Дом актёра, Культура

Александр Картушин: «Не вреден Север для меня»

Александр Картушин. Фото Ирины Ларионовой
Александр Картушин. Фото Ирины Ларионовой

Судьба популярного актера негосударственного театра Ad Liberum Александра Картушина была определена с детства, когда мама назвала сына именем Александра Пушкина. В его жизни с тех пор всегда незримо так или иначе присутствовала тень Поэта.

— Тетя Лена, тетя Лена, — кричали  соседские ребята маме будущего актера, которому едва исполнилось три года, — а ваш Сашка шпарит  «У Лукоморья дуб зеленый»!

Елена Анатольевна, мечтавшая стать учителем начальных классов, вынуждена была работать почтальоном, но на всю жизнь сохранила любовь к поэзии, живописи, театру. Сашу воспитывали три женщины: две бабушки и мама.

Одна бабушка — монахиня в миру. Семья была религиозной. И в жизни уже взрослого Александра однажды случился духовный порыв, когда он желал поменять свою яркую театральную жизнь на тишину монашеской келии.

Что этому способствовало?

— В подростковом возрасте, как у многих, у меня было отторжение всего, что связано с церковью, слишком много этого было у меня в детстве. Да и не нуждаешься ты в Боге до определённого момента. Но несколько лет назад внезапно умирает мой очень хороший друг, молодой человек, врач скорой помощи и воцерковлённый христианин. Смерть эта перевернула мою привычную жизнь. Моя потрясённая душа требовала ответов. Искал всюду. Получил ли в храме? На большинство скорее нет. Нашёл ли успокоение? В тот момент –да. Искал ли уединения для диалога с собой и Богом? Искал и находил. Но от решительного порыва уйти из мира, был удержан. Один священник на исповеди мне сказал: «Служи Богу и людям там, где это у тебя получается лучше всего». Вот и пытаюсь жить по этому принципу.

—  Вы человек востребованный в своей актерской профессии, несете свет людям через театр, через свои роли и песни. Думается, что всё же каждый должен быть на своем месте. А как и с чего началась ваша театральная карьера?

— Я родился и рос в Кишиневе. Три года учился в музыкальной школе по классу гитары и именно в музыкальной школе полюбил петь. Но тут у меня ломается голос, и мне, как и герою моего последнего концерта Петру Лещенко, который между прочим тоже из Бессарабии, пришлось отложить мечты о вокале как минимум на полтора-два года. Для меня этот срок показался почти что тюремным! Петр Лещенко после такого «приговора» с горя ушёл на войну. А я, поразмыслив на этот счёт и поняв, что не быть мне ни Пако де Лусия, ни Ивановым-Крамским, решил музыкальную школу оставить.

И в момент, когда детские мечты о карьере музыканта рассеялись, мама пришла домой с газетой, в которой было объявление о наборе в экспериментальный театральный лицей. Единственный в своем роде, где помимо общеобразовательных предметов дают комплекс специальных: актерское мастерство, сценическая речь. В общем, полный набор дисциплин, которые преподают будущим актёрам в Щукинском училище.

Лариса Николаевна Хромова - народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России. "Мой первый педагог"
Лариса Николаевна Хромова — народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России. «Мой первый педагог»

Читаю на экзамене  «Медный всадник» Пушкина, готов был и всего прочесть, но остановили. Попал я на курс к народной артистке Молдовы Ларисе Николаевне Хромовой — уникальному педагогу, блистательному чтецу и невероятно эффектной актрисе. Первое произведение, которое мне доверила читать Хромова, — «Пророк» Пушкина.

Затем был курсовой спектакль «Мой Пушкин» по очерку Марины Цветаевой, где все самые яркие образы пушкинских произведений оживали в моём исполнении.

В результате на втором курсе меня забирает к себе ректор Юрий Аркадьевич Хармелин. История с Пушкиным перечеркивается, и Юрий Аркадьевич начинает делать из меня синтетического артиста, за что я ему весьма благодарен. В его спектаклях артист обязательно должен был уметь петь, танцевать, играть как минимум на одном музыкальном инструменте. Всё это я делал с радостью.

Признаться, за всё время учёбы я был просто избалован разноплановостью ролей, предложенных мне на выбор мастером. А одним из дипломных спектаклей стал мюзикл «О Попе и работнике его Балде» по сказке Александра Сергеевича, где мне была доверена роль Балды. И снова привет от Пушкина.

Именно в Хармелинском театре я смог найти применение всему тому, что я уже умел, и чему ужасно хотел научиться. Но остаться в своей альма-матер после окончания обучения, и работать бок о бок со своим любимым педагогом мне было не суждено. Хочу, пользуясь моментом, пожелать моему дорогому Учителю крепкого здоровья, новых спектаклей, и наконец-то достроить помещение для своего любимого театра «С улицы Роз».

