Литература

Ночь после Рождества

Венок сонетов Эдуарда Патлаенко

1. …пронзили руки мои и ноги мои. 
(Пс. Давида, 21, 17)

Ты родился Мессией, – стал укором… 
Мессия? Что ж, — сгодится для борьбы
С орлом двуглавым, баловнем судьбы;
Да и царю он – смертным приговором.

Меж пытками и светским разговором
Великий Ирод строил белый храм, —
Не Господу – супруге Мариам;
Являя Богу свой звериный норов.

Лишь три волхва узнали лик Давида
В лучах Звезды… И поняли укор:
-Увы, Отец! о ризах жаркий спор…
Бросают жребий… Кончилась коррида.

Ах! не любовь, но тысячу чертей
Всем нам, ползущим тропами страстей.

2. В те дни и в то время взращу Давиду Отрасль праведную,
и будет производить суд и правду на земле. 

(Пр. Иеремия, 33, 15)

  Всем нам, ползущим тропами страстей, 
Ни плач Иеремии, ни Акоста,
Ни сладковатый запах Холокоста,
Не стали стражами Твоих путей.

В нас – жажда жить. Чтоб просто, без затей:
Чтоб был достаток в сундуках дубовых,
Чтоб сытыми дожить до дней гробовых,
Чтоб в Судный День не вздыбили костей.

Как в Рай войти и сытым быть? Дилемма…
Паломниками топчем Назарет,
Не ведая о том, что на заре
Там небо плачет кровью Вифлеема.

Мы то, что у сороки на хвосте,
Но, со свечами! (милостью властей).

3. И слава Господа вошла в храм путём ворот,
обращённых лицом к востоку. 

(Пр. Иезекииль, 43, 4)

Но со свечами! – милостью властей, — 
Рванулись в храмы, — лептой откупиться;
А в одиночку, сердцем ниц склониться
И слушать стон зарезанных детей
Нам страшно… И мы просим крепостей:
Кус хлеба, чтоб на каждый день, — и с маслом,
И дом за крепким и высоким пряслом,
И много, – много суетных вестей.

Придёт ли Он? Глубоки больно раны…
А сны Езекииля говорят:
— Он будет приходить, пока горят
Стоглазые колёса Махаяны!

Его ли ждать надменным «мухоморам»,
Псалтырящим хвалу фальшивым хором?

4. И по истечении шестидесяти двух седмин
предан будет смерти Христос,
и не будет…
И утвердит завет для многих одна седмина. 

(Пр. Даниил, 9, 26, 27)

Псалтырящим хвалу фальшивым хором 
Простится грех. Провидец Даниил
Увидел сон во сне: священный Нил
Попятился, — сражён духовным мором.

Пещное действо театральным вздором
Считаем, а подумать недосуг:
— Дахау?
— Ах! Освенцим, Равенсбрюк…
— А дуче с католическим приором?

Всё, как дуэт Прилепы с Миловзором,
Своей далёкостью ласкает слух
Нам, сытым, — славящим фальшивым хором
Тебя, впряжённого в отцовский плуг.

А Ты всё шлёшь и шлёшь детей в дозоры…
Взойдёт ли семя Истины?
С позором?

5. Ибо земля наполнится познанием славы Господа,
как воды наполняют море. 

(Пр. Аввакум, 2, 14)

  Взойдёт ли семя Истины? С позором 
Он побратался, — ярый Аввакум,
Ослепший от страстей и тяжких дум, —
Рассек Россию надвое раздором.

С тех пор война Московии с помором
Не затихает ни на божий день:
Цари наводят тени на плетень, —
Разбойник – брат дерётся с братом вором.

О Господи! Гляди… с крестом на чреве
Орёт: — Распни его! Распни!.. А те?
Те в партиях – не знают о Христе,
Но держат про запас кадила в хлеве.

Вот истина: Ты в гвалте, в суете,
Был трижды предан братом в простоте.

