О театрализованной лекции-диспуте «Зимняя война. Белое/черное» творческой лаборатории «Театрум»
Мне бы очень хотелось, чтобы этот спектакль показывали в школах. Чтобы с детьми говорили дети, делились своим новым опытом, пережитым и переосмысленным знанием.
Я помню свои 18. В них было не слишком уютно, границы мира расширялись, все переворачивалось с ног на голову и обрушивалось в сознание лавиной. Мир был одновременно черным, белым и разноцветным. Что помогло сохранить ориентиры? Книги, которые я читала с пяти лет, знания, мнение людей, которым доверяла.
Вчера я посмотрела спектакль «Зимняя война. Белое/чёрное» творческой лаборатории «Театрум», вернее — театрализованную лекцию-диспут, как обозначено на афише. Так вот, главное, что я вынесла оттуда, — это уважение к педагогам и артистам, которые не побоялись такой острой и одновременно глухой темы, как Зимняя война. Её часто называют Неизвестной войной. Действительно, поводов для гордости за нее нет, проще стереть из памяти истории, но все же она то и дело возникает, будто ждет, чтобы с ней закончили: разобрали, разложили, сделали горькие выводы и упокоили с миром. Но помнили!
В первую очередь это важно для самих юных актеров, думаю, самое главное, что они поняли, — нельзя затолкать больное, нарывающее поглубже и забыть. В отношениях людей или стран, рано или поздно нарыв прорвется болезнями, проблемами, горем. Потому надо договариваться. Воевать неконструктивно, война — это ненависть, война — зло, и виноваты все стороны.
Особенно интересно, что спектакль отточенно лаконичный. Фразы языком телеграмма, отношения ясно читаемы, пластика — полноценный актерский язык.
Отношение к страшным событиям со множеством жертв не усугубляется надрывностью показного трагизма. Здесь все очень настоящее, хоть и обернуто в формат military games.
Всё самое главное, все оттенки этой войны — коротко, но до щемящего больно:
— отсутствие нормального обмундирования и довольствия советских войск в страшный холод;
— число солдат с нашей стороны, а не умение;
— дикие потери с обеих сторон;
— провокации, сомнительные достижения, без видимых причин;
— невозможность диалога, компромисса.
Браво, Театрум! Браво режиссерам Леониду Прокофьеву и Елене Политанской, сценаристам Леониду Прокофьеву, Антону Барышникову, Илье Соломещу!
Мне бы очень хотелось, чтобы этот спектакль показывали в школах. Чтобы с детьми говорили дети, делились своим новым опытом, пережитым и переосмысленным знанием. И чтобы ребята сохранили на всю жизнь то, что вынесли из этой работы.
Если так и будет, значит у нас всех есть надежда на мир. Цветной, живой, радостный.
Фото спектакля со страницы режиссера Елены Политанской