{hsimage}Выпускница Петрозаводской консерватории Анна Серова вошла в музыкальную элиту Европы
Первоклассным музыкантом предстала альтистка Анна Серова, выступившая в очередном симфоническом концерте Карельской филармонии.
Среди струнных инструментов альт не самый распространенный. Современную популярность, живой слушательский интерес в нашей стране он завоевал прежде всего благодаря Юрию Башмету. Каждый новый исполнитель на этом инструменте вызывает естественный интерес. Голос ее альта, ровный и красивый, привлекает благородством, богатством тембровых красок, выразительной звуковой палитрой. В концерте Уолтона он звучит по-разному: при общем сурово-сдержанном тоне музыки она богата и лирической кантиленой, и романтическими порывами, и игровой виртуозностью. Но композитор редко дает солирующему инструменту свободу, он почти все время "привязан" к оркестру, у него нет даже традиционной сольной каденции.
В афише Анна Серова значится как представительница Италии. Действительно, последние семь лет она живет в этой стране, но и с Россией не порывает связи. У музыкантов Карелии, она вызывает особый интерес, поскольку училась в Петрозаводской консерватории. Понятно, что и выступать ей у нас труднее, чем в других городах: здесь ее слушают с особым пристрастием.
В консерваторию она поступила в 1992 году после архангельского музыкального училища. Альт был не первым ее инструментом. Она уже профессионально осваивала скрипку, когда в Архангельск приехал известный петрозаводский скрипач профессор Климентий Векслер и, послушав девочку, порекомендовал ей перейти на альт. Не потому, что у нее не ладилось со скрипкой, просто опыт, педагогическое чутье позволили ему разглядеть в Анне будущую альтистку.
Не без слез и сопротивления взяла она в руки предложенный инструмент и почувствовала — "мое". Дальше началась работа. Отношения с педагогом по специальности – доцентом Татьяной Сергеевной Заозерной – складывались вполне благополучно, тем более, что эта студентка была не только на редкость трудолюбива, но и хорошо знала, чего хотела.
После консерватории Анна поступила в аспирантуру Петербургской консерватории. Одновременно в Москве прослушалась и была принята в камерный оркестр "Московия" под руководством Эдуарда Грача, а через полгода перешла в оркестр Александра Рудина "Musica viva". Два года она жила между четырьмя городами: Петербургом, Москвой, Петрозаводском (где начала заниматься педагогической работой) и родным Архангельском, в котором бабушка растила ее маленького сынишку.
Однажды, находясь с оркестром Рудина в Париже, она случайно встретилась с Мишелем Штраусом, посетившим в студенческие годы Ани Петрозаводск. Он порекомендовал ей остаться в Париже. Здесь ей удалось поиграть с Иври Гитлисом, очень известным скрипачом, получившим звание "Паганини ХХ века". Затем состоялось знакомство с выдающимся итальянским музыкантом Сальваторе Аккардо. Нам эти имена почти ни о чем не говорят, но на Западе они относятся к музыкальной элите.
В Париже Анна задержалась лишь на полгода. Вскоре последовал переезд в Италию и приглашение на пост концертмейстера альтовой группы в знаменитый итальянский театр «Arena di Verona». Казалось бы, можно на этом успокоиться, работа в таком коллективе и престижна, и дает ощущение жизненной стабильности. Но Анна не тот человек. Параллельно она поступает в одну из двух лучших итальянских академий – "Stalfer" в Кремоне и четыре года занимается у знаменитого альтиста Бруно Джуранна. Не обошла и возможности поучиться в мастер-классе Башмета, который преподает в другой знаменитой итальянской академии.
Оркестровую работу Анна оставила и начала интенсивно выступать в камерном музицировании и как солистка. Она переиграла со многими выдающимися исполнителями, стала лауреатом разных конкурсов. Судьба свела ее с одним из удивительных пианистов – Филиппо Фаесом, работа с которым дала ей очень много. С ним она регулярно выступает в различных камерных составах, сделала множество записей. В минувшем сезоне, отмечая "год Шумана", Серова, Фаес и музыканты "Ensemble Punto It" записали компакт-диск с редкими произведениями композитора. Для подобного рода оригинальных и амбициозных проектов периодически объединяются европейские солисты. Авторами этого проекта стали Анна и Филиппо. Диск был признан одним из лучших и журнал "Musica" присудил ему высшую оценку – 5 звезд.
С каждым годом Анна Серова набирает творческую высоту, становится весьма заметной фигурой не только в Кремоне, где она живет, но и в музыкальном пространстве Италии. Она ведет мастер-класс в академии Musicale di Cremona, устраивает фестивали. Это о ней было сказано, что она "превращает город скрипки в столицу альта" (Кремона с XVII века стяжала славу скрипичного центра). Она постоянный член жюри конкурса камерной музыки в городе Cosale Monferrato. В этом году пришло приглашение принять участие в качестве члена жюри конкурса в Брешии (заменила Игоря Ойстраха), где среди представителей разных стран были Дора Шварцберг и Захар Брон.
Высоко отзывается о ней Юрий Башмет: "Анна Серова — выдающаяся фигура в мире камерной музыки. Неутомимый поиск истины и красоты в Искусстве, бескомпромиссность, богатство и красота звука делают событием каждое появление ее на сцене".
Альтистка поддерживает прочные связи с Россией. В 2002 году она впервые побывала в Красноярске. С той поры ее поездки в этот сибирский город стали регулярными, и не только ради концертных выступлений. Поддержанная властями Красноярска, она организовала побратимские связи этого города с Кремоной, в результате чего был подписан Протокол о намерениях в разных сферах жизни, но прежде всего, конечно, музыкальной.
Став официальным представителем консорциума скрипичных мастеров Кремоны в России и культурным и коммерческим атташе Красноярска в странах Европы, она организовала снабжение сибирского города кремонскими инструментами. Почти каждый год администрация Красноярска осуществляет покупку лучших инструментов кремонских мастеров, которые отбирает Анна Серова. Так в Сибири формируется своя уникальная коллекция. Анна Серова проводит музыкальные фестивали в Красноярске и организует гастрольные поездки красноярского оркестра в Италию.
Ей принадлежит идея поистине фантастического замысла. Набравшись смелости, она обратилась к крупнейшему современному итальнскому композитору Ацио Корги с просьбой создать произведение для альта. На положительный ответ не уповала. Однако, свершилось чудо. Так родилась драматическая кантата "Fero dolore" ("Бесконечная боль"), посвященная Анне Серовой. Это синтетическое произведение для альта, женского голоса, камерного оркестра и ударных, при исполнении которого важно сценическое и световое оформление. Премьера состоялась в театре Кремоны с красноярским камерным оркестром, игравшим на кремонских инструментах. Самой Анне для этого исполнения был выдан коллекционный альт знаменитого кремонского мастера XVII века Амати.
Это был не первый коллекционный инструмент, полученный ею. В 2002 году она записала вместе с Филиппо Фаесом диск по программе "Ротори-клуба", организующего благотворительные акции прежде всего в пользу больных детей. Для записи она получила инструмент Амати "Stalfer 1615", который был приобретен академией Stalfer за 15 лет до этого.
О деятельности Анны Серовой можно рассказывать еще очень много. Но … остановимся. В грядущем году у нее намечается гастрольная поездка в Люксембург и по Южной Америке. Жизнь продолжается, и этому одаренному музыканту предстоит сделать еще очень много.