Культура

Музей или Диснейленд?

Заметки и размышления после отчета Национального музея Карелии

В музеях, как правило, подлинные предметы той или иной эпохи, это мир не просто вещей, а вещей-раритетов. Одно дело, где-то прочитать их описание, другое – увидеть своими глазами, живую историю. И этого не может дать никто. Хотя и элементы Диснейленда тоже не помешают.

В Национальном музее Карелии прошел ежегодный отчет перед общественностью. Ее представлял общественный совет музея, в который входят преподаватели вузов, ученые Карельского научного центра РАН, краеведы, журналисты, сотрудники государственных и ведомственных музеев, представители общественных организаций.

заседание Общественного совета Национального музея Карелии. Февраль 2020 года
заседание Общественного совета Национального музея Карелии. Февраль 2020 года

Отчет состоял в традиционном подведении итогов минувшего 2019 года. С информацией выступили директор музея, ведущие специалисты. Были рассмотрены вопросы экспозиционно-выставочной работы, культурно-образовательной деятельности, методическое обеспечение, проектная и фондовая деятельность музея, а также финансовые аспекты. При этом члены общественного совета отметили положительные тенденции в развитии  музея и единогласным решением удовлетворительно оценили  деятельность его коллектива в 2019 году.

Одним из направлений деятельности музея, если и не из главных, но важных, я бы назвала продолжение разработки научного проекта второй очереди постоянной экспозиции,. которая будет располагаться на первом этаже здания.

Реконструкцию этой части музея предполагалось завершить к 100-летию образования государственности Карелии, однако по ряду не зависящих от музея причин сроки сдвинулись.

Ожидаемая прибавка музейных площадей более чем значительна: общая площадь будущей  экспозиции, включая два интерактивных пространства, составит 370 кв. м. (для сравнения — площадь действующей первой очереди экспозиции и интерактивных пространств – 1200 кв.м). Словом музейные площади увеличатся более чем на треть. Поэтому, не ожидая завершения реконструкции, сотрудники музея уже занимаются разработкой тематической структуры будущей новой экспозиции, отбирают в фондах экспонаты.

Для жителей Карелии новая экспозиция будет интересна тем, что мы увидим в музее ХХ век. В постоянной экспозиции его сегодня нет, только отдельные эпизоды во временных тематических выставках. И вот наконец будет панорама ХХ века, неоднозначного, бурного, трагического, оставившего значительный след в современной истории Карелии. 

Частью постоянной экспозиции, посвященной ХХ веку, станет новый филиал Национального музея в Беломорске. С апреля 2019-го там идет работа по созданию Музея Карельского фронта. Вторую половину минувшего года, с июня по декабрь, научные сотрудники музея вели активную работу над созданием научного проекта будущего музея, его партнером выступила КРОФ «Эстафета поколений»: созданы концепция, тематико-экспозиционный план, эскизный проект, дизайн-проект экспозиции, подготовлены сметные расчеты на закупку предметов и оборудования. Так что к 100-летию республики филиал должен принять первых посетителей.

На мой взгляд, это два основных момента в деятельности музея в минувшем году. О временных выставках, круглых столах, новых поступлениях в фонды, реставрационной работе, археологических изысканиях музейных работников  «Лицей» сообщает постоянно, наши читатели имеют представление об этих сторонах деятельности Национального музея. О них напомнили в своих выступлениях перед членами общественного совета специалисты, курирующие различные направления этой деятельности.

на выставке, посвященной освобождению Петрозаводска
на выставке, посвященной освобождению Петрозаводска

Но вот на некоторых моментах мне бы хотелось остановиться, мне они показались интересными.  Постоянные посетители музея, посещающие его хотя бы раз в год, встречают в его залах во время многих  временных выставок не только школьников, но и детей гораздо младшего возраста — дошкольников. Чем их привлекает музей? Постоянным присутствием во время временных выставок интерактивных программ. Они появились не в минувшем году, но, пожалуй, особо популярными стали в последние годы. И это замечательно! Если правы психологи, что сформированные в детстве впечатления сохраняются и во взрослой жизни, то привлечение детей, подростков в музей – это не только музейных вклад в воспитание, но и забота о будущих посетителях, а значит, и о будущем самого музея.

