Заметки и размышления после отчета Национального музея Карелии
В музеях, как правило, подлинные предметы той или иной эпохи, это мир не просто вещей, а вещей-раритетов. Одно дело, где-то прочитать их описание, другое – увидеть своими глазами, живую историю. И этого не может дать никто. Хотя и элементы Диснейленда тоже не помешают.
В Национальном музее Карелии прошел ежегодный отчет перед общественностью. Ее представлял общественный совет музея, в который входят преподаватели вузов, ученые Карельского научного центра РАН, краеведы, журналисты, сотрудники государственных и ведомственных музеев, представители общественных организаций.
![заседание Общественного совета Национального музея Карелии. Февраль 2020 года](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2020/02/1-min-1-950x594.jpg)
Отчет состоял в традиционном подведении итогов минувшего 2019 года. С информацией выступили директор музея, ведущие специалисты. Были рассмотрены вопросы экспозиционно-выставочной работы, культурно-образовательной деятельности, методическое обеспечение, проектная и фондовая деятельность музея, а также финансовые аспекты. При этом члены общественного совета отметили положительные тенденции в развитии музея и единогласным решением удовлетворительно оценили деятельность его коллектива в 2019 году.
Одним из направлений деятельности музея, если и не из главных, но важных, я бы назвала продолжение разработки научного проекта второй очереди постоянной экспозиции,. которая будет располагаться на первом этаже здания.
Реконструкцию этой части музея предполагалось завершить к 100-летию образования государственности Карелии, однако по ряду не зависящих от музея причин сроки сдвинулись.
Ожидаемая прибавка музейных площадей более чем значительна: общая площадь будущей экспозиции, включая два интерактивных пространства, составит 370 кв. м. (для сравнения — площадь действующей первой очереди экспозиции и интерактивных пространств – 1200 кв.м). Словом музейные площади увеличатся более чем на треть. Поэтому, не ожидая завершения реконструкции, сотрудники музея уже занимаются разработкой тематической структуры будущей новой экспозиции, отбирают в фондах экспонаты.
Для жителей Карелии новая экспозиция будет интересна тем, что мы увидим в музее ХХ век. В постоянной экспозиции его сегодня нет, только отдельные эпизоды во временных тематических выставках. И вот наконец будет панорама ХХ века, неоднозначного, бурного, трагического, оставившего значительный след в современной истории Карелии.
Частью постоянной экспозиции, посвященной ХХ веку, станет новый филиал Национального музея в Беломорске. С апреля 2019-го там идет работа по созданию Музея Карельского фронта. Вторую половину минувшего года, с июня по декабрь, научные сотрудники музея вели активную работу над созданием научного проекта будущего музея, его партнером выступила КРОФ «Эстафета поколений»: созданы концепция, тематико-экспозиционный план, эскизный проект, дизайн-проект экспозиции, подготовлены сметные расчеты на закупку предметов и оборудования. Так что к 100-летию республики филиал должен принять первых посетителей.
На мой взгляд, это два основных момента в деятельности музея в минувшем году. О временных выставках, круглых столах, новых поступлениях в фонды, реставрационной работе, археологических изысканиях музейных работников «Лицей» сообщает постоянно, наши читатели имеют представление об этих сторонах деятельности Национального музея. О них напомнили в своих выступлениях перед членами общественного совета специалисты, курирующие различные направления этой деятельности.
![на выставке, посвященной освобождению Петрозаводска](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2020/02/2-min-1-950x713.jpg)
Но вот на некоторых моментах мне бы хотелось остановиться, мне они показались интересными. Постоянные посетители музея, посещающие его хотя бы раз в год, встречают в его залах во время многих временных выставок не только школьников, но и детей гораздо младшего возраста — дошкольников. Чем их привлекает музей? Постоянным присутствием во время временных выставок интерактивных программ. Они появились не в минувшем году, но, пожалуй, особо популярными стали в последние годы. И это замечательно! Если правы психологи, что сформированные в детстве впечатления сохраняются и во взрослой жизни, то привлечение детей, подростков в музей – это не только музейных вклад в воспитание, но и забота о будущих посетителях, а значит, и о будущем самого музея.
