Литература

Стихийная первооснова ветра счастьЯ

Вышел в свет третий сборник творческой группы “Я”, которая четырнадцать лет существует в нашем городе под крышей Петрозаводского университета. Презентация его прошла 26 сентября в Городском выставочном зале.
 
Я не берусь заниматься описанием жизни творческой группы «Я» с самого его зачинания. Уже написано много, и еще, наверное, напишут. Интересно другое – много лет «Я» существует, но духовная нить, эта нить Ариадны, не рвется между старшими поэтами и молодыми их преемниками.
 
Марина Цветаева писала, что книга должна быть исполнена читателем как соната. Знаки у Цветаевой ноты. И только воля читателя – осуществить или исказить. Перелистывая стихотворные книги, мы мысленно исполняем эту музыку. Бросается в глаза, насколько много удивительного открывается читателю, недаром говорят, что развитие истории происходит по спирали.
 
Первый сборник группы «Я» назывался «Я-Первооснова». Все логично. Молодые люди, которых объединила тяга к Слову, волшебное таинство стихосложения. Они учились друг у друга, спорили, смеялись! Они пытались осмыслить Себя. Место в этом мире. Место этих стихов в этом мире. Свое будущее и настоящее, но не забывая о прошлом. И все это вылилось в названии. В стихотворении, которое является заглавным в сборнике, его автор В. Ганин отмечает: В слов естестве ищи первооснову, — \ В начале мира все же было слово, и словом завершится всё в конце \ Священно таинство его рожденья, \ Как посланное свыше откровенье, \ Как отблеск дня у Бога на лице.
Через два года выходит, небольшая книжка, с названием «Ветер счастьЯ». И здесь все ясно! Люди, поэты, которые ощутили радость от игры слов. И они, эти слова, сверкают и переливаются. У молодых поэтов многое получается. Что-то не удается. Как майский ветерок, скользящий по щеке, слова этой книжки касаются души читателя.
Прошли годы, и те молодые люди, молодые поэты, чьи стихи составили основу первого сборника, повзрослели. Кто-то остался верен Слову, и это стало профессией, кто-то свернул с литературного пути. За это время подросло новое поколение, молодое поколение. Поколение честолюбивое и бескорыстное, ранимое и жесткое. Совсем другое представление о жизни у этих людей, хотя разница в возрасте не так велика. Они начинают свой путь и пытаются найти свое место в этом стихийном мире Поэзии.
«СтихиЯ» — под одной обложкой объединяются и известные поэты, члены различных писательских союзов, и поэты, которые свернули с литературной дорожки, но не переставшие слушать своих Муз, и конечно совсем молодые люди, которые делают первые шаги. Стихи молодого поколения были положены в основу этой книжки. И название «СтихиЯ» — попытка понять, осмыслить, а с другой стороны это некая черта, которая подводит некоторый итог, промежуточное вычисление. «Стихию» сформировали стихи 20 поэтов. У всех у них свои любимые темы и герои. У кого-то лирический герой Куст под окном, или Поэт-мечтатель, или Любимый (Возлюбленный).
Про что пишут поэты? Про самих себя. Про мир окружающий их. Про любовь. Про вечность. И опять про себя. Пишут про поэтов. Кто-то с глубоким трепетом и уважением, например В. Ганин: Поэт, безудержный мечтатель… \ Кровавый сгусток на холсте. \ Не жаждущий чужих распятий \ Сам распят будет на кресте. А кто-то просто и легко, сквозь полотнище бытовых дел, как это делает В. Галышева: Я выложу на стол котлеты. \ Потом зажгу постылый газ. \ «Любите живопись поэты». \ А я кричу: — любите нас! \ Любите нас пока не поздно, \ Пока прекрасны вечера… Или как З. Слуковский поучает своих собратьев по перу.
Особый разговор про стихи и музыку. Очень похожие темы, но как они по разному раскрыты. У Владимира Ганина его «Осенняя мелодия» это мелодия любви, в ее стихотворении, как и во всем творчестве, соло отдано крови, а осень тепла и по-женски красива: Осенняя, но теплая мелодия… \ В ней, словно в сказке, заблудились Мы, \ Не испугавшись близости зимы. А у кого-то, Осень это целая симфония. Буйство красок, и, по сути, симфония любви. Это стихотворение посвящено молодому и очень талантливому композитору Виктории Сергеенко (Мишиной). Посвящение другу, большому другу, которая способна слышать звуки и слова – которые не способны услышать и уловить другие.
 
