Кино

Наш киноклуб: «Жила-была одна баба»

{hsimage|Кадр из фильма ||||}

«Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь…»  — слоган нового фильма знаменитого кинорежиссера Андрея Смирнова. У этой ленты есть как активные сторонники, так и яростные противники. Равнодушных нет.

Содержание фильма укладывается в аннотации к нему: «История частной жизни одной женщины и четверых ее мужчин. Главная героиня — неграмотная крестьянка, и действие фильма начинается с ее свадьбы в 1909 году, когда девушку из нищей семьи взяли в богатую, а кончается в 1921 году Антоновским восстанием».

Поздним вечером  я решилась посмотреть этот фильм. И буквально с первой минуты порывалась его выключить. Во мне боролось  два чувства: понимание, что это история моей страны и знать ее я обязана, и второе чувство — брезгливость. Я никак не могла понять и принять, что все происходящее было на самом деле.

Из рекомендаций к просмотру: это кино точно нельзя смотреть людям впечатлительным. Фильм точно не для детей. Это камерное кино для сильных людей. Оно ранит, не дарит надежды и не делает нас счастливее.

 

Катя Лобастова, госслужащая:  "Верю!" 

{hsimage|Кадр из фильма ||||}

— Фильм заставил смотреть себя, оторваться было трудно. Напряжение нарастало постепенно и неотступно. Потрясающий подбор актеров, в особенности на роль Варвары. Глубокое погружение в материал, абсолютная достоверность в главном и в мелочах. "Верю!" — говорила я на протяжении всего фильма. Пластика, мимика, манера говорить, умение носить эту одежду безукоризненны. Образ написан точно, узнаваем и очень близок.
Образ  Варвары  получился светлым, добрым, кротким и сильным одновременно, живучим и стойким.

Наименее удачна, на мой взгляд, работа актера в роли Давыда. Неубедителен, невнятен, чужероден.
Что мне мешало, так это плохое озвучание. Я половины слов не разобрала.

Смотришь этот фильм и понимаешь, почему Россия женская страна и почему у нас большая часть мужчин инфантильна.

А еще, параллельно, где-то в глубине души, радуешься, что родилась не в Тамбовской губернии, а на нашем русском Севере, где люди сдержанны и благородны.

 

Денис Румянцев, студент: «Так и не увидел образа мужчины»  

{hsimage|Кадр из фильма ||||}

— Все чаще начинает казаться, что выставлять на показ свое испорченное Я  — признак интеллекта в современном обществе. Мало того, что мы погрязли в информационной грязи, более того — эта информационная порнография начинает попирать и заполонять собой исторически сложившиеся и обремененные ярлыком неприкосновенности государственные и личностные ценности человека. Фильм "Жила-была одна баба" оставил после просмотра именно такое амбре.

Фильмы о войне, о воинской доблести должны, на мой взгляд, быть с идеей, очень хорошо проработанной и выверенной. Признаться, оскорбило то, что в очередной постановке военной тематики я так и не увидел образа мужчины. Это меня хоть и вовсе не удивило, но привело в некоторое уныние. Порой так хочется увидеть то, существовании чего нам судорожно-напористо пытаются доказать.

Вы видели настоящих мужчин? Вы видели мудрых стариков? Вы видели истинных леди?  Я — нет. Я видел персоны, которые своим поведением напоминают мне слезливых официантов, стариков, которые вовсе не стремятся передать свой опыт нам, нынешнему поколению, и женщин, которые вызывают лишь чувство брезгливости.

Вам не страшно? Мне, например, очень.

 

Ольга, домохозяйка: «Чёрные картины русской жизни, низ её, грубость и беспросвет» 

— Я 40 минут с трудом пробиралась в поисках пользы для души. Просмотрела затем отрывочно. До конца скрупулёзно сил не хватило находиться в этой помойной яме, извиняюсь за выражение. Чёрные картины русской жизни, низ её, грубость и беспросвет.

Где тут любовь, радость от жизни, благодарственное несение креста, вера, наконец?

Помните, как в «Идиоте» князь Мышкин говорит : «От такой картины вера может пропасть»? Почти так произнес Достоевский в Базеле,  потрясенный реалистичностью картины Ганса Гольбейна «Мертвый Христос».

Может, я очень обывательски сужу, может, не доглядела чего-то…

Об "Андрее Рублёве" Тарковского тоже говорили, что это новое кино. И оно было новым на самом деле, несмотря на реалистичные сцены. Удивительно, что автор "Белорусского вокзала" и  "Осени" , наш русский мэтр, снял такое…

Мне это чем-то напомнило спор Феофана Грека и Андрея Рублёва, где один говорил, что людей надо в страхе держать страшным судом, а Андрей отразил в своих иконах путь Христа, путь любви. Вот режиссёр Андрей Смирнов и считает, что надо всю мразь с земли потопом смыть, как некогда ветхозаветный Бог.

