Свой нашумевший фильм «Деточки» режиссер Дмитрий Астрахан называет сказкой. Но картину вполне можно посчитать фильмом-катастрофой, манифестом или притчей.
…Я живу на окраине Петрозаводска. В соседнем дворе детский дом. Что видят дети, выселенные чуть ли не в самый неблагополучный район города? То же, что и мы: бродячих собак, пьяных люмпенов, которые если не стреляют деньги, то распивают спиртное, сидя за ларьками. Что слышат? Мат, на котором многие из ключевских подростков и разговаривают.
Этим летом я видела, как мать и отец у калитки детдома звали свою дочку. Пьяные, они опирались на ветхий заборчик и по всей округе неслось протяжное: «Оляяяяяяяяя!» А 2 сентября подросток звал своего отца, стоящего с друзьями-алкашами. «Пап, — говорил мальчишечка, — а я вот с линейки. Чуть погуляю и домой, слышишь, пап?» Отец его выматерил, хихикнул и отвернулся. А я подумала: хоть бы мамка у этого парня была хорошей, а то угодит он в этот же детский дом.
Сказка под названием «Деточки» Астрахана — это отчасти действительно сказка. Но об этом вспоминаешь ближе к середине фильма. Поначалу все происходящее воспринимается очень реалистично. В фильме хватает разного рода ляпов, но дело даже не в том, что сняли наспех, допустили погрешности, преувеличили… Важнее, что создатели фильма уловили важную тенденцию: власть российская настолько зажралась и настолько далека от реальных проблем общества, что решать их за взрослых начали дети.
Поздним вечером этот фильм лучше не смотреть. После него не спится. Категория 18+.
Анна Бойцева, журналист, поэт: «Войну объявили те, кто должен был защищать»
— «Так много хороших ребят и все делают велосипед. А один из них как-нибудь утром придумает порох…» — пел с утра мне в плеере Цой. А вечером посмотрела я сказку Дмитрия Астрахана и подумала: а ведь другого выбора у них и нет в этом мире, где войну объявили те, кто должен был защищать.
До знакомства с «Деточками» не могла представить, возможно ли обозначить в кинематографе проблему насилия по отношению к детям так, чтобы это было корректно и вместе с тем не пошло. Оказалось, можно. На помощь пришел бессмертный жанр сказки, который, надо отдать должное авторам, выдержан в фильме точно. Узнаваемые образы добра и зла, простая речь героев, четкая сюжетная линия. Вот только финал… Хотелось бы, чтобы долго и счастливо. Но…
Сказки о народных мстителях – отражение последней надежды на справедливость. Вот только после фильма «Деточки» не рождается внутри никакой надежды. Только сильнее становится боль и обида за детей, которые в нашем жестоком мире остаются со злом один на один. Сказка ложь да в ней намек… Нет, не извлекут морали, не выучат урок те, кому он предназначен. Раз уж смогли они закрыть глаза на реальные факты, что им сказочки?..
Роман Бессчётнов, инженер, Москва: «Чуть больше шести звезд на Кинопоиске»
— Мне фильм не понравился! Два раза принимался его смотреть, но игра актеров отпугивает. Тошно.
Зашел на сайт http://www.kinopoisk.ru — там достаточно вменяемых отзывов на картины. И если меньше семи звезд, то смотреть фильм — это зачастую время свое тратить. У этой ленты чуть больше шести звезд.
Сергей Евстюгин, второкурсник строительного факультета ПетрГУ: «Оправдывает только жанр»
— Это фильм о проблемах, на которые общество закрывает глаза: дедовщина, наркомания, педофилия.
В некоторых сценах взгляд режиссера показался мне слишком категоричным. Например, в критических ситуациях герои обращаются к Богу — мать молится после того, как сын убил отца. Или Дядя Вадя — тренер «деточек» просит помощи у иконки.
Поведение ребят, нереальные сцены убийств — все это оправдывает только жанр фильма-сказки.