Юрий Аркадьевич Хармелин, основатель и главный режиссёр Кишиневского театра "С улицы Роз"
Юрий Аркадьевич Хармелин, основатель и главный режиссёр Кишиневского театра «С улицы Роз»

— И вновь мы возвращаемся к пению в вашей судьбе…

— В юности я открыл для себя мир песен Александра Вертинского, которым болею поныне, а также полюбил бардовскую песню: Высоцкий, Окуджава, Городницкий, Никитины. Гармония музыки и русского слова. Величайшие стихи.

И вот в 2000 году благодаря своим юношеским стихам и мелодиям собственного сочинения, я попал на международный фестиваль бардовской песни для молодежи «Петербургский аккорд». В этом помог мне еще один знаковый человек в моей жизни Александр Соломонов, который ныне живет в Германии. Он был одним из активистов бардовской песни в Молдавии и привез меня в Питер. Незабываемое время!  Днем концерты, мастер-классы звезд авторской песни, ночами знакомства, записи-перезаписи песен, веселье, прогулке по ночному Питеру.

Мой первый приезд из Молдовы в Санкт-Петербург! Я ноги в кровь стер, ходил и гладил парапеты мостов, не мог надышаться всей это атмосферой…Это же были первые в моей жизни белые ночи! Я по карте пешком дошел до Черной речки. «… пишу, читаю без лампады, и ясны спящие громады пустынных улиц. И светла Адмиралтейская игла…» Потом гулял по местам Достоевского. Санкт-Петербург наполнил собою все мои клетки. Ведь я до этого нигде не был.

До отъезда в Кишинёв у меня оставался один свободный день. Я метнул монетку в Чижика, загадал желание, чтобы обязательно вернуться. Я сел в поезд и поехал в незнакомый Петрозаводск, где у меня жил отец.

Приехал. Каким мне показался город? На ум приходят стихи Евтушенко, помните: «По петрозаводскому перрону, зыбкому, как будто бы парому, шла моя любимая с детьми». День был теплый, солнечный, белые ночи! Нашел отца, который работал в стоматологии. Днем мы поехали в центр погулять. И тут я увидел Театр, увидел эти колонны, обошел его и понял, что хочу здесь работать. При том, что я гражданин Молдовы…

Мой педагог сразу понял, что из России я не вернусь: «Ты с Россией уже всех достал! — сказал он мне. — С Буниным, со Шмелевым…Езжай, конечно. Тебя же не удержать…»

— Как случился ваш приход в наш театр?

— Я вернулся в Петрозаводск 3 октября 2000 года  и на другой день пришел в театр. Прослушивание после обеда, сказали мне. В худсовете тогда сидел, как я это потом узнал, весь цвет тогдашней драмы: Константин Пилипенко, Юрий Гришмановский, Григорий Годарев, Виктор Скорик, Геннадий Мелехин, Виктор Скорик, Светлана и Анатолий Медведевы, Любовь Николаевна Васильева, которая была тогда директором объединённой дирекции двух театров. Я и понятия не имел, что это разные труппы, живущие под одной вывеской. Худрука Игоря Ларина в тот момент не было. Читаю «Казнь Стеньки Разина» Евтушенко, пою что-то. После небольшого перерыва выходит Любовь Николаевна и объявляет: «Вы приняты, приносите документы!».  А у меня молдавский паспорт…»Вы через два месяца должны будете покинуть Россию, — говорит мне кадровик, — как вы собираетесь работать?» Но меня принимают. И через 8 лет (!) я гражданин России…

Этим же вечером я пошёл на спектакль. Как сейчас помню, шёл спектакль «Сердце Корсиканки». Я увидел оркестр, потом поющих и танцующих актёров, и невероятно этому обрадовался. Оперетта! Значит, не прогадал. Всё стало на свои места только на следующий день. Оказалось, что я прослушался и в драму, и в музыкальный. Но драма взяла надо мной верх в тот момент.

Первые, кто в Петрозаводске вселили в меня чувство профессиональной уверенности, обнадежили меня, поддержали, были Игорь Ларин и Софья Маламуд. Прекрасный режиссёрский тандем, который существует и поныне.

Александр Картушин. Первый приезд в Петрозаводск. Июнь 2000 года
Александр Картушин. Первый приезд в Петрозаводск. Июнь 2000 года

—  Какая из первых ролей вам особенно запомнилась?

— Это были «Плутни Скапена» Мольера. И тогда, помнится, я принес свою первую жертву Мельпомене. Мне нужно было под ноль состричь мои шикарные кудри, чтобы на долю секунды явиться перед зрителем в таком виде. Тогда не было еще никаких накладок, и эффект, скажу я вам, был сумасшедший.