Когда смотришь на полотна живописцев, читаешь  книги, смотришь фильмы, открывается душа художника. Понятно душевное состояние человека, создавший этот безысходный отвратительный "шедевр".

 

Юрий Филатов, педагог по художественной обработке дерева, художник-реставратор: «Полезно посмотреть нашим руководителям» 

{hsimage|Кадр из фильма ||||}

— Фильм понравился. Очень сильное впечатление. Я видел смерти, разбросанные человеческие останки, оказывал помощь в экстремальных условиях, принимал роды в поезде и присутствовал при страданиях психически больных людей…  И мне после просмотра этого фильма страшно стало!

Пожалуй, людям впечатлительным не стоит его смотреть. Но хорошо бы посмотреть нашим руководителям, чиновникам. Для них, думаю, это будет полезно.

Какой самый сильный момент в фильме? Да весь фильм состоит из таких сцен, с самого начала. Наша Баба пытается устроить свою жизнь, несмотря на унижения, сложности, лишения. Вышла замуж не по любви. Первая брачная ночь как предвестник дальнейшей жизни. Снежным комом начинают наворачиваться беды. Сдохшая не по ее вине лошадь, и все унижения, полученные лишь только потому, что ты — жена. Испытания эти чуть не закончились самоубийством. Первый этап входа в бабью жизнь. А этих этапов было много и из каждого она выходила-выкарабкивалась. 

Фильм дает встряску, а забывчивым напоминает, кому и чем мы обязаны!

 

Купить фильм "Жила-была одна баба" на DVD | Купить на OZON.ru

  • валерий ананьин

    Обсуждения в программе Гордона уже давно вызывают у меня то недоумение, то смех (горький), то просто-напросто ярость — на амбициозность и невежество «спецов», особенно — новейших образованцев «с положением и весом». Чаще всего — всё вместе. Этот раз — был бы, думаю, не исключение, поэтому обсуждение просто смотреть не стал… А фильм посмотрел еще раз.

  • Новиков

    Посмотрел. Посмотрю еще раз.

  • Козулина Галина

    Не посмотрела, не смогла, не буду.

  • Н. Мешкова

    Посмотрела фильм «Жила-была одна баба» и обсуждение — до трех ночи. Долго собиралась с духом и, если бы не «Закрытый показ», так бы и не собралась. От фильма сильное впечатлени (не от обсуждения). Подписываюсь под каждым словом В.З. Ананьина.

  • Кинозритель

    Этот фильм сегодня будет в «Закрытом показе» на Первом канале — в 22-30

  • Мария

    Комментарии Валерия Ананьина к темам или событиям могут считаться самостоятельными произведениями своего жанра. В них- не только знание материала и понимание процесса, но, главное, личное отношение не отстраненного комментатора событий, а глубоко переживающего, сочувствующего, сострадающего ГРАЖДАНИНА страны.
    Его мнение интересно, его опыту доверяешь.
    Я уже не говорю о языке изложения: ярком, точном,и,я бы саказала, проникновенном. Спасибо, Валерий Зосимович!
    А тема да…, тяжелая, драматичная. Войти в нее можно если только «… набраться смелости и стиснув зубы…»(с). Выходить тяжело.

  • ананьин валерий

    За сомыслие — спасибо, Алексей. И о распаде связи времен (даже не «два века» — а словно на другом краю обрыва мы или на другой планете) — тоже верно…

  • Aлексей Kонкка

    Спасибо Валерию Ананьину! Сказано как припечатано. А в «Белорусском вокзале» все это уже было, точно. Но с тех пор как будто два века прошло, причем два века погружения в бездну.