-
Константин Андреев, руководитель разновозрастного отряда «Аванпост», Москва: «После этого фильма перечитал Януша Корчака»
— Подскажите, как найти тут авиамодельный кружок? Думали, что до вечера будет запись, но сегодня она закончилась раньше.
— Пойдемте, покажу. Наш кабинет как раз рядом с авиаторами, — говорю я любознательным школьникам.
— А вы что делаете?
— Как и все взрослые тут – сею разумное и вечное в такие же головы как и у вас.
Мои собеседники явно не ожидали такого ответа и продолжают выпытывать.
— А всё же? Вы тут учитель?
— Не совсем учитель. Учителя в школе. Тут иначе. У нас разновозрастный детский коллектив: путешествуем по стране, ходим в походы, изучаем историю, общаемся с интересными людьми. Ну вот, будущие Чкаловы, ваша лаборатория! Удачных полетов! .
Спустя минут пятнадцать в дверь моего кабинета, который находится по соседству с авиамодельным кружком, постучали. Летчики вернулись.
— Извините! А к вам можно записаться?
Пригласил их на первое занятие. Ребята оказались восьмиклассниками. Они с интересом рассматривали нашу комнату, туристическое снаряжение, старый патефон. Все это им интересно. Уверен, новички станут самыми ответственными нашими аванпостовцами.
Почему я рассказал сегодняшний случай из жизни Дворца пионеров на Воробьевых горах?! Да потому, что у детей так много общего! И желание быть значимым в глазах других, и тяга к приключениям и авантюрам, и желание справедливости, и необходимость наличия взрослого авторитета-примера.
Это общее, что присуще детству. Мне кажется, о детстве надо рассказывать в формах, которые призывают к созиданию и развитию. Я глубоко уверен: если один человек будет совершать для окружающих добрые поступки – это будет в сто крат полезней и эффективней. Борьба порождает агрессию. Созидание и творчество – радость.
Я не за то, чтобы показывать только романтические картины. Но я за то, чтобы восприятие действительности – жестокой, неприятной, отвратительной было не только дозировано, но и педагогически направлено. Гротескность ситуации в фильме «Деточки» — борьба детей за свое детство — для восприятия не только тяжела, но может и ранить. Хотя, наверно, не всех.
Безусловно, фильм «Деточки» должны смотреть не все, только подготовленные зрители. Подготовленные внутренними переживаниями, рассуждениями. Просмотр должен быть подкреплен дальнейшим действием по сохранению и приумножению детства. Я лично после просмотра этого фильма взял в руки книгу Януша Корчака – «Король Матиуш Первый», чего и всем желаю.
Дарья Иванова, студентка ПетрГУ, филологический факультет: «Думать и переживать»
— Для меня этот фильм еще одно доказательство того, что мир имеет две стороны. Борьба добра и зла, справедливости и лжи будет всегда. «Деточки» — история, в которой есть доля сказки.
Страшно даже представить, что будет, если проблему педофилии решать станут дети, а не власть. Кстати, дети в этой ситуации тоже как две стороны одной медали — одни страдают, другие пытаются уберечь их от страданий. Но должно ли так быть? Правильно ли это? Убийство — грех. Но грех во имя справедливости не останавливает детей. Правильно ли, что их поддержал их воспитатель? Фильм нужно смотреть, он заставляет думать и переживать.
Катя Лобастова, госслужащая, Петрозаводск: «Нам навязывается несбыточная сказка о Робин Гуде»
— «Деточек» посмотрела с интересом. Я бы назвала фильм «Неуловимыми мстителями» нашего времени, но культовым ему не стать: он ни массовый, ни элитарный. На эту же тему «Ворошиловский стрелок» — сильная работа, которая выглядит более достоверной. «Деточки», на мой взгляд, слишком инфантильны. Аудитория фильма — подростки. Разрушительный посыл этой работы может спровоцировать тинейджеров на кровавый отклик.
