Вышла в свет книга Иосифа Гина, литературоведа, литературного критика. Составитель и редактор – Софья Лойтер.
…Никогда не забуду сцену в редакции «Лицея». Задаю Иосифу Михайловичу свой коронный вопрос: «А что вы сейчас читаете?» – «Знаете, Ирочка, я ведь давно уже не читаю, а перечитываю. Каждый год перечитываю «Евгения Онегина», «Войну и мир», сейчас вот «Былое и думы»…»
Помню, как после этого разговора побежала в букинистический магазин, купила «»Былое и думы» — книгу, которую сдала туда раньше, — и не могла оторваться, прочитав запоем.
Надо сказать, сам Иосиф Михайлович всегда скромно называет себя литературным сотрудником и просто читателем. Его друг Валерий Ананьин, много лет работавший на телевидении режиссером программ художественного вещания, считает, что Гин «из читателей уникальных». «Вот он сел за столик, — рассказывает Ананьин в послесловии к книге, — разложил принесенные книги, улыбнулся всем нам в камеру… И началось волшебство!».
То же самое и с новой книгой. Открываю ее, начинаю читать и будто слышу живой, неторопливый голос Иосифа Михайловича — рассказчика, каких мало. В книгу вошли рассказы о писателях мирового масштаба и их текстах — таких, как Пушкин, Томас Манн, Фейхтвангер. И о карельских авторах тоже: редакторе «Севера» Дмитрии Гусарове, поэте-романтике Владимире Морозове, философе Юрии Линнике, этнографе, художнике и поэте Вячеславе Агапитове.
«Уже сорок лет я читаю и перечитываю тетралогию Томаса Манна «Иосиф и его братья», — читаю у Гина. Потом целая эпопея о том, как трудно продирался вдумчивый читатель Гин через сложнейший пролог из десяти глав. А я, увлеченная «Волшебной горой» и желавшая прочесть и эту книгу тоже, бросила, так и не продравшись. Есть повод вернуться! Оказывается, потрясшую меня книгу Фейхтвангера об Иосифе Флавии Гин часто перечитывает. Иосиф Михайлович умеет вплести в свое повествование такие трогательные факты из жизни писателей, что их уже не забудешь.
Удивительный рассказчик Иосиф Михайлович! Начинаешь читать — и обо всем забываешь. Повествование его кажется очень простым, на первый взгляд. Но за этой простотой чувствуешь умного, глубокого и вдумчивого читателя. В коротких, на несколько страниц, рассказах авторы предстают живыми во плоти, сразу же хочется перечитать каждого. Упоминаются важные факты писательской судьбы, мнения других литературных критиков. В них есть и личное восприятие, как в случае с карельским писателем Виктором Соловьевым, знатоке своего края и природы. Какая проникновенность в чужое повествование, сколько любви в этом погружении в текст!
Иосиф Михайлович всегда интересовался, а какими читателями были сами поэты и писатели? «По читательским пристрастиям писателя можно очень многое понять, — считает он. — Эти поразительные читатели начинаются для меня с Пушкина и Толстого, а затем такие незабываемые читатели, как Бунин, Паустовский, Юрий Олеша и Александр Гладков».
Благодаря Гину некоторых авторов открыла для себя заново. А чтение его книги доставило мне истинное удовольствие!