6. И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты?
Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою
в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. 

(Пр. Михей, 4, 5; 5, 2)

Был трижды предан братом в простоте. 
Предательство, как ябеда дитяти,
Невинно и Спаситель на осляти
Триумфа ждал от нас в полуверсте…

А в Вифлееме чудо: на кусте
Терновом лилии багряным цветом
Зевак смутили, — шли из Назарета
Царя увидеть в явленном Христе:

-Гляди Михей! Да этот ли спаситель,
Которого мы ждём? Лица в нём нет,
Ни стати, ни огня в очах – в нём нет.
Царь иудейский?! Он же местный житель!

Так родом избранным, что вслед свистел,
Ты трижды — три был проклят на Кресте.

7. И показал он мне Иисуса, великого иерея,
стоящего перед Ангелом Господним, и сатану,
стоящего одесную его, чтобы противодействовать ему.
Иисус же одет был в запятнанные одежды. 

(Пр. Захария, 3, 1,3)

Ты трижды – три был проклят на Кресте. 
Душа раба больна конкистодором,
Кострами вер, паломничеством в горы: —
Крест обратила в Гриб на высоте.

Мы любим православие – не Бога.
Мы верим в племя, Храм Твой не любя.
Мы любим даже в чёрте из Магога
Себя! Себя! Себя! Но не Тебя.

За дверью протестантского порога
Ты не увидишь Своего Следа…
Увы, раб любит собственного бога,
Лишь грянет в мир нежданная беда.

Ты проклят до Суда по Договору:
Священником, разбойником и вором.

8. И я дал тебе царя во гневе Моём, и отнял в негодовании Моём.
Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более,
нежели всесожжений. 

(Пр. Осия, 13, 11; 6, 6)

  Священником, разбойником и вором 
Обласкан был Иуда Кариот.
Взглянул?.. Лицо покрылось серым флёром…
И тридцать сребряных швырнул зелот!

Заложен первый камень; — щит, оплот
Учения грядущих волонтёров.
А на плацу орёт голодный скот:
-Варавву – нам! Распни царя – актёра!

-Прости им, Отче! – они не знают,
Что делают, -Твои слова негромки,
Но крепче стали (маги признают);

А нам, рабам, слова Твои – потёмки…
Из слов себе готовим тыщи блюд;
Вот, два тысячелетья мы – потомки.

9. …и придёт Желаемый всеми народами, и наполню дом сей
славою, говорит Господь Саваоф. 

(Пр. Аггей, 2, 7)

Вот, два тысячелетья мы – потомки, 

Псалтырим по бумажке «Верую»;
Авось, спасёмся братья серые?
А коли в ад – подстелит Он соломки.

А на Голгофе, разорвав пострёмки,
Разбойнику разбойник: — Верую!
Возмездие нам – полной мерою!
— А Он?
— Младенец! – молится негромко.

— Се, истинно тебе Я говорю, —
Со Мною будешь ныне же в раю, —
Сказал, – с Креста взмыл в небо Серафим.

Нам рай, как песня «баюшки-баю».
В любовь играем лёжа на краю.
В любовь играем с Именем Твоим.

10. …уже приготовил Господь жертвенное заклание,
назначил, кого позвать.
Исследуйте себя внимательно. 

(Пр. Софония. 1, 7; 2, 1)

В любовь играем с Именем Твоим, 
Столпившись под хоругви венценосцев,
Иссякших духом, как река Нимрим
Водой; — мы славим карликов — христосцев,
Последних дней цивильных крестоносцев.

В Синедрион брат тайный Никодим
Вошёл седым… О воля Богоносца!
Брат видел Ад – там плакал Рефаим…

— О Жено! се , сын Твой, — доколе буду.
Потом сказал: -Се, Матерь! – Ты любим.
А карлики?
— Виват! (под звон посуды).

Увы, на чём стоим, – на том стоим:
Лелея в сердце поцелуй Иуды, —
Друг друга жалим Именем Твоим.

