Культура

Валерий Хазов: «Я как зачарованный смотрел на огонь…»

Валерий Хазов. Фото Ирины Ларионовой
Валерий Хазов. Фото Ирины Ларионовой

19 ноября — День кузнеца ручной ковки

Впервые Валерия Хазова я увидела на портрете художника Аркадия Морозова. Образ сразу  врезался в память: из-за деревянных досок, обрамляющих  живописное полотно, с картины на вас смотрит человек с благородным лицом и взглядом философа. В  его образе читается какая-то незащищенность. Кто этот человек, мне было неизвестно.

Мы познакомилась на одной выставке. Как оказалось, друг Аркадия Морозова Валерий Хазов — тоже художник, но по металлу. Валерий  занимается художественной штучной ковкой. Ремесло кузнеца всегда считалось магическим и священным. У нас в Карелии профессия кузнеца ассоциируется с героем «Калевалы» Илмариненом. Валерий же в жизни человек невысокого роста, крепкий — не зря всю жизнь занимается лыжами, подводным плаванием, живой, открытый, искренний. И очень скромный: о себе никогда и ничего. Про таких людей обычно говорят: «Мал золотник, да дорог!».

– На самом деле в кузнечном ремесле важны не мышцы,  а технология, – поясняет Валерий. —  Все зависит от того, как ты стоишь, в каком положении у тебя находятся позвоночник и шея! Кувалда сама, своим весом должна бить, так я учу своих учеников. Поэтому кувалда должна быть  массивная.

Вспоминает:

– В детстве я чаще жил с бабушкой-старообрядкой. Бабушкин сын, мой дядя, всегда пытался меня чем-нибудь занять. Станочки, верстаки сооружал, создавая для меня условия для занятий. Мама работала в управлении строймеханизации на улице Заводской, а там была кузница. Мастер  Володя  меня не прогонял, и я как зачарованный смотрел на огонь, на процесс ковки. Но в мыслях у меня тогда не было, что я стану художником-кузнецом.

Кто видел его рисунки карандашом или тушью, 11-15 летнего мальчишки, удивился бы, как удивилась и я. Эти рисунки и по сей день хранятся в музее А.П. Чехова в Мелихове. Ребята из изостудии Дворца пионеров под руководством своего учителя Андрея Андреевича Деревенского посылали  на выставку иллюстрации к рассказам Чехова. Рисунки такие живые! Многие побывали на выставках в разных странах.

Валера с детства обращал внимание на старинные изделия из металла, удивлялся и восхищался мастерством и терпением старых мастеров. Он не искал легких путей. Для обучения в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной, «Мухе»,  выбрал отделение художественной обработки металла. С третьего раза, но поступил. В кузнице училища или  Академии Штиглица, как его теперь называют, до сих пор хранится шедевр студента  Валерия Хазова — его дипломная работа Петух. Только посмотрите на него: этот петух всем петухам петух!

Валерий Хазов. Петух
Валерий Хазов. Петух

Только почему Валерий выбрал не графическое отделение, а обработку металла, удивилась я.

— Металл и есть графика! Он же так  пластичен, графичен и эстетичен, – Валерий смеется, как же я этого не понимаю. — Чтобы создать любую вещь, делаю эскизы, изображаю ее в той самой графике и только  потом воссоздаю в металле. Так что рисовать много приходится! Без графики тут никуда. Я вот захожу иногда к своему другу Аркадию Морозову. Мы ведь с ним много о творчестве рассуждаем, беседуем и удивляемся: в мире всего семь нот и семь красок, а сколько вариантов  ля творчества они дают! Бесконечно!

Сколько мастерства и умения нужно, чтобы металл приобрел нужную форму, чтобы она заиграла, чтобы вещь стала функциональной и красивой! Но Валерий человек упорный.

— В жизни вообще очень важно на чем-то сосредоточиться, уж не говорю о работе,  — убежден Валерий,  – без этого его профессия невозможна. Чтобы дело пошло, иногда волну нужно поймать! А когда поймаешь, то можно и  ночь напролет работать! Работа мною сама управляет и ведет к цели. Между прочим, большой художник часто не знает, чем закончится его работа, если речь идет о писателе или живописце. В этом есть интрига.

Хазов — яркий  пример верности в дружбе. С Аркадием Морозовым дружен несколько десятков лет, как был дружен с Григорием Салтупом, до самого его ухода из жизни. Вместе они работали в Сандармохе, потом создавали  фонтан «Танцующие журавли» у бывшего здания Дома культуры ОТЗ.

Валерий Хазов. Сандармох
Валерий Хазов. Сандармох
Валерий Хазов. Фонтан «Танцующие журавли» у ДК ОТЗ
Валерий Хазов. Фонтан «Танцующие журавли» у ДК ОТЗ

Люди, кстати,  назвали его самым красивым фонтаном Петрозаводска. Саму работу – изящных журавлей – Валерий выковал за двадцать дней! Фонтан и впрямь был хорош. А помните ли кованые решетки на здании Юношеской библиотеки на улице Титова? Они были созданы в 1989 году руками мастера Валерия Хазова и выглядели изысканно. Но и они, и вывеска, и сама библиотека канули в Лету, как и фонтан с журавлями. Как это возможно? Не понимаю…

Валерий Хазов. Решетки на окнах Юношеской библиотеки
Валерий Хазов. Решетки на окнах Юношеской библиотеки

Чуть больше десяти лет жизни Валерий отдал работе в музее «Кижи». Восстановил две кузнецы — одну в городе, другую на острове. Много важного и нужного для музея создали его золотые руки, вещи все эксклюзивные. Приходилось ковать специальные гвозди взамен старых и ржавых, скобы, дверные петли, встроенные замки, паникадила, амбарные дверные петли — жиковины. Для интерьера часовни Архангела  Михаила и Покровской церкви, по просьбе отца Николая Озолина,  изготовлял навершия и основания по старинным образцам для стойки тощих свечей, реставрировал старинные вещи.

Всё это делалось методом ручной ковки, без использования современного пневматического молота. Ведь даже чтобы сделать встроенный замок, нужно немало терпения и смекалки. Иногда ему помогали ученики-молотобойцы Влад Пестов и Юрий Сабанцев, сейчас самостоятельные мастера.

Валерий Хазов. Беседка
Валерий Хазов. Беседка

Пытаясь осознать свой путь в профессию, Валерий вновь и вновь обращается к своим истокам, детству. Рисовать научился рано.Увлекался моделированием, вырезал по дереву, причем и левой, и правой рукой, орудовал ножом, топором, все пальцы были изрезаны. Бабушка рукодельничала, ткала половики, мама вышивала. Получается, что самые обычные занятия бабушки, мамы, дяди уже в детстве заметно влияли на  формирование его художественного мышления.

— А вообще художник либо есть, либо его нет! — размышляет зрелый мастер по ковке  Валерий Хазов. — Если человек художник, то он во всем художник! В этом я убедился, разглядывая вышивку, расписные прялки, ажурные наличники на кижских окнах. Быть художником —  это состояние души.

                                    Фото Ирины Ларионовой и из архива Валерия Хазова