991 году. А в 1992-м Дора, преподающая в Высшей школе музыки и исполнительского искусства в Вене, привезла в Петрозаводск на организованный Виктором Гориным в музыкальном колледже имени К. Раутио фестиваль «Музыка – Юность – Надежды» группу своих замечательных учеников. Многие из этой группы юных дарований запомнились нам, но, пожалуй, больше всех скрипачка из Канады Люси Холл. Однако, безоговорочно понравились и все другие, каждый из которых радовал своей индивидуальностью. Вспоминаются и Офер Фальк (Израиль), и Хаоксинг Льянг (Китай).
Очень подружилась Людмила Пищик с хорватом Анжелкой Крпаном и затем даже совершила с ним концертную поездку в Норильск, где начиналось ее школьное музыкальное образование.
С первых фестивальных лет Костомукшских фестивалей (тоже идея и художественное руководство Горина) в нашу музыкальную орбиту вошли блестящий кларнетист Игорь Федоров и тогда еще совсем мальчик, часто приезжавший к нам и профессионально растущий на наших глазах Сережа Антонов. Феноменальный итог этого виолончелиста – золотая медаль конкурса П.И. Чайковского и востребованность во всем мире.
Конечно же, Людмила Пищик постоянно выходит на концертные площадки города в камерных вечерах с молодыми исполнителями, радуя слушателей интересными программами.
Жизнь и творчество продолжается, будут новые концерты и новые встречи. А пока нас ждут следующие запланированные события Пятнадцатого фестиваля «Белые ночи Карелии».