День джаза в Петрозаводской консерватории посвятили 120-летию Дюка Эллингтона и 50-летию памяти Вернона Дюка (Владимира Дукельского).
День джаза появился на календаре ЮНЕСКО не так давно – 30 апреля 2012 года. Он собирает полные концертные площадки и тысячи слушателей не только на родине джаза, но и на других континентах. В России день джаза приобрёл особый колорит, вместив не только виртуозно-импровизационные концерты, но и иные, тщательно подготовленные мероприятия научно-академического толка.
Петрозаводская консерватория отмечает этот праздник во второй раз. Премьерный джазовый день по разным причинам прошёл довольно скромно. Надежды на увеличение масштабов праздника сбылись в этом году.
Второй День джаза в Петрозаводской консерватории, посвященный 120-летию Дюка Эллингтона и 50-летию памяти Вернона Дюка (Владимира Дукельского), начался в научной библиотеке консерватории. Здесь была подготовлена выставка изданий с презентацией, посвящённых истории джазовой музыки, собравшимся раздали библиографические справочники о джазе.
Впервые прозвучал позывной дня джаза, специально сочиненный студентом второго курса Яковом Филиным.
Научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Академическая – Эстрадная – Джазовая музыка в исторических ландшафтах» меньше всего была похожа на снотворные конференции с долгими и неясными любителям музыки обсуждениями. Участниками конференции стали студенты, знающие джаз не только в теории, но и на практике, которые учатся по направлениям подготовки «Музыкальное искусство эстрады», «Музыкально-инструментальное искусство». Прозвучали плодотворные идеи для последующих дней джаза.
В контрапункте с осмыслением творчества джазовых исполнителей и композиторов проходила ещё одна исследовательская линия – неизученная история эстрадной и джазовой музыки русского зарубежья. С приветствиями и напутствиями перед конференцией выступили педагоги консерватории и Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутио. К слову, напутствия к этому дню стали своеобразным символом преемственности джазовой традиции, ведь джаз в Карелии имеет богатую историю.
Центральным событием стал концерт «День джаза в консерватории». После небольшой преамбулы студентки Наталии Поповой о музыкантах, памяти которых посвящён концерт, слушателей магически ввергла в джазовое путешествие аудиозапись голоса Вернона Дюка из архива радио «Свобода».
Концертный день джаза в консерватории отличался не только большим разнообразием исполнительских составов, но и разнообразием джазовых стилей, имён, городов. Символично, что первой в программе звучала одна из самых знаменитых композиций Вернона Дюка April in Paris в исполнении наибольшего по числу исполнителей ансамбля эстрадного отделения под управлением Геннадия Егорова. Сочинения второго из концертного посвящения композитора – Дюка Эллингтона, стали украшением репертуаров почти всех участников концерта.
Контрастная драматургия концерта – сочетание фьюжн-джазовых и блюзовых композиций — выгодно оттенила достойное исполнение ансамблем Якова Филина (гитара) и Тунг Дао Тханга (фортепиано) In a Sentimental Mood Дюка Эллингтона и Dream Gypsy Билла Эванса.
Жемчужиной концерта стал квартет a’capella Ladies in Jazz, исполнивший разнохарактерные композиции Боба Тиэла, Джорджа Вая, Дюка Эллингтона, Лучо Бермудеса. И здесь не обошлось без уникальных нюансов: знаменитая песня What a Wonderful World прозвучала в аранжировке одной из участниц квартета – Анастасии Карловой.
Квартет саксофонистов «Феникс-квартет», учеников доцента Алексея Талицкого, продемонстрировал публике звучание в джазе 1950-х годов разных жанров: баллады и вальса из «Джазовой сюиты» испанского композитора и саксофониста Педро Итурральде и аранжировку марша American Patrol американского кинокомпозитора Билла Холькомба.
Если бы был приз зрительских симпатий, вероятно, он достался бы коллективу Jazz Lab – без преувеличения мастерам импровизации, джазовым модернистам, в чей репертуар, помимо Take the “A” Train Дюка Эллингтона, входили в основном произведения выдающихся и поныне живущих музыкантов и композиторов: Джошуа Редмана, Майка Стерна, коллектива Kung Fu Kongress, Ричи Коула.
В завершение консерваторского джазового дня состоялось ещё одно традиционное для истинных джазистов событие – джем-сейшн «Друзья по джазу». Помимо участников концерта на сцене с импровизациями выступили Пётр Шафоростов, Павел Полузанов и Александр Соловьев.
Организатором праздника джаза в консерватории стала доцент кафедры истории музыки Петрозаводской консерватории, кандидат искусствоведения Антонина Максимова. Именно благодаря её усилиям день джаза приобрёл размах и уникальность. Надеемся, следующие дни джаза в консерватории будут набирать всё новые обороты – больше стилей, имён и композиций, исполнителей, и, конечно же, публики.