Культура

Отец Рунета и филантроп. О книге Антона Носика

 

Вышла в свет книга Антона Носика «Лытдыбр» — своего рода автобиография, составленная из его дневниковых записей, публицистики, расшифровок интервью и диалогов. 

Lytdybr – это «дневник», если набрать слово, не переключив клавиатуру с латиницы на кириллицу.

Антон Носик умер в ночь с 8 на 9 июля 2017 года от внезапной остановки сердца. За несколько дней до этого ему исполнился 51 год. Носик был основателем «Ленты», «Вестей», «Рамблера». Он также работал топ-менеджером в интернет-холдинге «Рамблер» и медиадиректором компании SUP Media, которой принадлежит сервис LiveJournal («Живой Журнал»).

Носик заслуженно считается одним из тех, «кто придумал Рунет» — не техническую его составляющую, а содержательную. Большую часть собственных мыслей он публиковал в «Живом Журнале». Именно оттуда составители взяли и систематизировали тексты по темам: детство, семья, Израиль, рождение русского Интернета, Венеция, протесты и политика, благотворительность, русские медиа. Так сотни разрозненных дневниковых записей Носика, многие из которых написаны на злобу того, определенного дня, превратились в повествование о жизни не только страны, но и самого Антона. Потому как каждая его запись – это не тоннельное видение, а широкий контекст, в который умещается намного больше, чем в короткую новость информагентств.

Каждая глава книги «Лытдыбр» сопровождается предисловием одного из друзей Носика: Павла Пепперштейна, Демьяна Кудрявцева, Арсена Ревазова, Глеба Смирнова, Евгении Альбац, Дмитрия Быкова, Льва Рубинштейна, Катерины Гордеевой.

Размышления Носика захватывают. И это несмотря на то что пишет он о событиях давних, о том, что помнится пунк­тирно или забыто вовсе. Возможно, потому, что в этих размышлениях есть автор – яркий, непримиримый, интересный и умный. Шутит ли Носик, переживает ли, ищет ли деньги для того, кому его фонд решил помочь, он искренен и откровенен до щемящего чувства в душе читателя. Наверное, эти честность и принципиальность – один из секретов его популярности в Сети. Он писал так, как жил. «…его ровное радушие и терпеливая ирония с постоянной подспудной готовностью к возмущению и раздражению, его речь, плотно переложенная матом, его неприглаженная честность, почти врачебная холодность в суждениях», – замечает журналист и друг Носика Демьян Кудрявцев.

Друзья Антона, не сговариваясь, отмечают его особенность – быть здесь и там, в мире реальном и виртуальном. Слушать тебя и попутно, отвлекшись на гаджет, помогать и отвечать еще кому-то. Врач по образованию, Носик не стал доктором, людей не лечил, но поддерживал и со знанием дела подмечал особенности человека не прошлого, а настоящего и будущего. В мировоззрении Носика нет табуированных тем. Вот и о жизни он написал просто: «Смерть – всего лишь частный случай будущего, в котором не останется черт настоящего, и, покуда живем, можно находить в ней безусловную пользу, так как она дает неисчерпаемую пищу для философских раздумий и поэтических опытов».

Антон Носик не только размышлял и философствовал, он щедро делился с другими своим знанием, готовил интересные статьи о том, что его вдохновляло. И знания эти не были поверхностными: литература, иностранные языки, желание запечатлеть увиденное и преобразовать жизнь человека, пусть и одного, – это составляло основу его существования.

Антон Носик создал первый в Интернете благотворительный фонд – pomogi.org, который продолжает работать до сих пор. «Не помню, чтобы благотворительность была какой-то отдельной областью интересов Носика, знаменем, которое он нес, деятельностью, которую он афишировал. Скорее она была побочным продуктом его способа жить, органичной частью повседневности», – пишет Катерина Гордеева.

…Есть те, кто в жизни следует одному призванию. Носик был иным. Жил в Москве и Израиле, любил и знал Венецию. Читал классику и вел собственный дневник, нашпигованный крепкими словами и оценочными суждениями, был пристрастным и объективным – был очень разным. Написал более 50 тысяч страниц, но ни одной полной книги после него не осталось. Создал десятки компаний, и все они живут без него или умерли, отжив свое.

Настоящим делом его жизни были друзья и коллеги, которым нет числа. Его читатели и подписчики, которые комментировали, помогали собирать деньги и проворачивать невероятные для одного человека проекты помощи и поддержки. Говорят, человек жив, пока о нем помнят. Антон Носик, наверное, скептически хмыкнул бы на это. Но его помнят именно таким – добрым скептиком, способным на невероятные поступки.

Из книги:

«Я живу свою жизнь так, как считаю нужным — без оглядки на всех стукачей, палачей и вертухаев, которым это может не нравиться. У меня есть блог, в котором я пишу то, что думаю, и публично выражаю свои мысли так, как считаю правильным.

Возможно, у этой свободы есть своя цена. Возможно, мне придётся заплатить эту цену. Среди моих друзей и знакомых есть люди, которые уже заплатили — а тоже ведь могли б вовремя сбежать. Но я уважаю их выбор. И много лет, глядя на эти примеры, я спрашивал себя, как поступил бы я сам, оказавшись на их месте — когда угроза репрессий уже озвучена, но ещё не материализовалась. Ответы в голову приходили самые разные, но с одним общим выводом: в своей единственной жизни я не готов жертвовать свободой ради безопасности. И не готов совершить — даже во имя той самой безопасности — никакого поступка, после которого перестал бы уважать себя. Стук в дверь может раздаться в любой день. И нужно просто быть к нему готовым.

Я — готов».

Антон Носик: Лытдыбр. Дневники, диалоги, проза. – М. : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2021.

Источник: ug.ru