Культура, Новости

Алексей Бойко: «Сегодня, как никогда, важно обращение к глубинным корням»

Алексей Бойко в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото Виктории Никитиной
Алексей Бойко в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото Виктории Никитиной

«Обращение к карельской первобытности — одна из самых перспективных возможностей. Именно сегодня, когда мы находимся в предвкушении глобальных перемен мира, как никогда важно обращение к глубинным корням. Карелия — это магия, это петроглифы. И не с просто краеведческим подходом, а в спектре широкого художественного видения мира».

Именитыми театральными критиками Петрозаводск не удивить, а вот популярный авторитетный искусствовед, уважаемый в мире изобразительного искусства у нас не частый гость. Это стало возможным благодаря договорённости Музея изобразительных искусств Карелии с Русским музеем.

К нам прибыл Алексей Григорьевич Бойко. Ревизор от искусства. Тот человек, по чьим видеолекциям в интернете учатся современные искусствоведы, менеджеры искусства.

16 января в музее состоялась лекция Алексея Григорьевича, а вчера он посвятил своё время общению с членами Карельского отделения Союза художников России. Разговор получился. Вопросы задавали участники встречи и модератор Наталья Ивановна Вавилова.

Алексей Бойко на встрече с художниками в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото Виктории Никитиной
Алексей Бойко на встрече с художниками в Музее изобразительных искусств Карелии. Фото Виктории Никитиной

Начал Алексей Бойко со слов:

— Я приехал в Петрозаводск без груза волшебного знания карельской художественной элиты. Без понимания рейтингов популярности и значимости конкретных художников. И это даёт мне свободу взгляда на произведения выставки вашего творчества.

— Вы посмотрели выставку, что вам больше всего понравилось? Что привлекло внимание?

— Два портрета мне очень приглянулись. Сегодня искусство портрета угасает, уходит. Это происходит из-за времени, которое мы перестаём дарить друг другу. Портрет не с фотографии, а настоящий, появившийся в результате длительной работы с моделью, — это сегодня большая ценность. Именно такой портрет получается глубинным, настоящим.

Мы живём в современном мире. В цифровую эпоху. Сейчас многое связано с технологиями, с техниками исполнения. Я вижу и у вас работы очень искусно выполненные, в уникальной авторской технике. Например, берестяная серия (Работы Владимира Зорина. — Ред).

Ни один критик не сможет настоящего художника наставить на путь истинный. Художник пишет, выкладывает то, что хочет нам всем сказать. И в художественном мире есть попса. Быть в тренде, быть востребованным неплохо, но это не значит, что к массовой популярности нужно стремиться всеми правдами и неправдами.

Илья Репин до приезда в Санкт-Петербург, до учебы в Академии и после — это художник разный, как бы 1-го, 2-го и 3-го замеса.

Вот и на этой выставке художники представили работы, которые рождены на определенном этапе личностного и профессионального роста.

— Что бы вы порекомендовали карельским художникам? Куда двигаться?

— Обращение к карельской первобытности — одна из самых перспективных возможностей. Именно сегодня, когда мы находимся в предвкушении глобальных перемен мира, как никогда важно обращение к глубинным корням. Карелия — это магия, это петроглифы. И не с просто краеведческим подходом, а в спектре широкого художественного видения мира. И здесь у художника и Союза открывается ещё и масса форм — биеннале, фестивали и так далее.

Говорят, ушло время постмодерна, наступило время метамодерна — новой чувственности, эмоциональной жизни, внимания к глубине эмоций, воплощения сложных глубоких человеческих переживаний.

Правда, наряду с этим мы видим преобладание приёма над переживанием. Это жаль.

Вот Грабарь писал в своей книге: когда все пейзажи написаны, нужно попробовать зайти по грудь в снег и, переживая новые телесные ощущения, написать пейзаж оттуда.

— Популярность художника не зависит от качества его работ?

— По продажам сейчас лидирует выставка Никаса Сафронова, а вот выставка карельских художников на втором месте. И здесь задача сделать так, чтобы ваша выставка стала такой же востребованной у посетителя. Надо с аудиторией активно взаимодействовать. Сделать своё искусство интересным для публики.

Сегодня молодых художников учат самопродвижению, учат пропагандировать себя. Время «пишу и молчу» ушло. То ест, это требование времени — не стесняться говорить о себе везде, где это возможно. Соцсети, например, неплохое средство и недорогое.

— Значит ли это, что нужно смело корону надевать? Ведь творец должен сомневаться, в самоуверенности гибель?

— Корону надевать, но сомневаться!

Кстати, не только художникам нужно продвигать себя. Территориям, союзам тоже. У нас в России много молчащих территорий, которые задачу просвещения, развития населения перед собой не ставят.

В этом смысле ваш Музей ИЗО — настоящий культурно-просветительский центр. Это и ваше преимущество!

— Искусствовед — оценщик ценности наследия художника постфактум или навигатор в мире изобразительного искусства?

— Искусствовед должен не навредить художнику. Наброситься с разгромной критикой легче всего. Подтолкнуть, направить к раскрытию миссии художника — это бесценно. Я, например, горжусь статьями, которые написал о новых именах и которыми я художника продвигал.

После беседы Алексей Григорьевич прошёл с художниками по выставке, прокомментировал свои впечатления, ответил на вопросы.