Культура

Лия Фулиди и концерт для Пушкина

Лия Фулиди. Фото Ирины Ларионовой
Лия Фулиди. Фото Ирины Ларионовой

23 апреля исполняется 90 лет со дня рождения известного карельского хормейстера Лии Фулиди

Возложили к подножию памятника цветы, молча постояли. И вдруг кто-то предложил: «А давайте мы ему споем!»

Концерт для Пушкина дала народная хоровая капелла под руководством Лии Фулиди. К сожалению, я не была там, мне рассказывали о нем. Одна из участниц той поездки Наталья Харитонова писала потом в заводской газете (капелла тогда работала во Дворце культуры и техники «Машиностроитель»): 

«Нашу капеллу, первую из самодеятельных коллективов России, пригласили тогда на Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии в Михайловское. День выдался тяжелый: длинная дорога, плотно составленная программа: концерт на знаменитой поляне, встречи, экскурсии по Михайловскому и Тригорскому… К могиле  Пушкина в Святогорском  монастыре петрозаводчане попали только вечером. Но капелле пошли навстречу, открыли ворота, и все поднялись к храму наверху холма, у стен которого могила Александра Сергеевича. Петрозаводчане возложили к подножию памятника цветы, которые возили почти целый день, молча постояли. И вдруг кто-то предложил: «А давайте мы ему споем!». Предложение приняли единогласно. Стали вспоминать, что любил Александр Сергеевич. А, надо сказать, что, собираясь на праздник, капелла подготовила целый цикл произведений русских и советских композиторов на стихи Пушкина. Для начала выбрали «Осень» (композитор Борис Лятошинский). Любимое время года Пушкина».

Капелла ДК "Машиностроитель". Фото Ирины Ларионовой
Капелла ДК «Машиностроитель».  Фото Ирины Ларионовой

У подножия холма вдоль стен монастыря проходила дорога, по которой покидали Пушкинские Горы участники праздника. Когда зазвучал романс на стихи Пушкина, одни машины стали притормаживать, автобусы с туристами останавливаться, люди  выходили и собирались у стен монастыря. Ни капеллу не было видно с дороги, ни  хористам дорогу. Пели почти вполголоса, но в вечерней тишине, разлившись по холмам Пушкинских гор, были слышны далеко Хористы были удивлены, когда, спускаясь с холма, увидели десятки взволнованных лиц, потрясенных услышанным. Аплодисментов не было. Все стояли молча. У некоторых наворачивались слезы, даже у иностранцев, не знавших русского языка, но оценивших  такое приношение великому поэту. Надо ли говорить в каком настроении капелла возвращалась домой?

А ведь пели не профессионалы, а, как тогда говорили, участники художественной самодеятельности или, как говорят сегодня, любители. Правда, в тот год капелле уже исполнилось 25 лет, так уж какое любительство, далеко не все профессиональные коллективы доживают до такого возраста. Хотя по составу – да, любители: рабочие, учителя, врачи и медсестры, строители, инженеры. У большинства музыкальное образование — школьные уроки пения. А вот по уровню исполнения скорее уже профессионалы. Руководила капеллой хормейстер Лия Ильинична Фулиди.

Первые пять лет единственным в Петрозаводске самодеятельным академическим хором, созданным в 1957 году, руководил его инициатор – дирижер симфонического оркестра Сергей Трубачев, великолепный специалист, замечательный хормейстер. В капелле его не только уважали, но и любили и почитали. Когда он уехал за пределы Карелии, передал капеллу своей ученице Лии Фулиди, выпускнице Ленинградской консерватории. Встретили ее не в штыки, но настороженно.

Тогда Лия Ильинична и поняла, какую ношу взяла на себя. Она не собиралась конкурировать с Сергеем Зосимовичем, но и сдаваться не собиралась, несмотря на то что среди участников коллектива было немало тех, кто был старше ее. Помогло, что в капелле уже ее знали.

