«Принцесса без горошины» Евгения Тыщука в Русском театре драмы. Постановка, художественное и музыкальное оформление Снежаны Савельевой.
Сначала о пьесе. Заинтересовать дошколят, особенно девочек, сказкой о принцессе несложно. Гораздо сложнее создать драматическую интригу с загадкой, которая должна легко восприниматься и быть максимально дидактичной. Все это в пьесе Е. Тыщука имеется и играется в течение часа. Ребенок даже не успевает утомиться.
Сначала о пьесе. Заинтересовать дошколят, особенно девочек, сказкой о принцессе несложно. Гораздо сложнее создать драматическую интригу с загадкой, которая должна легко восприниматься и быть максимально дидактичной. Все это в пьесе Е. Тыщука имеется и играется в течение часа. Ребенок даже не успевает утомиться.
Но зато он, выйдя из театра и вспоминая лотерею невест, которую королева (Елена Полиенко) придумала для принца (Роман Бузин), начинает кое-что понимать. Нельзя заниматься обжорством, как это делала принцесса Поедана (Мария Бабкина), неприлично спать на ходу и невовремя, как принцесса Спящая (Эльвина Мулина), и нельзя постоянно болтать, не закрывая рот, как это делала принцесса Несмолкана (Елена Сапегина). А чтобы быть счастливым, надо говорить правду и не поддаваться ни на какие провокации. Совсем другой – милой, простой, искренней, внимательной и трудолюбивой – явилась опоздавшая к началу лотереи четвертая принцесса по имени Солнышко (Айна Мустафина). Она-то и стала избранницей принца.
Хотя милой простоте принцессы не мешало бы добавить и аристократизма. На мой взгляд, вполне оправданы образы первых трех принцесс. Недобродетель в таком виде лучше запоминается. Забавно то, что принц вначале видит невероятно шаржированные портреты «избранниц». И когда эти «прелестницы» появляются живьем в зале, начинается уместный и ожидаемый хохот. Гетевский Мефистофель так мог бы сказать им:
При недостатке освещенья
вы все достойны восхищенья.
вы все достойны восхищенья.
Лучше остальных, по-моему, выписана и сыграна Спящая с ее неожиданными засыпаниями и одновременным стремлением в полет к облакам. Героиня временами напоминала пародию на Нину Заречную в пьесе Кости Треплева. Другие две принцессы были уморительно смешны несмотря на некоторое драматургическое однообразие.
В этом, несомненно, заслуга режиссера. Как и все спектакли С. Савельевой, «Принцесса» построена на движении и музыке. Герои поют, танцуют (хореограф Айна Мустафина), балуются, а принц в одной сцене изображает даже обезьяну, медведя и собаку. Хотя, наверное, можно было бы сделать это и естественнее, вспомнив свои походы в зоопарк.
Спектакль, на мой взгляд, получается типично снежаносавельевский в лучшем смысле этого слова по режиссерско-оформительским приемам, которые, хочется верить, в скором времени и обогатятся, и будут более яркими и точными.
«Принцесса» нравится детям. Надеюсь, что этот спектакль проживет в театре достаточно долгую жизнь.
«Принцесса» нравится детям. Надеюсь, что этот спектакль проживет в театре достаточно долгую жизнь.
"Лицей" № 2 2009