Молодая поэтесса Дина Филатова вместо пилюль и микстур, лечит, в тяжелые минуты, свою душу музыкой: Когда мне больно – я играю, \ Когда мне грустно – я пою. \ На гребнях звуков уплывая, \ Я душу музыкой лечу. В стихах Олега Мошникова чувствуется «служивый человек» его музыка – «барабанный ямб». А как близки, на мой взгляд, образы в стихах двух таких разных поэтесс, как С. Захарченко и Д. Филатова! Присмотритесь к этим стихам поближе. Дина Филатова с первобытным ужасом в глазах шепчет, почти причитает: Я сегодня целый день плачу. \ Мне приснилось, будто ты умер. \ Сон не может ничего значить. \ По-иному я боюсь думать. \… \ Мне сегодня целый день страшно. \ И брожу я одна по парку. \ Оказалось, ты мне так важен… \ Я такого боюсь подарка. И ты кожей ощущаешь эти чувства молодой девушки, сильной, но такой беззащитной. А теперь посмотрите на строчки Светланы Захарченко: То, что было моим потолком, \ Стало внезапно полом. \ Но я не вспоминаю о том, \ Что было всё? по-другому. \ Ведь этот переворот вовне \ Не означает его во мне, \ И кому от измены гореть в огне, \ А кому тонуть от вины в вине. Мы ощущаем силу и мощь от этих строк, в то же время чувствуется растерянность девчонки помноженную на женскую мудрость. Какие они разные, но нечто связывает их, и перечитываешь стихи снова и снова, и снова и снова ты видишь молодую девушку, эту кошку, которая ищет себя: Каждая женщина — немного кошка. \ Самую малость, совсем немножко. \ Кошка гуляет сама по себе и ты веришь – она найдет себя, она поймет себя и придет осознание чего-то светлого и доброго: Моим высказываньем стало \ Такое странное «вот так», \ В нем чуточку звенит металла \ И реверсом блестит пятак. \ Его я повторяю часто: \ Вот так, вот так, вот так, вот так. \ И так – со временем согласна – \ Я отбиваю жизни такт. \…Вот так я избегаю моды, \ Вот так я помню об одном: \ Дни празднования Христовых \ Сражений за весь род людской. \ Вот так я постигаю слово \ И становлюсь собой. Ну и конечно не могу ни сказать о любимых моих стихах в этой книжке, которые оставляют яркое послевкусие после прочтения. Навсегда уходят люди, \ Люди, люди, люди, люди… \ И никто о них не вспомнит, \ Не простит их, не осудит; \ И никто о них не скажет, \ Ничего о них не скажет вот так по мужски скупо, минимумом средств Захар Слуковский говорит о важном. Но чаще его слова подхватываются музыкой и рождаются маленькие шедеврики, которые помогают нам проходить через стихию жизни. Сложно не согласиться с Дмитрием Голубевым когда он пишет: Прошла пора фатальных дат и цифр…\ Поэты живы и толпа довольна, \ Иль наш народ стал менее спесив, \ Иль потому, что задышали вольно?

Можно долго, строчку, за строчкой разбирать стихи и старших, и младших «Я»шек. А для чего? Каждый кто прочитает стихи этих поэтов, все поймет, и все рассудит! Хотя зачем? Марина Цветаева писала: «Права суда над поэтом никому не даю. Потому что никто не знает. Только поэты знают, но они судить не будут. А священник отпустит. Единственный суд над поэтом – самосуд». И давайте не судить, а если и судить, то не строго. Ведь поэт хотел, что-то донести до нас. Он подарил частицу себя, частицу своего сердца. А понять, расшифровать это послание – наша задача, задача читателя.