Потом, через несколько лет, на страницах стенгазеты капеллы ее подопечные  создали словесный портрет своего руководителя. Увидели в молодом руководителе интеллигентность, доброту, благородство, беззаветную любовь к делу, но при этом высокую требовательность и выдержку. Профессионализм подразумевался сам собой.

Как-то, получив редакционное задание, я напросилась к Лии Фулиди на репетицию. Подумав, она согласилась, но попросила, чтобы на репетиции меня не было ни видно, ни слышно. Коллектив работал над новым произведением, и было видно, что Лию Ильиничну не устраивало исполнение. Поймала себя на мысли, что хористы нарисовали точный ее портрет: ни одного выговора, ни намека на раздражение. Она просто останавливала репетицию, высказывала свои замечания и говорила: «Несколько минут передохните и продолжим работать». И так несколько раз. При этом никто из хористов не высказывал неудовольствия.

После окончания репетиции возникала сцена, немного напоминающая школьную. Стоило Лии Ильиничне объявить, что репетиция окончена, как вокруг нее собралась чуть ли почти половина капеллы — как ученики вокруг любимого учителя.

Я обратила внимание, что практически все творческие самодеятельные коллективы с годами становятся еще и клубами по интересам, что еще больше сближает их, помогая в работе. В капелле со временем выделилась группа людей, которых Фулиди называла добровольными хормейстерами — заметьте, не она их назначала! Они брали под опеку новичков: учили их читать ноты, показывали, как ставить дыхание, с чего начинать работу над партией. И, наконец, как почувствовать себя частью коллектива.

Как-то хористы капеллы с помощью сотрудников дворца культуры решили собрать воспоминания участников капеллы, покинувших Петрозаводск. Писем получили  много, и каждое было похоже на другое: не только воспоминания, но и выражение глубокой благодарности человеку, благодаря которому они приобщились к хоровому искусству.

Одно из писем выделялось. Автор уехал в один из южных городов, нашел интересную работу, жилье, в перспективе ожидалась карьера. Но все время его не покидало чувство, что ему все-таки чего-то не хватает. И только получив письмо из Петрозаводска, понял чего – конечно, капеллы! С ее репетициями, концертами, поездками по стране, встречами, спорами и, наконец, той музыки, к которой он приобщился.

Назову только нескольких композиторов, произведения которых были в репертуаре капеллы: Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Бах и Гендель, Шостакович и Свиридов. Потом пришли народные песни, церковная музыка. И это далеко не полный список. Завершалось упоминаемое выше письмо философскими размышлениями: как же прекрасно, когда люди поют! Значит, они верят в будущее.

Вспоминая сегодня Лию Ильиничну, многие работавшие рядом с ней или хорошо знавшие ее часто называют подвижником. Но подвижничеством ее работу можно назвать не в том смысле, в котором мы часто употребляем это понятие: идти, добиваться, сражаться с несправедливостью и так далее. На мой взгляд, ее подвижничество в другом: она  руководила народной хоровой капеллой более 50 лет! Более полувека она учила людей любить музыку.

В какой-то степени ей помогало то, что она совпала со временем, в котором жила. Временем, которое отличалось вниманием к народным коллективам, к просвещению. В Петрозаводске до сих пор сохранились остатки былой роскоши — дворцы и дома  культуры (правда, сегодня они используются по другому назначению). Народными коллективами руководили великолепные специалисты, профессионалы.

У Лии Ильиничны была еще одна особая и замечательная черта: она умела объединять вокруг себя не только талантливых, но и увлеченных людей, преданных своему делу. Рядом с ней работали многие годы концертмейстер Кир  Ильич  Рожков  и хормейстер Татьяна Леонидовна Гликман. Они были одной командой.

Если бы сегодня кто-то из участников капеллы стал  рассказывать, что он участвовал в концерте для Александра Сергеевича Пушкина, в это поверили бы только сами хористы. А ведь это было!