В недавнем интервью газете «Ведомости» директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский высказал несколько парадоксальную мысль о том, что современный музей находится где-то «посередине между храмом и Диснейлендом. Но так получается, что он двигается в ту или другую сторону. И в последнее время – это во всем мире так – в сторону Диснейленда. Потому что публика и в храм стала ходить, как в Диснейленд. Но надо возвращаться обратно, надо снова напоминать, что музей – храм и в нем свои правила… А храм – это убежище, в храме… может преступник спрятаться – и его не тронут».

А еще, я бы сказала, несмотря на то что музей должен быть привлекателен для посетителей любого возраста, а к этому стремятся все музеи, пока не поздно его необходимо возвращать на то место, которое ему всегда отводили. Кстати, М. Пиотровский – член президиума Совета по культуре и искусству при президенте, которому поручено подготовить новый закон о культуре. 

Детям сегодня в музее интересно
Детям сегодня в музее интересно
Петрозаводские кадеты в музее
Петрозаводские кадеты в музее

Не буду обременять читателей цифрами, приведу только еще одну, весьма, на мой взгляд, интересную: В 2019 году сократилось число посетителей в составе организованных групп, но при этом выросло число одиночных посетителей музея. Объяснила бы это так: в первом случае это, как правило, посетители из тургрупп, у которых посещение музея заложено в программе, деньги заплачены за путевку, надо идти (сама была в такой ситуации, признаюсь). Во втором случае в музей идут за чем-то: за знаниями, за информацией, наконец, за впечатлениями. В музеях, как правило, подлинные предметы той или иной эпохи, это мир не просто вещей, а вещей — раритетов. Одно дело, где-то прочитать их описание, другое – увидеть своими глазами, живую историю. И этого не может дать никто. Хотя и элементы Диснейленда тоже не помешают.

Отчет любого музея обычно завершается выступлением специалиста о результатах финансовой деятельности музея. Как правило, встречают его с интересом, даже задают вопросы. Бюджет государственного музея складывается из финансирования государства, грантов (а надо сказать, что карельские музеи активно и успешно ведут грантовую работу, Национальный музей не исключение. И эти деньги идут на создание новых экспозиций) и, наконец, собственных доходов. Позволю себе снова сослаться на авторитет Михаила Пиотровского, а его поддерживают все музейщики. Суть же их солидарного мнения в том, что музеи могут зарабатывать, даже много (а наиболее популярные, даже очень много – В.Ч.), но никто не должен этого от них требовать. Никаких заданий по получению собственных доходов!

Существует такая организация – Международный совет музеев (ИКОМ), который в том числе разрабатывает принципы понятия «музей». Первый раз оно было сформулировано в 2007 году, в 2019-м понятие решили обновить, по поводу чего возникла даже дискуссия между членами ИКОМа. Но против чего никто не стал возражать, так это против положения, вновь закрепляющего, что государственные музеи – некоммерческие организации. Они существуют не ради получения прибыли.

Кстати, в Европе многие государственные музеи, в том числе и самые популярные, не взимают входную плату с граждан своей страны. У нас тоже начинается это движение, но пока несколько дней в году.

И напоследок. В 2022 году Россия будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра Первого, уже вышел Указ Президента России по этому поводу. Какое император имеет отношение к музеям? Самое прямое: Петр I  был создателем первого общедоступного (подчеркиваю – общедоступного) музея в России, известного ныне как Кунсткамера и находящегося в Петербурге. Не забыть бы об этом во время юбилейных торжеств.

Два Петра I в Национальном музее Карелии
Два Петра I в Национальном музее Карелии

От редакции. На заседании Общественного совета был представлен новый директор филиала Национального музея в Марциальных Водах. Вместо Федора Кузьмина, написавшего заявление об уходе по собственному желанию, назначен Олег Мошников, известный поэт, подполковник внутренней службы, много лет проработавший в Государственной противопожарной службе Карелии.