Фильм и меня, взрослую, не отпускает уже который день. Я размышляю и думаю о нем, но вот что удивительно — он будит не самое лучшее во мне, вызывая желание подняться и мстить. Иногда, например, очень хочется взять камень и бросить его в соседское окно, из которого даже ночью разносится громкая музыка. Но я хочу быть другой. Потому как человек, воткнувший в тело нож, не остается чистым — таким, какими остались подростки в фильме. Он становится другим, ведь он совершил зло. А нам навязывается несбыточная сказка о Робин Гуде.
Николай Подсокорский, кандидат филологических наук, Великий Новгород: «В фильме всё насквозь фальшивое»
— Когда я еще был школьником, в «лихие девяностые», я впервые увидел по телевизору фильмы Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» и «Зал ожидания». Уже тогда они показались мне чересчур фальшивыми и схематичными, таким калейдоскопом уныло-серой социальной рекламы. Даже такие великие актеры как Вячеслав Тихонов или Михаил Ульянов в картинах Астрахана невольно становились более мелкими, чем они были на самом деле. Тем не менее их участие в этих фильмах если не спасало, то в некоем роде облагораживало замысел создателей. С тех пор эти фильмы я не пересматривал, но новый фильм Астрахана «Деточки» мне вдруг их напомнил. И хотя взрослые актеры в нем имеют в целом неплохой потенциал, раскрыться им не удалось ввиду абсолютной беспомощности сценария.
Едва ли фильм «Деточки» вообще заслуживает того, чтобы о нем говорить: хвалить его абсолютно не за что, а критиковать и вовсе не хочется, потому что любая критика бездарного произведения делает ему своего рода пиар, которого оно не заслуживает. Досмотреть эту картину до конца — подвиг для любителей кино, если только они прочли в своей жизни более одной книжки и смогли окончить хотя бы среднюю школу или ПТУ. Собственно претензия к фильму может быть всего одна: это вообще не художественный фильм, в нем все насквозь фальшивое и ненастоящее от персонажей до их диалогов и действий, в нем напрочь отсутствует малейшее правдоподобие жизни, а то, что есть, предельно схематизировано и примитивизировано, каким-то непонятным образом загнано в одно измерение.
Уже с первых кадров понимаешь, что в картине действуют не люди, а какие-то одноклеточные существа без души и сердца (бесы? духи низших миров?), вызванные из небытия воспаленной фантазией режиссера. Нет ни злодейства, ни воздаяния за него, в ходе просмотра не возникает ни сопереживания, ни сочувствия, потому что все, что показано, к величайшей трагедии жизни имеет столько же отношения, сколько речи нынешних депутатов Госдумы о духовности — к самой духовности.
Это похоже на то, как если бы очень ограниченный и недалекий человек зачем-то читал и смотрел изо дня в день одни только новости криминальной хроники про педофилов, убийц, депутатов, а затем ему приснился вот такой одномерный сон про узко понятую возможную «справедливость», который затем непонятно для чего был превращен им в нудный кинофильм. Получилось плоско, неинтересно, фальшиво, уныло, однообразно (вернее даже сказать «без-образно», потому что образов в этой картине нет — есть лишь схемы).
Сопливо-слащавое название фильма указывает скорее на то, что его задумывали и снимали люди, имеющие сами сознание «деточек». Впрочем, настоящие, реальные дети видят жизнь куда сложнее и многомернее… Смотреть это кино никому не посоветую, поскольку мне самому очень жаль времени, затраченного на эту поделку.
Яна Жемойтелите, писатель, поэт, Петрозаводск: «Это римейк «Молодой гвардии», только вместо фашистов родная полиция»
— Фильм сделан на скорую руку. Видно, что с актерами работали мало. Мизансцены не продуманы, операторской работы — накакой. Очевидно, режиссеру было важно просто высказать накипевшее.
В общем-то, это римейк «Молодой гвардии», только вместо фашистов — родная полиция. Несмотря на вышеперечисленные недостатки фильм смотрится. И я все время вспоминала откровения Антона Клюшева, которые в свое время вызвали шквал негодования. На фоне этого фильма Клюшев выглядит почти невинно. Вероятно, еще и потому, что он просто описывал ситуацию, а «Деточки» предлагают из этой ситуации реальный выход.
См. ниже трейлер фильма «Деточки»