Хороша ли погода в карельской деревне? О спектакле «Кадриль» по пьесе Владимира Гуркина в Национальном театре Карелии
Театр показал нам легкую и веселую комедию на фоне, казалось бы, деревенской идиллии: и погода хорошая, и птички поют, и петушок кукарекает, и коровка мычит. Живи да живи. Так нет — не живется. Понятно от чего — работы-то нет. То есть суть трагична — положение комично.
Режиссер — Вячеслав Поляков
Художник — Егор Кукушкин
Композитор — Вячеслав Терентьев
Хореография — Ольга Портретова
Идя на премьеру, думал о судьбе современных театральных пьес: о славе некоторых из них и безвестности других.
Судьба актера и драматурга Владимира Гуркина (1951 — 2010) сложилась на редкость счастливо. Из 12 пьес и киносценариев все (!) вышли в жизнь. А лубочная, простая и добрая «Любовь и голуби» еще до фильма успешно прошла чуть ли не по всем театрам страны. Фантастическая любовь зрителей помогла Владимиру Меньшову сделать действительно народный фильм.
Гораздо меньшим успехом пользовалась его «Кадриль». В том числе и фильм В. Титова с нашими звездами Олегом Табаковым, Станиславом Любшиным, Любовью Полищук и Валентиной Теличкиной. Кажется, я понимаю, почему «Кадриль» не пришлась зрителям по душе так, как «Любовь и голуби». В пьесе всего лишь подразумевается отказ от мерзейшего пьяного быта, опостылевших семейных уз, воровства и прочего «идиотизма деревенской жизни» . Но, по сути, этого отказа нет. Нет катарсиса — возрождения героев, нет милой легкости, тем более полета любви и голубей.
Но если за постановку «Кадрили» взялся Вячеслав Поляков, то наверняка это будет интересно. В его режиссуре есть легкость человеческой игры, а не скучная сценическая жизнь в предлагаемых обстоятельствах. Вячеслав Поляков всегда работает легко и весело в любом образе: и актера, и режиссера.
Игра, а не жизнь наиболее интересна в лучших современных спектаклях. Вспоминается блестящая последняя премьера Музыкального театра Карелии — «Бременские музыканты» Олега Липовецкого. Это блеск столичного мюзикла, когда оперные певцы-актеры делают, казалось бы, физически невозможные для себя действия и добиваются фантастического зрительского успеха.
А «Сад» по Чехову в Театре кукол Карелии! Хотя, на мой взгляд, не совсем по Чехову, но захватывающе интересно. Так что, может быть, и «Кадриль» засверкает? Так думалось мне перед премьерой.
И вот что еще. Национальный театр репетирует «Любовь и голуби». Это уже сверхсмелое решение! Тем более что «Голубей» на днях привозит в Петрозаводск Белгородский театр. Если уж ставить сейчас «Голубей», то это надо делать лучше, чем в кино! Будем на это надеяться, хотя мне как зрителю гораздо интереснее была бы «Волчица с Кукковки» или «Парень с Древлянки».
Создатели спектакля «Кадриль» будто услышали мои пожелания и соотнесли действо с карельской деревней. На премьере актеры играли на русском, но вскоре собираются играть «Кадриль» на карельском.
Спектакль идет в легких разбираемых конструкциях, на фоне натюрморта из бытовых деталей, которые — кроме граблей — обыгрываются по ходу спектакля.
Основной элемент оформления — старые автомобильные шины, которые могут стать и рамой для зеркала, и просто окном. Блестящая находка художника — полная иллюзия старинного карельского орнамента …из следов этих шин на рубахах героев. Орнамент становится символом, навевая совсем не веселые мысли. Спрашиваю Егора Кукушкина: «Как вам пришла в голову идея этого орнамента?» Ответил: «От бедности…».
О содержании пьесы я уже сказал одним абзацем в самом начале. Добавлю, что по ходу пьесы две пары меняются женами как в кадрили, рассчитывая, что так им будет легче жить. А стало так же, как и было. Текст пьесы мне по-прежнему не по душе, несмотря на карельскую привязку к месту. На мой взгляд, события пьесы если не трагедийны, то по крайней мере драматичны.
Театр показал нам легкую и веселую комедию на фоне, казалось бы, деревенской идиллии: и погода хорошая, и птички поют, и петушок кукарекает, и коровка мычит, да еще и доится — очень смешная и эффектная находка. Живи да живи. Так нет — не живется. Понятно от чего — работы-то нет. То есть суть трагична — положение комично.
Пятеро героев спектакля являют собой единый ансамбль, единую команду, единый стиль. В то же время актерски это сугубо индивидуальные ярчайшие характеры, из которых трудно выделить кого-то. Незабываемы, казалось бы, совсем не для комедии глаза Валентины (Тамара Воронова).
Традиционна хороша Ольга Портретова (Лида). Николай (Андрей Горшков) — этакий первый парень на деревне, механизатор, золотые руки. Моей жене он напомнил актера Виталия Доронина в роли Николая Курочкина из «Свадьбы с приданым».
Саня (Алексей Белов) — типичный комический подкаблучник.
Огромным и в то же время типичным для современной деревни своеобразием отличается бывшая почтарка Макеевна (Олеся Леонтьева). По-моему, у актрисы, игравшей до этого небольшие, но запоминающиеся лирические роли, это первая острохарактерная роль, причем сделанная с блеском. Актриса не побоялась показаться, мягко говоря, несимпатичной.
Все ситуации пьесы обыгрываются с упоением, актерской радостью, непонятным лично мне душевным полетом. Причем все это «безобразие» гармонично связано каждым движением с музыкальной тканью спектакля.
Не знаю, как бы я воспринял спектакль, если бы не было финального танцевального дивертисмента. Именно он примирил меня с текстом пьесы.
…А как раз за полчаса до премьеры 7 сентября на крыше Национального театра и театра кукол молодые актеры танцевали кадриль.
Фото Ирины Ларионовой