Пять лет Александр играл в театре. «Бегущая по волнам»-  взлет карьеры. А потом по семейным обстоятельствам переезжает в Москву. Но Москва оказалась городом не для него. И в 2011 году он  снова едет в Петрозаводск, где его ждут друзья по театру. Но теперь это уже другой театр с новым статусом — негосударственный Ad Liberum.

— Не устаю повторять, что я люблю Петрозаводск. Это мой дом.  Я знаю этот город, может, как никто другой, потому что в каких только уголках его я не жил, снимая квартиру то тут, то там. В Петрозаводске я не жил, пожалуй, только в Пятом поселке. Я рекордсмен по переездам: за 15 лет  сменил более 20 адресов. С каждым у меня связаны самые теплые воспоминания. Когда ты ловишь себя на мысли, что на этом месте когда-то стоял ветхий домишко, а теперь многоэтажка, ты понимаешь, что уже полноценный старожил. Я обожаю Курган, Лососинку, Чертов Стул, куда я иногда прихожу с тетрадкой и тогда рождаются стихи. Люблю  эту природу!

 

Александр Картушин в спектакле "Женитьба" театра Ad Liberum
Александр Картушин в спектакле «Женитьба» театра Ad Liberum

— Ваша популярность набирает силу. У вас чудесные яркие  роли. Лично я под впечатлением от вас в спектакле по Гоголю «Женитьба». Вы заняты в театре, филармонии, концертах…

— Моя основная деятельность, конечно, в театре. Реализация моих планов, чаяний происходит в театре, благодаря главному режиссеру Снежане  Савельевой. Она когда-то поверила в меня, направила, вылепила, счистила шелуху — штампы, которые налипли со временем. Для меня театр — всё! Здесь я занимаюсь любимым делом, имею возможность воплотить свои фантазии в жизнь, поделиться этим со зрителем и мне за это еще немного платят. В этом плане я счастливый человек: имею возможность по ночам писать сценарии, стихи, ведь утром мне не надо вставать к семи часам и идти на производство.

Три года назад в моей жизни появился Михаил Тоцкий, уникальный человек, музыкант, дирижер. И конечно, потрясающий оркестр русских народных инструментов Карельской филармонии «Онего». С ними пришли новые проекты: «Приключения Незнайки», «Золотой петушок», «Василий Теркин», «Скрипач на крыше», «Зима в Простоквашино», «Снегурочка», «12 стульев» … Фантастический калейдоскоп звучащего слова и музыки.

Михаил вдохновил меня спеть и сыграть на сцене Карельской филармонии то, о чем я мечтал всю мою жизнь. Это ни с чем несравнимое чувство, когда ты читаешь бессмертные строки в соавторстве с целым оркестром! Чувствуешь их поддержку, любовь, желание помочь всегда и во всём.

Михаил Тоцкий и Александр Картушин в Карельской филармонии
Михаил Тоцкий и Александр Картушин в Карельской филармонии

— Как произошла ваше творческая встреча с Тоцким?

— Всё случай! И опять не без помощи Александра Сергеевича Пушкина. Готовился «Евгений Онегин», но неожиданно у запланированных исполнителей изменились планы, и они были вынуждены покинуть проект почти перед самой премьерой. Валентина Каменская, солистка филармонии и мой давний друг, предложила Мише Тоцкому, автору проекта, попробовать меня. Познакомились. Я пригласил в качестве партнерши замечательную актрису нашего театра Наталию Антипину. У нее необыкновенный вкус, она как никто чувствует музыку стиха. Она мой самый любимый партнер в чтении. Мы нашли общий язык и исполнили с оркестром «Онего» отрывки из «Евгения Онегина».

 

Многое интересное, что происходит в негосударственном театре Ad Liberum cлучается, несомненно, благодаря участию Александра Картушина, ведь он заведующий литературной частью театра. Сейчас работает над инсценировкой «Маленького принца», в планах театра постановка этого спектакля. В репертуаре есть детский спектакль «Волшебное дерево» по пьесе Александра Картушина. Сочинить стихотворение, песню для спектакля — это все негласная обязанность завлита. Вся жизнь в театре и ради него.

— Александр, вы сделали такой стремительный  рывок с самого Юга на самый Север. Не жалеете о таких кардинальных переменах?

— Скажу, перефразируя Александра Сергеевича Пушкина: «Не вреден Север для меня…»

Александр Картушин с мамой
Александр Картушин с мамой
Михаил Тоцкий, Наталия Антипина, Александр Картушин. Карельская госфилармония. "Скрипач на крыше"
Михаил Тоцкий, Наталия Антипина, Александр Картушин. Карельская госфилармония. «Скрипач на крыше»

 

Фото из личного архива Александра Картушина, театра Ad Liberum