«С детьми я начал работать в Сортавала. И вот тогда-то и стали рождаться песни. Искать их было сложно, интернета же не было, легче написать песню самому для своего коллектива, чем где-то искать».
В прошлом году Сергей Суэтов, композитор, автор детских песен, почетный гражданин города Сортавала, отметил 70-летие. Город приветствовал своего композитора так горячо, как обычно чествуют национального героя. Я не преувеличиваю, видеоролик это подтверждает.
Сергей Суэтов полон жизненных сил, энергии, по-прежнему руководит детским Театром песни. Именно Суэтов — инициатор и бессменный руководитель республиканского конкурса «Маленькие звездочки», который прошел в Сортавала уже в 30-й раз. Его ученики и друзья отзываются в соцсетях об учителе и друге с любовью: «Позитивный человек, такой добряк, смешнючий, интеллигентный, наш маэстро»!
Где черпает оптимизм замечательный педагог и музыкант? Чем он живет? О чем вспоминает? Об этом наша беседа.
— Вы работаете с детьми много лет и знаете, что в подростковом возрасте мальчики начинают предпочитать музыке футбол. С вами такого не случалось?
— В моем случае это был хоккей, но родители — профессиональные музыканты — поставили ультиматум, и хоккей пришлось оставить. Когда дома собирались гости, среди которых практически все были музыкантами, родители нажимали на клавиши, а я бойко отвечал, какая это нота. Я был свыше одарен музыкальным слухом, они гордились моими способностями, потому-то у меня не было никакого другого шанса, как только стать музыкантом. Никуда от этого было не деться. К тому же за стенкой в коммунальной квартире жила моя учительница музыки Екатерина Карловна Рикконен, чуть ли не член нашей семьи.
А соседями были, в это трудно поверить, легендарные люди того времени. Имена их теперь на слуху. К композитору национального балета «Сампо» Гельмеру Синисало, который жил этажом выше, мы ходили смотреть телевизор. Он у него у первого появился. На первом этаже жил Григорий Ильич Цвибель, прекрасный пианист. Летом он обожал музицировать, а мы заслушивались его игрой.
— Видела документальный журнал «Советская Карелия», где вы запечатлены 7-летним мальчиком на уроке музыки вместе со своим педагогом. Любопытно вернуться в прошлое! А как случилось, что вы занялись композицией?
— Когда в музыкальном училище появился Геннадий Алексеевич Вавилов, молодой и горячий, он организовал класс композиторов. Года два я у него занимался, теоретически это, конечно, меня обогатило. В то время в Музыкальном училище имени Раутио преподавали потрясающие преподаватели, такие как Олег Рудаков, которого мы безумно любили, Эдуард Зондерегер, бывший тогда первой скрипкой в оркестре, Надежда Вильчинская, Кир Рожков. В области профессии они были такими специалистами, что лучше не бывает.
— Какая музыка звучала в вашем доме?
— Родители после ансамбля «Кантеле» какое-то время пели в военном ансамбле в Германии. Привозили нечто современное западное: тогда мы, дети, стали уже взрослее, и нам это было интересно. Тогда уже «Битлз» появился, джаз. Иногда, чтобы голос проверить, мама могла запеть какую-нибудь арию. Родители были крепко связаны с той компанией музыкантов, что жила в Петрозаводске. Помню, как отец распевал песню со словами «Петрозаводские ребята, замечательный народ.» Кажется, то была песня Абрама Голланда. Они тогда записывали ее на радио.
— Пробовали ли вы себя в других жанрах, кроме песни? И почему вы стали автором 500 детских песен, как пишут?
— Конечно, я пытался писать фортепианные пьесы, но то был ученический опыт. Когда после нашего вояжа по стране — а мы с женой как музыканты объехали практически весь Советский Союз — вернулись в Карелию и осели в Сортавала, где жили ее родители, я начал работать с детьми. И вот тогда-то и стали рождаться песни. Искать песни было сложно, интернета же не было и легче было написать песню самому для своего коллектива, чем где-то искать. А сколько их написал, уже и не помню… Мне очень нравился сам процесс, ведь я никогда не писал в стол: написал песню, и она тут же звучит на очередном концерте, конкурсе или фестивале!
— Какой должна быть песня, чтобы стать популярной?
— Это трудно сказать… Вот в 90-е мы с Евгением Пекки написали песенку «Шел по лесу музыкант«. Совершенно неожиданно она стала очень популярной. У нее на youtube сейчас 700 тысяч просмотров. А раньше песни распространялись через песенные детские конкурсы или позже через диски — это было обычным делом.
В Карелии меня многие педагоги знают, мои песни дети поют и — хорошо! К моему юбилею в республиканском конкурсе «Маленькие звездочки» была номинация «Песни Суэтова». Дети спели штук 40 моих песен! Что еще нужно для радости композитору? (Сергей смеется).
— Что вы сами любите слушать? Концерт какого исполнителя вы бы точно не пропустили, если бы он приехал в Сортавалу?
— Люблю слушать пианистов! С удовольствием пошел бы на великого Григория Соколова. В Сортавалу-то никто не приезжает, конечно! Но мы иногда выбираемся на концерты в Санкт-Петербург и в Петрозаводск. В Музыкальном театре слушали недавно новую оперу «Карельский пленник». Очень яркая работа, качественная! Роскошный хор! Прекрасные солисты! Музыка оставила хорошее впечатление! Интересно, что опера написана на материале, так сказать, местном.
— Кто ваши соавторы в создании песен? Как вы находите поэтов — среди тех, кто пишет стихи для детей?
— Ольга Ермакова, Евгений Пекки — оба уехали в Финляндию, к сожалению. Много песен я написал совместно с Инной Балакиревой. В последнее время написал несколько песен с поэтом из Челябинска Михаилом Придворовым. Он чем-то напоминает мне Хармса, такое у него потрясающее чувство юмора. С каждым поэтом рождается что-то свое, особенное, благодаря индивидуальному чувству ритма стиха, звучанию слова, интонации. Одну песню о Карелии написали с Еленой Пиетиляйнен.
— Сортавала, насколько я знаю, город музыкальный…
— Да! Сортавала вообще полна творческими людьми! Когда-то еще при финнах здесь проводились фестивали песни — какие характерны для Эстонии. Мне кажется, эта музыкальная и песенная аура сохраняется в городе по сей день. После того как меры по карантину ослабили, на городские площадки не попасть: все хотят петь, играть, танцевать! Мне вообще Сортавала нравится больше, чем Петрозаводск. Он очень уютный, построен по другим принципам, для людей, для жизни. Вокруг сопки, а внутри долина — теплая, без ветров. Мне повезло: мы живем в самом центре в чудесном деревянном финском доме 1893 года.
— Вашему жизнелюбию можно позавидовать! Где вы черпаете вдохновение?
— Сейчас у нас в Театре песни занимаются около 40 детей. Меня радует, что мы с женой работаем с детьми. Особенно, когда в студию приходят малыши. У них немыслимая энергетика! Именно от них у нас желание жить и творить! Мы умиляемся этим крохам. У меня в театре есть девочка пяти лет. Какой это ребенок, Боже мой! Неугомонная, но очень одаренная. И слушается, и продуктивно занимается все занятие. Выходишь после такого урока просто счастливым!
А еще у нас есть Ладожское озеро! Мы с женой часто ездим рыбачить. И это тоже ни с чем не сравнимое удовольствие!
Фото из личного архива Сергея Суэтова