  • ананьин валерий

    Посмотрел фильм онлайн, качество и звук копии ниже среднего, но дело не в этом… Фильм «ранит, не дарит надежды и не делает нас счастливее» — очень верно сказала Мария.
    Фильм в конечном счете — страшный, пугающий, апокалиптичен. И — до жути правдив. Да, жестко односторонен, дает только один, жуткий, срез правды, но ведь — ПРАВДЫ. Рискнул бы сказать — фильм на грани гениальности в своей «односторонности». И без осознания этого среза России, ее людей и истории (а «срез» этот никуда не делся, он длится, видоизменился — но здесь, с нами…) — не выйти из колеи, ведущей к тупикам, к «потопу»…
    А вот совершенно больным можно, пожалуй, стать, читая комментарии на форуме… Сколько путаницы, мусора, невежества, зашоренности, безапеляционности в своем знании «истины» и «правоты»… Да, много и взволнованных, размышляющих, задетых этой правдой среза истории, «думающих» и благодарных киноавторам откликов. Но не меньше — если не больше — и иного. Не знаешь, чему больше ужасаться. Обилию ли мнений тех, кто и не мыслит «помнить родство», типа «отстой, нуднятина, скука», вплоть до гордых признаний: «проспала» весь фильм, просыпаясь лишь от «ржачки» бойфренда над сценами насилия. Или нескончаемому муссированию темы «политзаказа», «проплаченности» — закордоннными ли врагами России, своей ли мафией и властью, вплоть до знакомой до тошноты темы «инородческой» акции русофобов и выяснения национальности господина «Смирноffа». Или беспардонной уверенности, что «нам-то» известна правда истории, где все было не так — и при старом режиме, и при «советах», а фильм — сплошная клевета на страну, народ и историю. И — до другого полюса: озлобленных проклятий в адрес и страны, и соотечественников (бывших), яростного отрясания праха отвратительной отчизны рабов с ног своих, ныне шагающих заморскими тротуарами… Или — не менее безапеляционной уверенности, что классики (о них поминают авторы фильма: Бунин о деревне и мужике, Пришвин с его дневниками страшных рев- и послерев- лет…)киноклеветникми искажены и подло использованы на мельницу врагов России всех мастей, уровней и «прописок». И не тычьте нам, мол, классиков: «знаем, читали» (это в адрес тех, то пытается пробиться к разуму зомбированных своей уверенностью в истине: неужто все, от Бунина до Шолохова, были «евреи» и русофобы?). Может, ярые патриоты и «читали», до вот — что вычитывали…
    Кстати, чем дальше смотрел фильм, тем больше приходили мне на ум не столько даже, скажем, страшные «Донские рассказы» Шолохова, сколько — Лесков с его странниками, беглецами и святыми преступниками, и (едва ли, пожалуй, не больше) Мельников-Печерский, которые ощутили-почувствовали в России и русском человеке такой сплав бездн, который и Толстому с Достоевским был не очень-то явен… И даже дальше их — вплоть до Чаадаева или Костомарова…
    Вообще же — наше время (и это еще раз подтвердилось для меня — от фильма с его подчеркнутым «срезом» правды и от чтения комментов) представляется мне до отчаянья схожим с пореформенными жутковато-шатучими годами века 19-го: конец 60-х, 70-е, начало 80-х… То же яростное размежевание по «партиям», «группам», «истинам», «рецептам» — кто виноват и что делать… Размежевание «прогрессистов-радикалов» всех мастей (даже — и друг от друга, как в лихие времена смертных драк ревдемократов с постепеновцами) и «охранителей», тоже всех оттенков (и тоже с междусобойной грызней). До взаимоненависти и нетерпимости, до войны на уничтожение иномыслия (желательно бы — и иномыслящих), словом, «кто не с нами…», и если ты «гражданин», должен непременно стать на платформу какой-то «партии», какого-то резко выраженного взгляда. За нежелание «стать на чью-то платформу», кстати, те же Лесков или Печерский в свое время были и преданы анафеме прогрессивной нашей интеллигенцией, и вообще оставлены без внимания и пристального прочтениями прочими думающими людьми… Не можем, не умеем, не способны учиться у истории, обречены очередные поколения «с себя», как с нуля, творить историю на очередном витке (да, спирали, но ведь и она — некий аналог «круга»…)?
    А фильм — уверен, смотреть все-таки надо, набраться смелости и стиснув зубы… Хотя бы для того, чтобы свое мнение составить, которое, скорее всего, у каждого будет чем-то несхожим с прочими (да хотя бы — с моим), и ощущения вызовет не схожие, и разные апелляции к памяти или чьим-то именам… Но думать-то — фильм все-таки заставляет, если мозги не совсем заменены поп-корном…
    И еще: в отличие от тех, кто ужасается и не понимает, как могут совместиться в одном авторе «Белорусский вокзал» и эта жуть, мне не видится тут разрыва-противопоставления. Смирнов — один; и там, и тут — и боль (сказал бы — больная любовь, может?) за Россию, и ощущение «амбивалентности» и ее жизни, и ее людей, и «житейского бытования» их, и их способности на грандиозные деяния (там — на подвиги, здесь — на ужасы), только — на разных «срезах», совсем в разных регистрах и жанрах. Ведь, положа руку на сердце, и от «Белорусского вокзала» не было ощущения благостности и умилительного гимна, оставалась некая тревога и даже жалость и сострадание, и непокой душевный оставался — после «просмотра»…

    .

  • kagor
  • Регина

    Конечно, надо помнить прошлое, спору нет. Но есть разница между историческим знанием, почерпнутым из книг и архивов, и эмоциональным прочтением художником трагических событий нашего прошлого. Я вот даже любимого Достоевского сейчас не могу читать, душевных сил не хватает. Потому не стану смотреть этот фильм, хотя знаю: Андрей Смирнов — большой художник, об этом фильме он думал много лет, хотя бы поэтому надо посмотреть. Но не могу…