В недавнем интервью газете «Ведомости» директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский высказал несколько парадоксальную мысль о том, что современный музей находится где-то «посередине между храмом и Диснейлендом. Но так получается, что он двигается в ту или другую сторону. И в последнее время – это во всем мире так – в сторону Диснейленда. Потому что публика и в храм стала ходить, как в Диснейленд. Но надо возвращаться обратно, надо снова напоминать, что музей – храм и в нем свои правила… А храм – это убежище, в храме… может преступник спрятаться – и его не тронут».
А еще, я бы сказала, несмотря на то что музей должен быть привлекателен для посетителей любого возраста, а к этому стремятся все музеи, пока не поздно его необходимо возвращать на то место, которое ему всегда отводили. Кстати, М. Пиотровский – член президиума Совета по культуре и искусству при президенте, которому поручено подготовить новый закон о культуре.
![Детям сегодня в музее интересно](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2020/02/5-2-437x550.jpg)
![Петрозаводские кадеты в музее](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2020/02/10-2-950x730.jpg)
Не буду обременять читателей цифрами, приведу только еще одну, весьма, на мой взгляд, интересную: В 2019 году сократилось число посетителей в составе организованных групп, но при этом выросло число одиночных посетителей музея. Объяснила бы это так: в первом случае это, как правило, посетители из тургрупп, у которых посещение музея заложено в программе, деньги заплачены за путевку, надо идти (сама была в такой ситуации, признаюсь). Во втором случае в музей идут за чем-то: за знаниями, за информацией, наконец, за впечатлениями. В музеях, как правило, подлинные предметы той или иной эпохи, это мир не просто вещей, а вещей — раритетов. Одно дело, где-то прочитать их описание, другое – увидеть своими глазами, живую историю. И этого не может дать никто. Хотя и элементы Диснейленда тоже не помешают.
Отчет любого музея обычно завершается выступлением специалиста о результатах финансовой деятельности музея. Как правило, встречают его с интересом, даже задают вопросы. Бюджет государственного музея складывается из финансирования государства, грантов (а надо сказать, что карельские музеи активно и успешно ведут грантовую работу, Национальный музей не исключение. И эти деньги идут на создание новых экспозиций) и, наконец, собственных доходов. Позволю себе снова сослаться на авторитет Михаила Пиотровского, а его поддерживают все музейщики. Суть же их солидарного мнения в том, что музеи могут зарабатывать, даже много (а наиболее популярные, даже очень много – В.Ч.), но никто не должен этого от них требовать. Никаких заданий по получению собственных доходов!
Существует такая организация – Международный совет музеев (ИКОМ), который в том числе разрабатывает принципы понятия «музей». Первый раз оно было сформулировано в 2007 году, в 2019-м понятие решили обновить, по поводу чего возникла даже дискуссия между членами ИКОМа. Но против чего никто не стал возражать, так это против положения, вновь закрепляющего, что государственные музеи – некоммерческие организации. Они существуют не ради получения прибыли.
Кстати, в Европе многие государственные музеи, в том числе и самые популярные, не взимают входную плату с граждан своей страны. У нас тоже начинается это движение, но пока несколько дней в году.
И напоследок. В 2022 году Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра Первого, уже вышел Указ Президента России по этому поводу. Какое император имеет отношение к музеям? Самое прямое: Петр I был создателем первого общедоступного (подчеркиваю – общедоступного) музея в России, известного ныне как Кунсткамера и находящегося в Петербурге. Не забыть бы об этом во время юбилейных торжеств.
![Два Петра I в Национальном музее Карелии](https://gazeta-licey.ru/wp-content/uploads/2020/02/3-3-950x713.jpg)
От редакции. На заседании Общественного совета был представлен новый директор филиала Национального музея в Марциальных Водах. Вместо Федора Кузьмина, написавшего заявление об уходе по собственному желанию, назначен Олег Мошников, известный поэт, подполковник внутренней службы, много лет проработавший в Государственной противопожарной службе Карелии.