11. и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день
Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? 

(Пр. Иоиль, 2, 11)

            Друг друга жалим Именем Твоим: 
— Алла акбар! – и в рай за смерть ребёнка;
— Акбарам месть! – фугасный терафим…

Зачем избрал Себе судьбу ягнёнка?
Твой камень веры – в щебень…
Прокляни!?
Молчишь?
А слышишь – стражникам бабёнка:
— Орёл?
— Нет, решка!
Проклятые дни:

— Jli, Jli! lama savahfani? 

Твой стон страшнее жалобы котёнка;
Сам Вельзевул заплакал…
А они?
Они рвут багряницу на пелёнки:
— Единый наш.
Нет наш!
Он наш!! – подонки, —
Через Христа; — мы каемся пред Ним…
Припрятав души за спины в котомки.

12. Горе, желающим дня Господня! он тьма, а не свет… 

(Пр. Амос, 5, 18)

Припрятав души за спины в котомки, 
К Престолу едем, недругам назло.
Сегодня в храме будут киносъёмки, —
Нам с царской ложей очень повезло.

Ему свечу пудовую за взлом;
Вчера мы крупно взяли с братом «фомкой»!
Прими наш грех, – помилуй. А с Козлом
Нам не к лицу ходить по самой кромке.

Ну, хватит беллетристики! Голгофа…
Тебя спросил Отец, – Ты крикнул: — Жажду!
А мы-то? (смех) – воды… Ну существо!

Отец: — Не много ли для Голиафа?
Сын: — Землю должен посетить Я дважды!
Ты нас прости… Явись на торжество.

13. Ибо Младенец родился нам, – Сын дан нам;
владычество Его на раменах Его… 

(Пр. Исайя, 9, 6)

Ты нас прости… Явись на торжество, 

И не смущайся, если мы камнями
Тебя приветим. Знаешь? колдовство
Догматов нам родней, чем Ветхий Днями.

Но кто же автор? Он всё: — Мы да нами?
— Я здесь… И не один… На торжество
Иду я с вами (потерявший знамя);
Не знаю – на какое рождество?

А Он всё знал, когда смеясь: — Свершилось! —
Воззвал к Сестре, распятой на стене:
— Помазан Я на праведничество!
— Моею кровью Башня сокрушилась!
И Он придёт, поверьте, не во сне,
Чтоб вместе с нами встретить Рождество.

14. Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех,
которые оскорбляли его и презирали подвиги его;
они же, увидев, изумятся неожиданности спасения его… 

(Прем. Соломона, 5, 1, 2)

Чтоб вместе с нами встретить Рождество, 
Ты воплощён… До срока скрыт Атоллом;
До дней, когда отринем шутовство, —
Вернём все долги Твоему Престолу.

Когда поймём, — Голгофа не картина,
И с корнем! – веру во все ведовство,
Тогда не мы, но наше Существо
Прозреет Истину Отца и Сына:

— Отче! в руки Твои предаю дух Мой.
Смертию Ты попрал смерть! Крестом – водой.

А в память о Тебе досталась нам
Гермесова печать – клеймо позора
Детей за пращуров, глухих к словам:
«Он родился Мессией, – стал укором ».

15. …вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. 

( Ин., 1, 29)

  Ты родился Мессией, – стал укором
Всем нам, ползущим тропами страстей,
Но, со свечами! (милостью властей);
Псалтырящим хвалу фальшивым хором. 

Взойдёт ли семя Истины? С позором
Был трижды предан братом в простоте;
Ты трижды — три был проклят на Кресте:
Священником, разбойником и вором.

Вот, два тысячелетья мы – потомки,
В любовь играем с Именем Твоим;
Друг друга жалим Именем Твоим,
Припрятав души за спины в котомки.

Ты нас прости… Явись на торжество,
Чтоб вместе с нами встретить Рождество.