Фандрайзинг — это не про деньги. Это образ жизни, стиль мышления, общие ценности и взаимовыгодные отношения.
Вопрос привлечения внебюджетных источников финансирования для организаций культуры сегодня является сверхактуальным. Сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Козловская посетила XI международную конференцию «Белые ночи фандрайзинга 2019» в Самаре.
Фандрайзинг — это образ жизни
За 4 дня конференцию посетили 367 фандрайзеров, благотворителей, руководителей и экспертов, было проведено более 70 сессий, а 60% участников были на конференции впервые! Белые ночи фандрайзинга — это главное событие года для специалистов по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты.
Темой этого года стал «Устойчивый фандрайзинг». Главная мысль, с которой согласились все участники конференции, – фандрайзинг это не про деньги. Фандрайзинг – это образ жизни, стиль мышления, общие ценности и взаимовыгодные отношения.
Эко-концепция
Порадовала организация этого масштабного события с использованием эко-концепции. Участникам предложили:
- Скачать приложение на телефон, чтобы не использовать бумажную программу. При появлении ненужных бумажных материалов сдавать их в специальный бокс.
- Получить раздаточный материал в эко-авоське, а не в пластиковом пакете.
- Сдавать пластиковые бутылки и крышки в переработку в специальный контейнер или наполнять свои личные бутылки в кулере.
- Посадить деревья в знак того, что выбросы самолета, на котором прибыли участники, наносят вред среде.
- Выбрать питание в пользу овощей и фруктов, а не мяса, так как на его производство уходит слишком много ресурсов земли.
В результате по итогам конференции собрали и переработали 45 кг макулатуры, 500 бутылок, 450 крышечек. Становится очевидным, что многие инструменты устойчивого развития реально просто внедрить в жизнь и радостно, когда большие мероприятия задают такой тон.
О чем говорили
Сегодня мы живем в VUCA мире! Это акроним из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). То, что было раньше. — это SPOD-мир. SPOD – steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой) и definite (определенный).
В таком «вука» мире все больше людей выгорает на работе. Всемирная организация здравоохранения с 2022 года вводит профессиональное выгорание в официальный список заболеваний, а в Канаде уже начали выдавать рецепты на поход в музей.
В современном мире люди погружены в тотальную многозадачность, ранее не виданную другими поколениями из-за отсутствия интернета и мессенджеров.
Все больше речь идет о балансе работы и отдыха. Если человек не заботится о себе, в итоге он не сможет ничего дать миру — у него не будет ресурсности! Эксперты предлагали выполнить тесты и заполнить чек-листы по вопросам истощения на работе. Работая в бешеном ритме, важно поддерживать эмоциональную гигиену и восполнять энергию.
Тренды и перспективные направления
Эндаументы, рекурренты, инитное пожертвование, pro bono, корпоративный фандрайзинг или волонтерство, кобрендинг, CRM системы и многое другое сегодня в повестке дня фандрайзера в социальной и культурной сфере. Замечено, что бизнес развивается быстрее, но другим участникам рынка необходимо не отставать и быть в тренде текущих изменений. Некоторые тренды, которые сегодня актуальны:
- Вокруг нас многоканальная щедрость, потому что когда у людей есть потребность делиться они становятся здоровее и счастливее.
- Становится меньше доноров, но возрастают суммы. То же характерно для грантов, идет тотальная консолидация ресурсов и возникают matching программы между компаниями и фондами.
- В США люди на 80% больше жертвуют, если кто-то удваивает каждый внесенный доллар.
- Мир сегодня data driven, поэтому нельзя оценивать работу эмоциями, важны данные, цифры и социальный эффект.
- Чат-боты — будущее донорства в части пожертвований. Скоро с нами будет общаться исключительно искусственный интеллект и побуждать жертвовать на основе изучения нашего поведения в сети и персонализации предложения.
- Рост платформ-шлюзов по сбору средств и удобству для клиента.
Несмотря на то что на регулярной основе жертвуют деньги только 2,5% россиян, и эти средства преимущественно вкладываются в программы, которые помогают больным детям и сиротам, эксперты предполагают, что не за горами кризис благотворительности, поэтому важно сегодня выстраивать стратегии устойчивого долгосрочного развития. Одним из таких инструментов являются эндаументы.
Эндаументы
В рамках конференции Фонд В. Потанина открыл интерактивную выставку «Целевой капитал и дальние стратегии: искусство объяснять». Образное представление сложной и новой темы помогло понять зрителям сущность этого явления. В этом заслуга профессиональной работы кураторов во главе с экспертом Ириной Актугановой.
Эндаумент — это деньги, которые работают. Он дает организации возможность долгосрочного планирования. По закону РФ целевой капитал формируется минимум на 10 лет, в идеале навечно.
Самый известный пример эндаумент фонда — Нобелевский фонд. Он был создан по завещанию Нобеля в 1900 году и составлял 31 миллион шведских крон, в 2019 году стоимость активов фонда составила 31 миллиард шведских крон!
За последние несколько лет в России появилось около 200 эндаументов, общий бюджет которых составляет примерно 30 млрд. рублей. Преимущественно целевые капиталы есть у крупных университетов, музеев, фондов помощи.
По закону эндаумент нельзя зарегистрировать если он менее 3 миллионов рублей. Он невозможен без управляющей компании, которая является полноценным игроком финансового рынка и получает вознаграждение не более 10% от дохода на капитал.
Нецензурный фандрайзинг
На конференции были также затронуты необычные темы, такие как «нецензурный фандрайзинг» или «фандрайзинг назло» (rage donations). На участие в таких секциях необходимо было подписывать согласие. Безусловно, у каждого, конечно, есть история про ситуации «на грани» в сфере работы, но любопытно было послушать про игрушки для сирот, которые оказались из магазина интимных товаров, звонки сумасшедших, домогательство волонтеров…В каждом деле есть грань, которую по этическим нормам переступить нельзя.
Эксперты рассказывали, что сегодня истории про «назло» оказывается собирают сотни миллионов пожертвований. Посты и публикации в интернете и на ТВ строятся на жалости к благополучателю и гневе в сторону обидчика.
В США происходят рекордные сборы, когда известная личность подписывается на то, чтобы, заплатив определенную сумму на благотворительность, люди имели возможность троллить и нападать.
Увидимся в 2021-м
Многие секции конференции шли параллельно, не всегда давая возможность послушать всех спикеров. Горячо обсуждаемыми темами стали вопросы коммуникации и отношений с донорами, личного бренда, профилактики выгорания сотрудников, конкуренции в секторе, социального предпринимательства.
Четыре дня плотной работы, новые контакты, ценности и смыслы и поток новых идей для работы – вот чем запомнится конференция «Белые ночи фандрайзинга» #БНФ2019 ее участникам.
А следующая конференция состоится в 2021 году в Петербурге.
Материалы подготовлены в рамках стажировки по программе «Музейный десант» и при финансовой поддержке Фонда В. Потанина.